Мероприятие прошло 9-10 сентября в Нью-Дели (Индия). По итогам саммита была подписана декларация лидеров, подтверждающая приверженность стран-членов G20 принципу «нулевой терпимости» к коррупции, их стремление к укреплению международного сотрудничества в вопросах борьбы с коррупцией и возврата активов, а также повышению эффективности работы антикоррупционных органов.
Одновременно на саммите был одобрен ряд документов, ранее подготовленных Рабочей группой G20 по противодействию коррупции (G20 Anti-corruption Working Group – ACWG):
1. Принципы высокого уровня по укреплению культуры честности и неподкупности и повышению эффективности деятельности государственных органов и учреждений, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции (G20 High-Level Principles on Promoting Integrity and Effectiveness of Public Bodies and Authorities Responsible for Preventing and Combatting Corruption)
В документе представлены рекомендации по формированию культуры честности и неподкупности в органах и учреждениях, ответственных за предупреждение и противодействие коррупции, в частности:
- предоставление им полномочий для обеспечения предупреждения и борьбы с коррупцией, в том числе определение на законодательном уровне функций таких органов и учреждений, установление обязательности исполнения их предписаний и рекомендаций, закрепление порядка контроля за их выполнением, создание каналов для раскрытия информации разоблачителями и системы мер по их защите от репрессий и т.п.;
- обеспечение необходимой автономности и предоставление ресурсов для эффективного выполнения ими своих функции и избежания ненадлежащего влияния, в частности, обеспечение открытого, прозрачного, основанного на заслугах найма и продвижения персонала, в том числе руководящих должностных лиц, принятие мер по защите таких органов и учреждений от произвольных бюджетных изменений, которые могут помешать им эффективно выполнять свои функции, предоставление им полномочий по разработке и реализации собственных политик;
- обеспечение открытости и прозрачности деятельности таких органов и учреждений, а также подотчетности при выполнении ими своих функций без ущерба для необходимой независимости;
- обеспечение соблюдения высоких стандартов честности и неподкупности сотрудников таких органов и учреждений, в том числе внедрение кодексов поведения, организация соответствующего обучения, поощрение демонстрации высшим руководством приверженности высоким стандартам, проактивное выявление и урегулирование конфликтов интересов, развитие систем декларирования активов и интересов, создание каналов для раскрытия информации разоблачителями и т.д.;
- повышение эффективности сотрудничества таких органов и учреждений с высшими органами аудита и подразделениями финансовой разведки, содействие междисциплинарному обучению, обмену опытом и передовыми практиками;
- повышение их способности противостоять новым или возникающим вызовам и рискам, включая проведение на постоянной основе оценки коррупционных рисков, расширение использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий, проведение исследований и обмен знаниями в области противодействия коррупции с широким кругом заинтересованных сторон.
2. Принципы высокого уровня по укреплению международного сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами в целях противодействия коррупции (G20 High-Level Principles on Strengthening Law Enforcement related International Cooperation and Information Sharing for Combatting Corruption)
В документе определены ключевые направления взаимодействия правоохранительных органов в целях борьбы с коррупцией, а именно:
- создание и/или укрепление эффективных механизмов международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, в том числе обеспечение такой возможности на уровне законодательства, разработка типовых соглашений, которые могут заключать правоохранительные органы для обмена информацией, принятие мер, позволяющих проводить совместные и/или параллельные расследования, и т.п.;
- использование каналов сотрудничества между соответствующими органами для оказания помощи в борьбе с коррупционными преступлениями, включая выявление, отслеживание и, при необходимости, получение доступа к открытой информации о вовлеченных лицах, подтверждение подлинности официальных документов или проведение проверки содержащейся в них информации;
- создание эффективных механизмов обмена информацией о бенефициарном владении, содействие эффективному трансграничному обмену такой информацией, выявление и решение проблем в области сбора, обработки, проверки и обмена релевантной, точной и актуальной информацией и т.п.;
- продвижение механизма добровольного обмена информацией в инициативном порядке без предварительного запроса;
- развитие сотрудничества правоохранительных органов разных стран, в том числе в обмене опытом использования новых и новейших технологий;
- анализ путей оптимизации процессов эффективного использования информации, обмен которой осуществляется в рамках двусторонних договоров и многосторонних конвенций по сотрудничеству в расследовании и преследовании за коррупционные преступления.
3. Принципы высокого уровня по укреплению механизмов возврата активов в целях противодействия коррупции (G20 High-Level Principles on Strengthening Asset Recovery Mechanisms for Combatting Corruption)
Документ содержит основные принципы обеспечения возврата активов в рамках борьбы с коррупцией, в том числе:
- определить возврат и репатриацию доходов от преступной деятельности в качестве одной из целей антикоррупционной политики, принять соответствующие положения на уровне законодательства;
- обеспечить доступность всех инструментов, механизмов и процессов своевременного и результативного выявления и отслеживания доходов от преступлений для соответствующих национальных органов, возможность их эффективного применения, в том числе для подачи и исполнения запросов о международном сотрудничестве в области отслеживания и обнаружения активов, определить один или несколько органов в качестве координационного центра (координационных центров) по вопросам возврата активов, обеспечить возможности такого органа (органов) своевременно получать необходимую информацию;
- создать условия, в том числе на уровне законодательства, для своевременного ограничения перемещения, замораживания или ареста доходов от преступлений в целях предотвращения их движения между разными юрисдикциями, а также их растрачивания, предоставить компетентным органам возможность разработки и внедрения соответствующих процедур и инструментов;
- обеспечить использование национальными системами возврата активов стран «Группы двадцати» широкого набора юридических полномочий, инструментов и мер для эффективного возврата активов, которые могут включать конфискацию без вынесения приговора или аналогичные гражданские или административные меры, замораживание, арест и конфискацию на основе стоимости, конфискацию доходов, полученных в результате преступлений третьими лицами или переданных таким лицам;
- обеспечить своевременную и эффективную координацию и коммуникацию между компетентными органами разных стран в целях содействия своевременному исполнению транснациональных запросов о возврате активов, развивать соответствующие каналы и процедуры;
- обеспечить использование информации из открытых источников и другой актуальной информации в целях повышения эффективности возврата активов.
4. Мониторинговый отчет ACWG по вопросам взаимной правовой помощи (Accountability Report on Mutual Legal Assistance)
Очередной отчет ACWG посвящен прогрессу, достигнутому странами-членами G20 в обеспечении эффективной взаимной правовой помощи (MLA).
Как отмечает ACWG, страны-члены G20 разработали и внедрили внутренние механизмы обработки запросов на MLA, учитывающие как нормы национального законодательства, так и положения многосторонних / двусторонних соглашений, взаимных гарантий или основанные на индивидуальных подходах.
Однако такие механизмы, как было выявлено, имеют ряд ограничений, в частности:
- наличие существенных различий между правовыми системами стран, административных и процедурных пробелов, в том числе в части определения уполномоченных на предоставление MLA органов власти, выполнения формальных требований и обеспечения разумных сроков исполнения запросов;
- направление запросов, не содержащих значимые для предоставления MLA детали;
- представление неполных или несвоевременных ответов на запросы;
- операционные проблемы, в частности, отсутствие качественного перевода на другие языки, невозможность найти релевантный адрес электронной почты уполномоченных на предоставление MLA органов, отсутствие подтверждений о получении запросов;
- отсутствие эффективных каналов прямого сотрудничества, например, созданных с помощью цифровых технологий.
В целях оптимизации предоставления MLA странам-членам G20 рекомендуется принимать следующие меры:
- проведение предварительных консультаций между уполномоченными на предоставление MLA органами власти стран, планирующих заключить соответствующие соглашения, для разъяснения процедур подачи запросов;
- развитие сотрудничества между национальными органами власти;
- обеспечение своевременной и результативной обработки запросов на MLA, в том числе посредством обмена опытом, участия в релевантных международных обучающих программах, наращивания потенциала национальных правоохранительных органов и органов прокуратуры в вопросах предоставления MLA;
- активное взаимодействие с существующими неформальными сетями и группами на глобальном и региональном уровнях;
- использование цифровых технологий для повышения доступности информации, связанной с запросами на MLA, а также для обеспечения передачи запросов и безопасного обмена доказательствами;
- развитие прямых каналов связи между уполномоченными органами стран, в том числе неформальных;
- создание в органах специализированных рабочих групп, обладающих необходимым для предоставления MLA опытом;
- проведение совместных онлайн-совещаний для представителей уполномоченных органов разных стран с целью обеспечения беспрепятственного взаимодействия.
5. Аналитический доклад «Сборник лучших практик по повышению роли аудита в противодействии коррупции» (Compendium of Good Practices in Enhancing the Role of Auditing in Tackling Corruption)
В документе представлен анализ существующих в странах-членах G20 подходов к привлечению органов аудита, в том числе высших органов аудита (Supreme Audit Institutions – SAI), к борьбе с коррупцией.
Эксперты ACWG отмечают международное признание роли таких органов в противодействии коррупции, в частности, в связи с принятием таких документов, как Политическая декларация «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества», принятая на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией, и Абу-Дабийская декларация, подписанная в 2019 году на восьмой сессии CoSP.
Данной сфере все еще характерен ряд проблем, в частности:
- временные ограничения: например, в Индии и Бразилии короткие сроки давности по искам о взыскании штрафов и/или компенсаций в связи с нарушениями, выявленными в рамках деятельности органов аудита, препятствуют эффективному правоприменению в сложных делах, связанных с коррупцией;
- взаимодействие с правоохранительными органами: так, в Индонезии и ЮАР совместная работа органов аудита и правоохранительных органов усложняется отсутствием «единого языка» и непониманием правоохранителями особенностей выявляемых аудиторами коррупционных схем;
- нехватка квалифицированных кадров;
- отсутствие доступа к полным и точным данным: например, как отмечено в документе, в Индии органы аудита не всегда могут получить необходимые данные, что мешает эффективному проведению проверок и затягивает их сроки.
Авторы доклада обращают внимание на то, что для повышения эффективности деятельности органов аудита в области противодействия коррупции странам-членам G20 следует:
- разработать и внедрить надежную нормативную правовую базу в области бухгалтерского учета, стандартов аудита и надзора за государственными финансами, позволяющую органам аудита достигать результатов в борьбе с коррупцией;
- принимать меры по повышению потенциала органов аудита, в том числе посредством выделения необходимых ресурсов, предоставления достаточной независимости, проведения обучающих мероприятий, внедрения системы найма, продвижения и предоставления поощрений сотрудникам на основе заслуг;
- определить необходимые меры реагирования по результатам проведения аудиторских проверок, обеспечить надлежащий контроль за их принятием, а также привлечение к ответственности в случае их неисполнения;
- развивать сотрудничество между органами аудита, антикоррупционными органами, подразделениями финансовой разведки, правоохранительными органами и т.п., внутренними аудиторами, а также с международными, региональными и национальными экспертными группами в соответствующей области;
- использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности государственного аудита для целей борьбы с коррупцией, в том числе для предоставления широкой общественности доступа к результатам аудита, обмена знаниями и опытом между аудиторами, анализа больших данных при проведении аудита, в том числе при оценке коррупционных рисков. Так, в Южной Корее для органов аудита была разработана система анализа данных BARON, аккумулирующая и анализирующая предоставляемую государственными органами финансовую и иную информацию о бюджете и расходах, контрактах, лицензиях и т.д.