Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован доклад об управлении изъятыми активами
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

Инициатива по возвращению похищенных активов (Stolen Asset Recovery Initiative – StAR) представила аналитическую публикацию «Управление арестованными и конфискованными активами: руководство для практиков» (Managing Seized and Confiscated Assets: A Guide for Practitioners).

Как отмечено в документе, за последние 14 лет в разных странах было изъято незаконно приобретенное имущество стоимостью почти $10 млрд (около 906 млрд рублей), в том числе посредством:

  • конфискации в результате вынесения уголовного обвинительного приговора или в рамках гражданского производства как в соответствии с внутренним законодательством, так и инициированных другими юрисдикциями;
  • конфискации на основании частных исков;
  • конфискации в рамках административного производства.

Однако, несмотря на немалую стоимость изъятых активов, низкая эффективность дальнейшего управления ими, по мнению авторов публикации, может не позволить в достаточной степени возместить нанесенный обществу ущерб. В этой связи эксперты StAR предлагают рекомендации по совершенствованию подходов к распоряжению арестованными и конфискованными активами.

1. Исполнение постановлений о конфискации активов

Согласно докладу, в ходе исполнения постановлений о конфискации активов нередко наблюдается значительное расхождение между стоимостью активов, подлежащих изъятию, и стоимостью активов, которые фактически изъяты, – последняя может быть существенно ниже.

Кроме того, нередко постановления о конфискации вовсе не исполняются в связи с такими факторами, как:

  • нехватка ресурсов у органов власти (подразделений), уполномоченных на конфискацию активов;
  • невозможность отследить активы после вынесения обвинительного приговора, в том числе из-за отсутствия инициативы по отслеживанию и идентификации активов на международном уровне;
  • вмешательство третьих лиц, заявляющих свое право собственности на подлежащие конфискации активы (например, супругов или детей лиц, в отношении активов которых было вынесено постановление о конфискации).

Для решения соответствующих проблем авторы документы предлагают:

  • собирать и анализировать данные об исполнении постановлений о конфискации активов для оценки эффективности программ возврата активов;
  • рассмотреть возможность предоставления органам власти, уполномоченным на конфискацию активов, права на использование таких специальных механизмов, как правовое принуждение в гражданском праве и принудительное взыскание долгов.

2. Создание системы управления арестованными и конфискованными активами

По мнению экспертов StAR, эффективные системы управления арестованными и конфискованными активами основываются на следующих принципах:

  • наличие законодательной базы, обеспечивающей прозрачное и гибкое управление активами, а также защиту прав добросовестных третьих сторон: например, принятый в 2022 году в Нигерии Закон от 12 мая 2022 года №16 «О доходах от преступной деятельности (возврат и управление)» (Proceeds of Crime (Recovery and Management) Act, 2022) устанавливает порядок конфискации активов и дальнейшего управления ими;
  • учреждение специализированного органа власти (подразделения), уполномоченного управлять арестованными и конфискованными активами, обладающего необходимыми ресурсами, в том числе человеческими: такие учреждения действуют, например, в Румынии, Франции, Узбекистане;
  • непрерывность и достаточность финансирования деятельности специализированного органа (подразделения), а также принятие мер по обеспечению прозрачности проводимых им закупок: так, отсутствие должного финансирования Отдела конфискации активов Национальной прокуратуры ЮАР (The Asset Forfeiture Unit in the National Prosecuting Authority of South Africa) ограничило возможности Отдела обслуживать угольную шахту, предположительно приобретенную на доходы от коррупционной деятельности, что стало причиной поиска подрядчика, готового временно управлять ей; однако поиск такого подрядчика был значительно затруднен тем, что оплату своих услуг он смог бы получить только после реализации актива, которая возможна лишь после вынесения окончательного постановления о конфискации, а Отдел не мог обеспечивать промежуточные расходы на соответствующее обслуживание;
  • обеспечение подотчетности деятельности специализированного органа (подразделения), в частности, посредством регулярной публикации соответствующих отчетов: например, во Франции Агентство по возврату и управлению арестованными и конфискованными активами (Agence de gestion et de recouvrement des avoirs saisis et confisqués) ежегодно публикует в сети Интернет отчет о своей деятельности.

Кроме соблюдения соответствующих принципов создания эффективной системы управления арестованными и конфискованными активами, авторы публикации рекомендуют:

  • установить четкие и прозрачные правила, регулирующие финансирование системы и предусматривающие в том числе меры по ограничению необоснованного внешнего влияния;
  • требовать ведения строгого, независимого и прозрачного бухгалтерского учета, если специализированный орган (подразделение) обладает высокой степенью автономии и самостоятельно определяет порядок финансирования своей деятельности.

3. Разработка и принятие политики и процедур управления арестованными и конфискованными активами

Согласно докладу, эффективное управление арестованными и конфискованными активами требует разработки и принятия четкой и всеобъемлющей политики и процедур для обеспечения операционной эффективности и максимизации стоимости активов при их реализации, которые позволят обеспечить прозрачность и подотчетность управления активами, а также защитить сотрудников специализированного органа (подразделения) от обвинений в ненадлежащем поведении.

4. Планирование ареста активов

Как отмечают эксперты StAR, на этапе планирования ареста активов перед уполномоченными должностными лицами встает необходимость ответить на ряд вопросов, в частности:

  • Что представляет из себя актив? Существуют ли особые требования к его хранению, обслуживанию или утилизации? Соответствует ли актив включенным в постановление о конфискации требованиям?;
  • Кто является основным владельцем актива? Имеются ли у актива иные владельцы?;
  • Где находится актив?;
  • Соответствует ли текущая стоимость актива минимальному порогу стоимости для конфискации?;
  • Каков ожидаемый промежуток времени между арестом и конфискацией?;
  • Каковы предполагаемые расходы и потенциальные обязательства, связанные с управлением активом с момента ареста до его реализации?;
  • Разрешена ли продажа актива до его конфискации? Есть ли законные основания для использования актива до его конфискации?;
  • Соответствует ли оценочная будущая стоимость актива при реализации пороговым значениям минимальной стоимости?;
  • Какова предполагаемая чистая прибыль при реализации актива? Если она минимальна или отрицательна, присутствуют ли иные признаки, указывающие на необходимость конфискации актива в интересах общества? Если она соответствует применимым пороговым значениям, присутствуют ли иные признаки, указывающие на отсутствие необходимости конфискации актива в интересах общества?;
  • Имеет ли специализированный орган (подразделение) возможность и достаточные ресурсы для хранения, обслуживания и сохранения стоимости актива?;
  • Существуют ли альтернативы конфискации?;
  • Какие условия ареста, управления или реализации активов должны быть включены в постановление об аресте или конфискации?.

Для обеспечения возможности реализации принятых по результатам предварительных ответов на перечисленные вопросы решений авторы публикации также рекомендуют:

  • рассмотреть возможность разработки и принятия нормативных правовых актов, определяющих элементы планирования ареста активов, включая анализ затрат и выгод от конфискации и пороговые значения стоимости активов для конфискации;
  • разрешить, где это уместно, альтернативы конфискации активов, например, увеличение штрафов, обращение взыскания на налоги и т.д.

5. Сохранение стоимости арестованных активов

Авторы документа также указывают, что одним из важных элементом управления арестованными активами является сохранение их стоимости до принятия решения об их конфискации. В связи с тем, что активы могут находиться под арестом в течение неопределенного периода времени, их стоимость может колебаться, в том числе по причинам, не зависящим от специализированного органа (подразделения) (например, появление ранее не выявленных обязательств по активам и/или непредвиденных претензий на активы со стороны третьих лиц, изменение экономической ситуации, воздействие на активы стихийных бедствий и т.д.).

Для сохранения стоимости активов на уполномоченное учреждение возлагается обязанность по их транспортировке, хранению, охране, страхованию, техническому обслуживанию, оплате услуг, в том числе коммунальных, внесению ипотечных и арендных платежей и т.д. Однако нередко имеющегося финансирования недостаточно для выполнения соответствующих условий. Так, в 2022 году в США была арестована яхта, ежегодные расходы на обслуживание которой равны примерно $10 млн (около 909 млн рублей); это оказалось крайне обременительным для органа, отвечающего за поддержание яхты в том же состоянии, что и на момент ареста.

В целях сохранения стоимости арестованных активов эксперты StAR рекомендуют:

  • удостовериться в наличии у специализированного органа (подразделения) достаточного для хранения / обслуживания активов количества ресурсов, в том числе финансовых и человеческих;
  • в случае отсутствия необходимых ресурсов, предусмотреть альтернативы конфискации и/или возможность привлечения к сохранению активов подрядчиков из частного сектора;
  • разрешить продажу активов до их конфискации в случае, если активы являются скоропортящимися, быстро обесцениваются или стоимость их хранения / обслуживания является чрезмерной.

6. Распоряжение конфискованными активами

Как отмечено в документе, после конфискации активы могут быть реализованы следующим образом:

1. Продажа

После вынесения окончательного постановления о конфискации наиболее распространенным способом распоряжения активами является их продажа посредством аукционов, публичных торгов и т.п., зачастую проводимых подрядчиками из частного сектора.

В целях повышения эффективности соответствующего способа распоряжения конфискованными активами авторы документа предлагают:

  • определить порядок регулирования конфликта интересов при продаже конфискованных активов, в частности, ограничить участие лиц, тем или иным образом связанных с лицами, у которых активы были конфискованы, а также с сотрудниками специализированного органа (подразделения);
  • обеспечить сотрудничество с надежными подрядчиками из частного сектора для реализации различных классов конфискованных активов.

2. Передача в пользование государственным органам

Кроме продажи, конфискованные активы могут быть переданы для использования государственным органам в случае, если существует очевидная выгода такого решения.

Однако в ряде юрисдикций этот подход подвергается критике из-за возможности появления стимула отдавать предпочтение конфискации активов вне зависимости от того, является ли это решение наиболее эффективным с точки зрения привлечения виновного лица к ответственности. Для того, чтобы избежать подобного развития событий, авторы публикации предлагают:

  • разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие четкие и прозрачные процедуры передачи конфискованных активов в пользование органами власти;
  • обеспечить надлежащий надзор за использованием конфискованных активов органами власти, а также поддерживать подотчетность и прозрачность соответствующей деятельности.

3. Передача на нужды общества

Согласно документу, такой способ распоряжения конфискованными активами может быть актуален для имущества, которое сложно реализовать ввиду его низкой рыночной стоимости (например, недвижимости, находящейся в районе с высоким уровнем преступности) или ограниченного интереса со стороны потенциальных покупателей (например, если ранее активы принадлежали известному преступнику).

Эксперты StAR дают следующие рекомендации по повышению эффективности такой формы распоряжения конфискованными активами:

  • разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие четкие процедуры направления конфискованных активов для использования в интересах общества, в том числе определяющие показатели пользы применения такой меры;
  • убедиться в наличии у организаций гражданского общества и иных партнеров, которым передаются конфискованные активы, ресурсов для развития и поддержания программ по их использованию на нужды общества.

О том, как в разных странах используют конфискованные в интересах общества активы, мы подробнее писали здесь.

4. Утилизация

К активам, подлежащим утилизации, могут относиться:

  • активы с низкой стоимостью;
  • активы, условия хранения / обслуживания которых не соблюдались;
  • активы, которые обесценились в связи с тем, что хранились дольше, чем предполагалось;
  • контрафактные, незаконные или опасные товары.

При этом в случае принятия решения об утилизации изъятых активов авторы документа рекомендуют убедиться в том, что действующие нормы допускают такую возможность.

7. Распределение средств, полученных в результате реализации конфискованных активов

Эксперты StAR обращают внимание на то, что конфискация активов имеет своей целью не только непосредственно изъятие доходов и орудий преступления у лиц, совершивших правонарушение, но и:

  • возврат средств в юрисдикции, из которых они были незаконно выведены;
  • возврат активов законным владельцам;
  • компенсацию ущерба жертвам правонарушения, которыми могут быть признаны как физические и юридические лица, так и группы населения или целые государства; при этом в данном случае средства от реализации активов могут быть направлены не напрямую жертвам, а на поддержку организаций и программ, приносящих пользу сообществам, пострадавшим от негативных последствий коррупции.

Необходимость использования полученных от реализации конфискованных активов средств на указанные цели подчеркивается и в международных соглашениях, например, Конвенции ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption).

Во многих юрисдикциях вырученные деньги направляются в общий фонд казначейства или иной фонд национальных доходов, после чего распределяются в соответствии с государственными нуждами. Для более эффективного использования соответствующих финансов в ряде стран (например, Колумбии, США) создают специальные фонды, в которые направляются средства, конфискованные в связи с совершением конкретных правонарушений, например, коррупционного характера; при этом из таких фондов финансируется обычно деятельность, направленная на устранение последствий совершения соответствующих противоправных деяний.

Темы
Возврат активов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.