Национальная стратегия по противодействию коррупции (United States Strategy on Countering Corruption, далее – Стратегия) была представлена еще в декабре 2021 года, а в сентябре 2023 года Государственный департамент США (U.S. Department of State, далее – Департамент) опубликовал план по ее реализации. Соответствующий план содержит перечень задач на 2023-2025 годы, направленных на достижение основных целей Стратегии.
1. Модернизация, координация и обеспечение ресурсами
1.1. Увеличение количества исследований, объемов сбора и анализа данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений:
- сбор данных о реализации Стратегии, в частности, разработка плана соответствующих мероприятий и налаживание межведомственного взаимодействия по данному вопросу, совершенствование методов сбора и анализа данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений, направлений их использования государственными органами;
- предоставление посольствам США рекомендаций по сбору, анализу и использованию данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений;
- использование на высшем уровне результатов исследований по таким темам, как использование различных антикоррупционных инструментов, возврат активов, участие правоохранительных органов в борьбе с коррупцией;
- подготовка ежегодных отчетов по вопросам распространенности коррупции в конкретных странах, в том числе в сфере соблюдения прав человека, международного контроля за оборотом наркотиков и т.д.
1.2. Совершенствование каналов обмена информацией между национальными государственными органами, неправительственными организациями, а также компетентными органами других стран в рамках международного взаимодействия:
- наращивание потенциала сотрудников Департамента в вопросах борьбы с коррупцией, в том числе за счет развития механизмов раскрытия информации о нарушениях, проведения мероприятий по антикоррупционному просвещению, антикоррупционного обучения и т.п.;
- агрегирование данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений, на платформах, доступных для сотрудников Департамента, а также, по возможности, для сотрудников иных взаимодействующих с ним органов власти (таких, как, например, регулярно обновляемый портал данных для обобщения и распространения результатов деятельности и реализации проектов Инновационного фонда прозрачности бюджета (Fiscal Transparency Innovation Fund) – отдела Департамента, отвечающего за предоставление иностранной финансовой помощи);
- продвижение необходимости принятия мер по борьбе с коррупцией, в том числе в ходе ежемесячных заседаний Рабочей группы Департамента по противодействию коррупции (Anti-Corruption Working Group), направленных на обмен информацией между уполномоченными органами власти и иными заинтересованными сторонами;
- регулярное предоставление Конгрессу США отчетов, содержащих данные об успешной реализации проектов в сфере противодействия коррупции в других странах, юрисдикциях, характеризующихся высокими коррупционными рисками, а также принятии иными государствами международных и региональных антикоррупционных стандартов;
- обеспечение взаимодействия Департамента с гражданским обществом за счет ведения социальных сетей, регулярного обновления веб-сайта Департамента, проведения консультаций для заинтересованных сторон.
1.3. Повышение внимания к транснациональной коррупции:
- увеличение количества исследований, посвященных клептократии, привлечение активистов, прошедших обучение по безопасному расследованию соответствующих преступлений, организация информирования и просвещения среди граждан по данному вопросу;
- наращивание потенциала правоохранительных и судебных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью, включая коррупционные преступления, обеспечение проведения соответствующими органами анализа тенденций в области незаконного финансирования, приводящего к коррупции;
- определение конкретных целей в сфере борьбы с транснациональной коррупцией, в том числе в рамках организуемого Департаментом Саммита за демократию (Summit for Democracy), инициативы «Демократия против безопасных убежищ» (Democracies Against Safe Havens Initiative) и связанных с ней проектов.
1.4. Создание условий и выделение ресурсов для борьбы с коррупцией внутри страны и за рубежом:
- разработка перечня мероприятий по борьбе с коррупцией, реализуемых Департаментом, правил их финансирования;
- расширение поддержки Координатора по глобальной борьбе с коррупцией (Coordinator on Global Anti-Corruption), должность которого была учреждена в Департаменте в 2021 году для согласования мер, предпринимаемых министерствами и правительством США в целях борьбы с коррупцией;
- содействие участию высшего руководства Департамента в работе Совета Департамента по антикоррупционной политике (Anti-Corruption Policy Board), в задачи которого входит определение приоритетов борьбы с коррупцией во внешней политике, для обсуждения межсекторальных вопросов в области борьбы с коррупцией;
- совершенствование порядка предоставления отчетности о расходах на мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией;
- взаимодействие с иными органами власти в целях выработки такой стратегии по использованию ресурсов, которая позволит оптимальным образом финансировать мероприятия для достижения целей Стратегии.
1.5. Разработать стратегический подход к противодействию коррупции на региональном и местном уровнях:
- разработка и поддержание актуальности реестра контактных должностных лиц в посольствах США, ответственных за противодействие коррупции;
- создание централизованного ресурса, содержащего сведения об инструментах и стратегиях противодействия коррупции по конкретным странам;
- внедрение механизмов противодействие коррупции в иные сферы внешней политики: урегулирование конфликтов, борьба с незаконным финансированием, противодействие незаконному обороту диких животных и т.п., а также интеграция вопросов борьбы с коррупцией и мер по обеспечению справедливости, в том числе по продвижению гендерного равенства, защите прав меньшинств и т.п.;
- учет антикоррупционных аспектов при разработке, пересмотре и обновлении комплексных и иных стратегий;
- разработка технических руководств для повышения потенциала заинтересованных сторон по внедрению эффективных систем противодействия коррупции, основанных на международных стандартах, и достижению целей глобальных программ по инвестированию в инфраструктуру.
2. Противодействие незаконному финансированию
2.1. Устранение пробелов регулирования в сфере борьбы с отмыванием денег:
- обеспечение регулярного межведомственного обсуждения природы и особенностей цифровых активов с представителями Министерства финансов (Department of Treasury), Министерства юстиции (Department of Justice), Министерства торговли (Department of Commerce) и Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development – USAID).
2.2. Обеспечение работы с партнерами и союзниками для устранения пробелов регулирования в сфере борьбы с незаконным финансированием:
- поддержка правоохранительных органов для дальнейшей координации и обмена опытом в области расследований дел о коррупции, наращивание потенциала судебных органов в вопросах расследования коррупции и иных связанных с ней правонарушений;
- совершенствование мер по снижению влияния факторов, способствующих коррупции, например, связанных с противодействием привлечению различного рода «помощников» для реализации коррупционных схем;
- предоставление финансирования для обеспечения Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation) и иными уполномоченными структурами технической помощи местным органами власти при проведении расследований фактов коррупции и иных связанных с ней правонарушений;
- устранение пробелов в обеспечении прозрачности бюджета, проведение анализа открытости информации о государственных контрактах, выданных лицензиях на использование природных ресурсов, финансирование проектов по обеспечению прозрачности добывающих отраслей;
- оказание поддержки правительствам стран-партнеров в вопросах возврата активов;
- содействие проведению на национальном уровне оценки коррупционных рисков применительно к юридическим лицам и разработке руководств по анализу бенефициарного владения для стран с низким потенциалом по отслеживанию бенефициарной собственности, а также оказание технической помощи по вопросам соблюдения рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
- выявление ключевых недостатков в сфере борьбы с незаконным финансированием, например, путем анализа результатов взаимной оценки ФАТФ, и определение стратегий по их устранению;
- развитие у правоохранителей навыков по отслеживанию цифровых валют и выявлению случаев мошенничества в Интернете в рамках расследований финансовых преступлений и проактивного пресечения незаконных финансовых потоков.
3. Привлечение к ответственности коррупционеров
3.1. Активизация правоприменения:
- поддержка усилий стран-партнеров по противодействию подкупу иностранных должностных лиц (далее – ИДЛ) и отмыванию коррупционных доходов, а также по повышению эффективности возврата соответствующих активов.
3.2. Совершенствование имеющихся инструментов для привлечения к ответственности внутри страны и за рубежом:
- выполнение Пересмотренных рекомендаций ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее – Рекомендации ОЭСР по борьбе с подкупом ИДЛ);
- повышение эффективности взаимодействия с другими странами в вопросах борьбы с вымогательством взятки и другими коррупционными преступлениями, а также с получением гражданства за инвестиции;
- представление Конгрессу США ежегодного отчета по разделу 353 «Коррумпированные и недемократические акторы» (Section 353 Corrupt and Undemocratic Actors Report).
3.3. Обеспечение работы со странами-партнерами по укреплению правоприменения для усиления использования санкций:
- ужесточение наказаний за коррупцию;
- взаимодействие с организациями гражданского общества;
- привлечение ключевых международных партнеров в рамках инициативы «Демократия против безопасных убежищ» и аналогичных программ для содействия в разработке мер по введению санкций и визовых ограничений в отношении отдельных юрисдикций;
- финансирование деятельности подразделений финансовой разведки (Financial Intelligence Unit) в рамках инициативы «Демократия против безопасных убежищ», а также проведение обучения для представителей «уязвимых» юрисдикций по вопросам противодействия финансовым преступлениям, в том числе отмыванию денег;
- содействие продвижению Рекомендаций ОЭСР по борьбе с подкупом ИДЛ, а также активное участие в деятельности Рабочей группы ОЭСР по борьбе со взяточничеством.
3.4. Поддержание возможностей стран-партнеров справедливо и равноправно добиваться подотчетности:
- расширение финансирования программ по обеспечению верховенства права (таких, как программы юридических советников-резидентов Министерства юстиции США), финансирование проектов по продвижению реформ и борьбе с коррупцией и безнаказанностью в правоохранительных и судебных органах;
- размещение советников (например, юристов ФБР, судебных атташе или юристов-резидентов) в посольствах США с целью расширения возможностей стран-партнеров по эффективному расследованию, судебному преследованию и вынесению решений по сложным делам, касающимся транснациональной и национальной коррупции;
- проведение на базе Международной правоохранительной академии (International Law Enforcement Academy) курсов по теме борьбы с коррупцией для специалистов из стран-партнеров по всему миру в подразделениях в Аккре, Бангкоке, Будапеште, Габороне и Сан-Сальвадоре, а также в Розуэлле;
- обеспечение обмена информацией на площадке Рабочей группы ОЭСР по борьбе с взяточничеством, Межведомственной сети по возврату активов, через Группу Эгмонт, Интерпол и т.д.
3.5. Развитие потенциала гражданского общества, СМИ и организаций частного сектора по безопасному выявлению и разоблачению случаев коррупции, повышение осведомленности и обеспечение подотчетности:
- агрегация и размещение в открытом доступе информации о государственных закупках;
- привлечение соответствующих лиц к участию в процессе формирования бюджета, мониторинга государственных расходов и привлечения к ответственности государственных должностных лиц, развитие технического потенциала для расследования и освещения фактов коррупции организациями гражданского общества и содействие обмену информацией между ними, развитие потенциала организаций гражданского общества в Южной и Центральной Азии через Программу малых грантов Комиссии по демократии;
- оказание поддержки ОЭСР в организации Круглого стола по вопросам деловой неподкупности (Business Integrity Roundtable);
- организация вручения ежегодной премии «Чемпионы в борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Champions Awards);
- содействие деятельности журналистов-расследователей, в частности, проведение обучающих мероприятий;
- привлечение партнеров из частного сектора к участию в антикоррупционных мероприятиях;
- организация учебных поездок для государственных служащих в рамках обучения по таким темам, как проведение журналистских расследований, верховенство права, прозрачность государственного управления, свобода СМИ и т.п.;
- поддержка функционирования Платформы для рассмотрения жалоб граждан (Civil Society Anti-Impunity Complaint Platform) и т.д.
4. Сохранение и укрепление международного взаимодействия
4.1. Совершенствование существующих антикоррупционных механизмов и институтов:
- поддержка создания региональных центров по борьбе с коррупцией Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), финансовая поддержка функционирования Механизма оценки реализации Конвенции ООН против коррупции, Мониторинга осуществления Межамериканской конвенции против коррупции и Оценки Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО);
- создание информационной панели, обеспечивающей публичный доступ к различным отчетам о соблюдении международных антикоррупционных обязательств, стандартов и рекомендаций;
- оказание помощи в работе инициативы ОЭСР «Показатели общественной добросовестности»;
- консультирование стран-партнеров в рамках Глобальной программы реформирования системы обороны (Global Defense Reform Program).
4.2. Активизация участия в многосторонних форумах:
- сотрудничество с Партнерством «Открытое правительство» (Open Government Partnership – OGP), а также принятие мер по сохранению лидирующей позиции США в OGP;
- выполнение обязательств, взятых на себя США по результатам Саммита за демократию, в том числе в рамках деятельности группы «Финансовая прозрачность и неподкупность» (Summit for Democracy Financial Transparency and Integrity Cohort), а также использование площадки Саммита для объединения мирового сообщества в вопросах борьбы с коррупцией;
- выполнение Межамериканского плана действий по демократическому управлению (Inter-American Action Plan on Democratic Governance), реализация мероприятий по итогам 20-ой Международной антикоррупционной конференции;
- администрирование деятельности Рабочей группы экспертов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности в 2023 году, председательство на Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции (Conference of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption) в 2023 году;
- взаимодействие c международными финансовыми институтами (МФИ) по вопросам согласования и совершенствования механизмов противодействия коррупции, контроля за осуществлением закупок и включения антикоррупционных мер в программы МФИ;
- поддержка многосторонних инициатив, способствующих продвижению международных принципов прозрачности, подотчетности и неподкупности и т.д.
5. Дипломатическое взаимодействие и использование иностранной помощи
5.1. Повышение и расширение масштабов дипломатического взаимодействия и предоставляемой иностранным государствам помощи в сфере борьбы с коррупцией:
- определение стран-партнеров, представляющих интерес для взаимодействия;
- при необходимости – создание координационных механизмов обеспечения межведомственного взаимодействия в процессе предоставления помощи странам-партнерам;
- разработка рекомендаций по дипломатическому взаимодействию в вопросах борьбы с коррупцией в странах с высокими коррупционными рисками, а также определение возможностей для соответствующего взаимодействия.
5.2. Защита субъектов антикоррупционной деятельности:
- выявление существующих недостатков и необходимых реформ действующего регулирования по вопросу защиты разоблачителей коррупции;
- информирование организаций гражданского общества о глобальных механизмах оказания чрезвычайной помощи притесняемым организациям, в том числе инициативе «Спасательный круг: Фонд помощи пострадавшим организациям гражданского общества» (Lifeline: Embattled CSOs Assistance Fund);
- разработка и внедрение краткосрочных и среднесрочных программ защиты разоблачителей, а также представителей СМИ.
5.3. Использование инноваций в борьбе с коррупцией:
- содействие разработке и внедрению инновационных инструментов, в том числе направленных на решение экономических проблем и борьбу с коррупцией, в рамках инициативы «Глобальные инновации через науку и технологии» (Global Innovation through Science and Technology), проекта «Антикоррупционные решения на основе новейших технологий» (Anti-corruption Solutions through Emerging Technologies) и программы TechCamp;
- взаимодействие с представителями частного сектора по теме эволюции недобросовестных практик в ответ на внедрение новых технологий борьбы с коррупцией;
- направление экспертов по вопросам борьбы с коррупцией для решения возникающих проблем в сфере обеспечения правосудия в странах, в которых есть условия и политическая воля для проведения реформ;
- поиск возможностей по расширению взаимодействия в сфере борьбы с коррупцией на субнациональном уровне.
5.4. Совершенствование координации и анализа рисков при оказании внешней помощи:
- содействие реализации пилотных программ по межведомственной координации антикоррупционной деятельности в отдельных странах;
- развитие механизмов подотчетности и проведение анализа коррупционных рисков при оказании помощи иностранным государствам;
- проведение дополнительных оценок коррупционных рисков на национальном и/или субнациональном уровнях, а также анализа соответствия стран-партнеров антикоррупционным стандартам.
5.5. Совершенствование механизмов предоставления помощи в области безопасности и интеграция мер по противодействию коррупции в сферу военного планирования, анализа и проведения операций:
- разработка протокола оценки коррупционных рисков в рамках деятельности по сотрудничеству со странами-партнерами и оказанию им помощи в области безопасности и внедрения антикоррупционных реформ, руководства по применению результатов оценки рисков и анализу эффективности управления сектором безопасности (Security Sector Governance), стратегии по снижению выявленных рисков;
- оказание помощи странам-партнерам при разработке систем, снижающих вероятность совершения коррупционных нарушений в секторе безопасности за счет усиления надзора, подотчетности и прозрачности.