Согласно соответствующему документу SEC, награда была выплачена в связи с тем, что заявитель, выявив серьезные финансовые нарушения, «представил Комиссии оригинальную [ранее не известную SEC] информацию, которая привела к успешному правоприменительному действию». Кроме того, заявитель «оказывал существенную и постоянную помощь следствию, включая определение свидетелей и содействие в понимании сложных фактов и проблем, связанных с расследованием» и «прилагал постоянные усилия для принятия мер реагирования на нарушение, несмотря на [сопутствующие] негативные последствия [для него]».
Указанная выплата – не самая большая в истории применения политики вознаграждения заявителей SEC. Так, крупнейшую награду в размере $50 млн Комиссия выплатила в июне этого года; ранее, в 2018 году, такая же сумма была разделена между двумя whistleblowers, а крупнейшая на тот момент индивидуальная награда заявителю, присужденная также в 2018 году, составляла 39 млн. Всего с момента запуска в 2011 году своей программы SEC выплатила заявителям почти $520 млн.
Политика вознаграждения заявителей Комиссии регулируется статьей 922 Закона Додда-Франка (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act). В соответствии с указанной статьей, лицо, добровольно и своевременно предоставившее SEC оригинальную и достоверную информацию о нарушении законодательства о ценных бумагах, которая привела к успешному правоприменительному действию и взысканию боле $1 млн в виде санкций, может рассчитывать на вознаграждение в размере от 10% до 30% суммы санкций*. Кроме того, при выплате вознаграждения SEC руководствуется Правилами реализации программы вознаграждения заявителей, установленными в статье 21F Закона о ценных бумагах (Section 21F of the Exchange Act) и содержащими, в том числе критерии повышения или понижения суммы вознаграждения.
В начале сентября 2020 года SEC должна была проголосовать за внесение изменений в Правила, однако рассмотрение данного вопроса было отложено. При этом ранее намеченное голосование в отношении новых правил уже переносилось в октябре 2019 года в связи с огромным количеством полученных комментариев: как сообщается (например, здесь), новые правила получили тогда более 100 тыс. негативных отзывов. Основную волну критики вызвали положения об ограничении суммы вознаграждения и об изменении требований к заявителям, претендующим на вознаграждение. Так, SEC предложила в случаях, когда сумма взысканных санкций превышает $300 млн, выплачивать только минимальную сумму вознаграждения (10%). По мнению экспертов (см., например, здесь), подобные ограничения сведут на нет положительный эффект программы вознаграждения заявителей применительно к случаям серьезных преступлений и станут сдерживающим фактором для потенциальных заявителей. Еще большие негативные последствия может иметь предложение ведомства считать заявителем, который может претендовать на вознаграждение, только такое лицо, которое изначально подало жалобу официально через форму TCR (Tip, Complaint or Referral). Проблема заключается в том, что в большинстве случаев первоначальное взаимодействие лиц, желающих сообщить о неправомерной деятельности в компании, с SEC происходит неформально, не с использованием TCR, а через размещенные на веб-сайте ведомства многочисленные иные формы и контакты для связи, например:
- Линию “Свяжитесь с нами” SEC,
- Контакты для направления писем и факсов в SEC
- Контакты различных подразделений SEC, Председателя и членов SEC,
- Форму подачи жалоб для инвесторов и т.п.
Таким образом, предлагаемые изменения исключат из круга заявителей, претендующих на вознаграждение, лиц, сообщающих оригинальную, достоверную, своевременную информации о нарушении, лишь по формальным основаниям. По мнению экспертов в области защиты заявителей, подобная бюрократизация процесса подачи жалоб значительно снизит количество обращений и вызовет массовое недоверие к SEC.
Наконец, еще одним критикуемым изменением, предлагаемым Комиссией, стало ограничение полномочий по защите заявителей от репрессий. Ведомство, в частности, предлагает отменить действующие нормы, согласно которым SEC может применить к компании, уволившей совершившего служебное разоблачение сотрудника, санкции, в том числе, когда разоблачение было «внутренним», то есть заявитель использовал для раскрытия информации внутренние каналы компании, а не обращался в какие-либо надзорные органы (подробнее об истории возникновения такого предложения можно почитать, например, здесь). Эксперты, занимающиеся защитой заявителей, высказались решительно против подобных изменений, аргументируя это тем, что подавляющее большинство whistleblowers используют именно внутренние каналы информирования и в случае принятия предложения SEC окажутся беззащитны перед возможным возмездием со стороны работодателя.
*Следует отметить, что вознаграждение выплачивается из специального созданного SEC Фонда защиты инвесторов (Investor Protection Fund), средства в который поступают в основном за счет санкций, наложенных в судебных или административных разбирательствах о нарушении законодательства о ценных бумагах.