Действие программы распространяется на сообщения о таких правонарушениях, как:
- активный подкуп государственных должностных лиц внутри страны, совершенный государственными и/или частными компаниями или через них;
- нарушения, связанные с коррупцией и взяточничеством за рубежом, совершенные государственными или частными компаниями, в том числе несоблюдение положений Закона «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA), Закона «О предотвращении вымогательства за рубежом» (The Foreign Extortion Prevention Act – FEPA) и законов об отмывании доходов;
- нарушения, совершенные финансовыми учреждениями, их инсайдерами и/или агентами, в том числе использование схем, связанных с отмыванием доходов, борьбой с отмыванием доходов, мошенничеством, регистрацией компаний, занимающихся переводом денег;
- нарушения, подрывающие добросовестность финансовых рынков, совершенные финансовыми учреждениями, инвестиционными консультантами, инвестиционными фондами, государственными и/или частными предприятиями, имеющими в штате 50 и более сотрудников, а также инсайдерами и/или агентами перечисленных организаций;
- нарушения, связанные с мошенничеством в сфере заключения любых контрактов, финансируемых из федерального бюджета, совершенные государственными и/или частными компаниями, имеющими в штате 50 и более сотрудников, или через них;
- нарушения, связанные с мошенничеством в сфере здравоохранения, совершенные государственными и/или частными компаниями, имеющими в штате 50 и более сотрудников, или через них.
Разоблачителем может стать физическое лицо, вовлеченное в совершение правонарушения, за исключением:
- генерального директора;
- финансового директора;
- высокопоставленного иностранного должностного лица;
- государственного должностного лица;
- лица, организовавшего преступную схему или руководившего ею.
Управление может заключить с разоблачителем соглашение об отказе от судебного преследования (non-prosecution agreement – NPA) в случае, если он/она:
1. раскрывает Управлению информацию, о которой ему или какому-либо иному подразделению Министерства юстиции США не было известно;
2. совершает раскрытие информации:
- добровольно, то есть в отсутствие какого-либо расследования, обязанности раскрывать соответствующую информацию в рамках иного соглашения и/или угрозы неминуемого раскрытия сведений органам власти и/или общественности;
- добросовестно;
- полностью, то есть предоставляет всю известную ему информацию о любом правонарушении, в котором разоблачитель участвовал и/или о котором ему известно, включая степень собственного участия;
3. сотрудничает со следствием и может оказать существенную поддержку в привлечении к ответственности лиц, виновных в равной или большей степени, чем разоблачитель, включая предоставление правдивых и полных показаний, документов, записей и иных доказательств по требованию Управления;
4. отказывается от любых незаконно полученных доходов и выплачивает компенсацию пострадавшим лицам;
5. ранее не был признан виновным в деяниях, связанных с насилием, применением силы, высказыванием угроз, нанесением существенного вреда здоровью пациента, правонарушениями сексуального характера, терроризмом, а также с мошенничеством и недобросовестным выполнением обязанностей.
Обозначенная пилотная программа стала в этом году не единственной инициативой Министерства юстиции США (DOJ), направленной на стимулирование раскрытия информации о нарушениях физическими лицами. Так, практически одновременно с ее запуском было объявлено о начале разработки и последующей реализации другой пилотной программы, предусматривающей вознаграждение разоблачителей в случае раскрытия ранее неизвестной правоохранителям информации о значительных корпоративных или финансовых нарушениях.
Соответствующие инициативы, направленные на поощрение раскрытия информации физическими лицами, стали очередным шагом правоприменительных органов США в стимулировании разоблачений коррупции: в частности, с 2016 года в стране действует программа смягчения ответственности для юридических лиц при соблюдении ряда условий, в том числе самостоятельном раскрытии информации о неправомерной деятельности и участии в ней сотрудников, а также несколько программ вознаграждения заявителей (например, такая и такая). Однако, по мнению экспертов, стремительно увеличивающееся количество подобных инициатив ведет к их частичному дублированию, что может создавать правовые коллизии и осложнять как участие разоблачителей в таких программах, так и оценку соблюдения их условий правоприменителями.