Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликовано руководство по антикоррупционному просвещению населения
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

Базельский институт управления (Basel Institute on Governance – BIG) представил руководство по оказанию влияния на поведение граждан через антикоррупционное просвещение.

Документ под названием «Стратегическое антикоррупционное взаимодействие: Руководство по изменению поведения граждан» (Strategic Anti-corruption Communications: Guidance for Behaviour Change Interventions) содержит рекомендации по внедрению антикоррупционного просвещения, основанные на теории изменений (Theory of Change – ToC). Исследования, подтверждающие успешность ее применения, уже проводились  экспертами BIG: так, по результатам соответствующего пилотного проекта в Танзании, о котором мы уже писали ранее, под воздействием антикоррупционного просвещения было зафиксировано значительное снижение (на 14–44%) уровня намерения дарить подарки медицинским работникам.

Влияние антикоррупционных сообщений

Как отмечено в документе, в определенных условиях антикоррупционное просвещение может не приводить к ожидаемому результату и даже иметь противоположный эффект, способствуя росту уровня коррупции. К аналогичному заключению ранее пришли эксперты U4 в своей аналитической публикации «Непонятый сигнал: почему повышение осведомленности о коррупции может привести к обратному эффекту» (Message Misunderstood: Why Raising Awareness of Corruption Can Backfire).

Вместе с тем эксперты BIG в своем руководстве делают еще несколько дополнительных выводов, касающихся влияния различных типов антикоррупционных сообщений на население:

  • транслирование в сообщениях шаблонных нарративов о распространенности и вреде коррупции, и без того известных гражданам и подтверждающих уже существующие убеждения, обычно приводит к обратному результату, провоцируя «усталость от коррупции»;
  • использование «политически правильных» формулировок, апеллирующих к тому, что коррупция является незаконной, аморальной или неэтичной, не дает видимых изменений в отношении граждан к коррупции: даже в условиях высокого уровня коррупции они склонны осуждать коррупционеров, осознавая вред коррупции, а потому подобные сообщения не несут никакой новой информации;
  • выбор для трансляции конкретной (узкой) целевой аудитории и соответствующая адаптация под нее сообщений могут иметь положительный эффект.

Антикоррупционные установки, поведение и социальные нормы

Как отмечено в документе, устойчивость конкретных форм коррупции в обществе может объясняться существующими социальными нормами, в том числе:

  • дескриптивными (descriptive social norms) – определяющими доминирующие модели поведения в группе (то, что, по мнению человека, сделает в определенной ситуации большинство людей);
  • предписывающими (injunctive social norms) – определяющими приемлемость поведения (то, что, по мнению человека, большинство людей считает правильным поведением в определенной ситуации).

Влияние тех или иных социальных норм может приводить к дилеммам коллективных действий, когда люди, оказавшись под социальным давлением, вынуждены участвовать в коррупционных взаимодействиях, несмотря на их личные убеждений, или когда восприятие социальных норм находится под воздействием стереотипов или необъективной информации и, таким образом, не совпадает с истинными коллективными предпочтениями.

Исследователи предлагают различные подходы к формулированию подходящих антикоррупционных сообщений с учетом возможного влияния социальных норм:

  • выявление истинных предписывающих норм (реальное отношение граждан к коррупции может не совпадать с их моделями поведения, а трансляция сообщений, соответствующих их внутренним установкам, – формировать условия для изменения поведения);
  • выявление истинных дескриптивных норм (может быть полезным попытаться оспорить существующие широко распространенные нарративы – например, о том, что коррупция повсеместно распространена, – используя противоположные утверждения);
  • оспаривание и предписывающих, и дескриптивных норм; такой подход использовался в пилотном проекте в Танзании: транслирование среди медицинских работников антикоррупционных сообщений как авторитетными лицами (руководством), так и некоторыми специально «завербованными» коллегами в своих социальных сетях было призвано свидетельствовать об изменении предписывающей социальной нормы (принятие «подарков» больше не является социально приемлемым), а размещение в больницах плакатов и табличек, ориентированных на пациентов, – сигнализировать об изменении дескриптивной нормы (формирование убеждения, что большинство людей больше не предлагают «подарки» медицинским работникам).

Механизмы антикоррупционного просвещения

Антикоррупционные сообщения могут доноситься до людей с использованием различных механизмов: формирование установок, обучение, убеждение. При этом для того, чтобы указанные механизмы имели положительный эффект, необходимо, чтобы:

  • они учитывали конкретные коррупционные практики, с которыми требуется бороться, особенности их реализации и существующие условия, а также подкреплялись достоверными доказательствами;
  • транслируемые сообщения формулировались на основе лексики, используемой целевыми группами для обозначения коррупционных взаимодействий, имели правильный тон, который привлечет внимание и активизирует мыслительную деятельность, что приведет к обновлению убеждений, не провоцировали «усталость от коррупции»;
  • сообщения доносились до целевых групп авторитетными лицами, заслуживающими доверия; при этом для разных целевых групп может потребоваться использовать разные каналы распространения информации.

Использование науки о поведении

Однако, как отмечено в документе, даже при соблюдении всех указанных условий транслируемые сообщения могут не оказать надлежащего воздействия. В таком случае авторы полагают возможным обратиться к поведенческой науке.

Во-первых, следует учесть, что люди могут быть более открыты к изменению своих убеждений в условиях, когда меняется их окружение. Поэтому, помимо формулировки и содержания антикоррупционных сообщений, значение может иметь время их распространения: так, для трансляции могут использоваться периоды сразу после выборов или когда значительное событие изменяет восприятие уровня риска коррупции (например, раскрытие масштабного коррупционного скандала).

Во-вторых, повышению эффективности антикоррупционного просвещения может способствовать стимулирование населения к последующему самостоятельному поиску дополнительной информации: как показывают исследования, когда люди менее уверены в своих убеждениях, они с большей вероятностью будут искать новую информацию, и в этом смысле оспаривание общепринятых представлений о коррупции может стать важным первым шагом, запускающим желаемую реакцию.

Теория изменений

Что касается использования для организации антикоррупционного просвещения ToC, авторы руководства рекомендуют в ходе подготовки к реализации соответствующей программы учитывать следующие элементы:

1. Цель. Понимание желаемого результата является основой антикоррупционного просвещения.

В качестве примеров соответствующих целей можно выделить:

  • изменение восприятия уровня коррупции, влияния коррупции на общество, действий правительства в сфере борьбы с коррупцией, участия граждан в противодействии коррупции, убеждений других людей;
  • побуждение граждан к принятию мер по борьбе с коррупцией за счет участия в мониторинге и контроле, раскрытия информации о коррупционных нарушениях, участия в агитации и голосованиях;
  • убеждение людей воздерживаться от участия в коррупционных действиях, что позволит снизить уровень взяточничества, фаворитизма, подкупа избирателей и повысить степень соблюдения законодательства.

2. Проблема и ее контекст. Еще одним важным аспектом является определение конкретной проблемы, которую необходимо решить через антикоррупционное просвещение, а также ее контекста.

Пример конкретной проблемы может звучать так: «В больнице X распространено взяточничество среди медицинского персонала и получателей медицинских услуг, что препятствует справедливому доступу к медицинской помощи и ставит под угрозу здоровье пациентов».

При этом важно понимать, что решить эту проблему без учета контекста зачастую будет невозможно, особенно если коррупция является функциональной. Соответственно, усилия по изменению поведения должны сопровождаться мерами по минимизации влияния факторов, способствующих развитию коррупции, например, модификацией нормативных актов, повышением заработных плат, обеспечением достаточным объемом лекарственных средств и т.д., а также учитывать возможные последствия.

3. Предпосылки. После постановки цели и определения проблем, на решение которых будет направлено антикоррупционное просвещение, необходимо выделить конкретные необходимые условия и начальные результаты, которые должны быть достигнуты для получения желаемого конечного результата.

Для этого требуется ответить на следующие вопросы:

  • Какие результаты (предварительный и конечный) достижимы с учетом контекста и возможных точек входа?
  • Кто является целевой группой?
  • Необходимо ли формулировать конкретные изменения, а не просто результаты проекта?
  • На каком уровне (на уровне системы, региона, индивидуальном уровне) необходимо достичь изменений?
  • Какой тип изменения поведения должен иметь место для достижения конечного результата?
  • Являются ли предварительный и конечный результаты конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и имеющими установленные сроки?
  • Могут ли результаты быть достигнуты исключительно за счет реализации данного проекта? Что входит в сферу его влияния?
  • Наличие каких ресурсов необходимо в качестве предварительного условия?

После ответов на указанные вопросы потребуется устранить все выявленные препятствия для эффективного изменения поведения граждан.

4. Категории поведения. В ходе подготовки к организации антикоррупционного просвещения целесообразно также проанализировать категории основополагающих предположений и ожиданий («поведенческие категории»): дескриптивные нормы, предписывающие нормы, личные убеждения и поведение. Следовательно, количественные исходные и конечные данные по указанным четырем категориям поведения должны быть собраны и проанализированы с точки зрения того, как изменения происходят под воздействием вмешательства.

5. Сфера воздействия. Кроме того, авторы руководства напоминают о необходимости учитывать реальную силу влияния, которую имеет программа просвещения, непрограммные условия, требующие адаптации программы к ним. Например, программным предварительным условием является повышение осведомленности о последствиях коррупции и, таким образом, рост вовлеченности граждан в борьбу с коррупцией; в то же время, хотя в рамках программы просвещения нет возможности повлиять на повышение прозрачности и подотчетности государственных органов, оно является необходимым условием для повышения доверия к государству, что, в свою очередь, также станет предпосылкой для расширения участия общественности в антикоррупционной деятельности.

6. Посредники. Наконец, авторы руководства подчеркивают значимость выбора лиц, которые будут транслировать сообщения, – коллеги, авторитеты (например, руководство, политики), агенты, имеющие определенный опыт, и т.д.: важно, чтобы такие лица пользовались доверием у целевой аудитории.

Итоговые рекомендации

В качестве дополнительных рекомендаций по организации антикоррупционного просвещения эксперты BIG также указывают на необходимость:

  • создания эффективной системы мониторинга и оценки, позволяющей контролировать достижение результатов от начала и до конца проекта;
  • проведения консультаций в процессе формулирования сообщений с заинтересованными сторонами, наблюдения не только за результатами экспериментов, но и за реальным поведением, а также использования информации о конкретном воздействии коррупции, особенно на ближайшее окружение целевых групп;
  • разработки долгосрочного подхода, предусматривающего не только организацию антикоррупционного просвещения, но и воздействие на иные факторы, формирующие коррупционное поведение (например, пробелы существующего законодательства), взаимодействие с населением, создание сетей активистов, привлечение лидеров общественного мнения и обеспечение надлежащего контроля.
Темы
Обучение и просвещение
Гражданское общество
Социальный контекст

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.