Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В США опубликован план реализации антикоррупционной стратегии
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В США принят план реализации Национальной стратегии по противодействию коррупции (U.S. Strategy on Countering Corruption Implementation Plan).

Национальная стратегия по противодействию коррупции (United States Strategy on Countering Corruption, далееСтратегия) была представлена еще в декабре 2021 года, а в сентябре 2023 года Государственный департамент США (U.S. Department of State, далее – Департамент) опубликовал план по ее реализации. Соответствующий план содержит перечень задач на 2023-2025 годы, направленных на достижение основных целей Стратегии.

1. Модернизация, координация и обеспечение ресурсами

1.1. Увеличение количества исследований, объемов сбора и анализа данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений:

  • сбор данных о реализации Стратегии, в частности, разработка плана соответствующих мероприятий и налаживание межведомственного взаимодействия по данному вопросу, совершенствование методов сбора и анализа данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений, направлений их использования государственными органами;
  • предоставление посольствам США рекомендаций по сбору, анализу и использованию данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений;
  • использование на высшем уровне результатов исследований по таким темам, как использование различных антикоррупционных инструментов, возврат активов, участие правоохранительных органов в борьбе с коррупцией;
  • подготовка ежегодных отчетов по вопросам распространенности коррупции в конкретных странах, в том числе в сфере соблюдения прав человека, международного контроля за оборотом наркотиков и т.д.

1.2. Совершенствование каналов обмена информацией между национальными государственными органами, неправительственными организациями, а также компетентными органами других стран в рамках международного взаимодействия:

  • наращивание потенциала сотрудников Департамента в вопросах борьбы с коррупцией, в том числе за счет развития механизмов раскрытия информации о нарушениях, проведения мероприятий по антикоррупционному просвещению, антикоррупционного обучения и т.п.;
  • агрегирование данных, касающихся совершения коррупционных правонарушений, на платформах, доступных для сотрудников Департамента, а также, по возможности, для сотрудников иных взаимодействующих с ним органов власти (таких, как, например, регулярно обновляемый портал данных для обобщения и распространения результатов деятельности и реализации проектов Инновационного фонда прозрачности бюджета (Fiscal Transparency Innovation Fund) – отдела Департамента, отвечающего за предоставление иностранной финансовой помощи);
  • продвижение необходимости принятия мер по борьбе с коррупцией, в том числе в ходе ежемесячных заседаний Рабочей группы Департамента по противодействию коррупции (Anti-Corruption Working Group), направленных на обмен информацией между уполномоченными органами власти и иными заинтересованными сторонами;
  • регулярное предоставление Конгрессу США отчетов, содержащих данные об успешной реализации проектов в сфере противодействия коррупции в других странах, юрисдикциях, характеризующихся высокими коррупционными рисками, а также принятии иными государствами международных и региональных антикоррупционных стандартов;
  • обеспечение взаимодействия Департамента с гражданским обществом за счет ведения социальных сетей, регулярного обновления веб-сайта Департамента, проведения консультаций для заинтересованных сторон.

1.3. Повышение внимания к транснациональной коррупции:

  • увеличение количества исследований, посвященных клептократии, привлечение активистов, прошедших обучение по безопасному расследованию соответствующих преступлений, организация информирования и просвещения среди граждан по данному вопросу;
  • наращивание потенциала правоохранительных и судебных органов в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью, включая коррупционные преступления, обеспечение проведения соответствующими органами анализа тенденций в области незаконного финансирования, приводящего к коррупции;
  • определение конкретных целей в сфере борьбы с транснациональной коррупцией, в том числе в рамках организуемого Департаментом Саммита за демократию (Summit for Democracy), инициативы «Демократия против безопасных убежищ» (Democracies Against Safe Havens Initiative) и связанных с ней проектов.

1.4. Создание условий и выделение ресурсов для борьбы с коррупцией внутри страны и за рубежом:

  • разработка перечня мероприятий по борьбе с коррупцией, реализуемых Департаментом, правил их финансирования;
  • расширение поддержки Координатора по глобальной борьбе с коррупцией (Coordinator on Global Anti-Corruption), должность которого была учреждена в Департаменте в 2021 году для согласования мер, предпринимаемых министерствами и правительством США в целях борьбы с коррупцией;
  • содействие участию высшего руководства Департамента в работе Совета Департамента по антикоррупционной политике (Anti-Corruption Policy Board), в задачи которого входит определение приоритетов борьбы с коррупцией во внешней политике, для обсуждения межсекторальных вопросов в области борьбы с коррупцией;
  • совершенствование порядка предоставления отчетности о расходах  на мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией;
  • взаимодействие с иными органами власти в целях выработки такой стратегии по использованию ресурсов, которая позволит оптимальным образом финансировать мероприятия для достижения целей Стратегии.

1.5. Разработать стратегический подход к противодействию коррупции на региональном и местном уровнях:

  • разработка и поддержание актуальности реестра контактных должностных лиц в посольствах США, ответственных за противодействие коррупции;
  • создание централизованного ресурса, содержащего сведения об инструментах и стратегиях противодействия коррупции по конкретным странам;
  • внедрение механизмов противодействие коррупции в иные сферы внешней политики: урегулирование конфликтов, борьба с незаконным финансированием, противодействие незаконному обороту диких животных и т.п., а также интеграция вопросов борьбы с коррупцией и мер по обеспечению справедливости, в том числе по продвижению гендерного равенства, защите прав меньшинств и т.п.;
  • учет антикоррупционных аспектов при разработке, пересмотре и обновлении комплексных и иных стратегий;
  • разработка технических руководств для повышения потенциала заинтересованных сторон по внедрению эффективных систем противодействия коррупции, основанных на международных стандартах, и достижению целей глобальных программ по инвестированию в инфраструктуру.

2. Противодействие незаконному финансированию

2.1. Устранение пробелов регулирования в сфере борьбы с отмыванием денег:

  • обеспечение регулярного межведомственного обсуждения природы и особенностей цифровых активов с представителями Министерства финансов (Department of Treasury), Министерства юстиции (Department of Justice), Министерства торговли (Department of Commerce) и Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development USAID).

2.2. Обеспечение работы с партнерами и союзниками для устранения пробелов регулирования в сфере борьбы с незаконным финансированием:

  • поддержка правоохранительных органов для дальнейшей координации и обмена опытом в области расследований дел о коррупции, наращивание потенциала судебных органов в вопросах расследования коррупции и иных связанных с ней правонарушений;
  • совершенствование мер по снижению влияния факторов, способствующих коррупции, например, связанных с противодействием привлечению различного рода «помощников» для реализации коррупционных схем;
  • предоставление финансирования для обеспечения Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation) и иными уполномоченными структурами технической помощи местным органами власти при проведении расследований фактов коррупции и иных связанных с ней правонарушений;
  • устранение пробелов в обеспечении прозрачности бюджета, проведение анализа открытости информации о государственных контрактах, выданных лицензиях на использование природных ресурсов, финансирование проектов по обеспечению прозрачности добывающих отраслей;
  • оказание поддержки правительствам стран-партнеров в вопросах возврата активов;
  • содействие проведению на национальном уровне оценки коррупционных рисков применительно к юридическим лицам и разработке руководств по анализу бенефициарного владения для стран с низким потенциалом по отслеживанию бенефициарной собственности, а также оказание технической помощи по вопросам соблюдения рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
  • выявление ключевых недостатков в сфере борьбы с незаконным финансированием, например, путем анализа результатов взаимной оценки ФАТФ, и определение стратегий по их устранению;
  • развитие у правоохранителей навыков по отслеживанию цифровых валют и выявлению случаев мошенничества в Интернете в рамках расследований финансовых преступлений и проактивного пресечения незаконных финансовых потоков.

3. Привлечение к ответственности коррупционеров

3.1. Активизация правоприменения:

  • поддержка усилий стран-партнеров по противодействию подкупу иностранных должностных лиц (далее – ИДЛ) и отмыванию коррупционных доходов, а также по повышению эффективности возврата соответствующих активов.

3.2. Совершенствование имеющихся инструментов для привлечения к ответственности внутри страны и за рубежом:

3.3. Обеспечение работы со странами-партнерами по укреплению правоприменения для усиления использования санкций:

  • ужесточение наказаний за коррупцию;
  • взаимодействие с организациями гражданского общества;
  • привлечение ключевых международных партнеров в рамках инициативы «Демократия против безопасных убежищ» и аналогичных программ для содействия в разработке мер по введению санкций и визовых ограничений в отношении отдельных юрисдикций;
  • финансирование деятельности подразделений финансовой разведки (Financial Intelligence Unit) в рамках инициативы «Демократия против безопасных убежищ», а также проведение обучения для представителей «уязвимых» юрисдикций по вопросам противодействия финансовым преступлениям, в том числе отмыванию денег;
  • содействие продвижению Рекомендаций ОЭСР по борьбе с подкупом ИДЛ, а также активное участие в деятельности Рабочей группы ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

3.4. Поддержание возможностей стран-партнеров справедливо и равноправно добиваться подотчетности:

  • расширение финансирования программ по обеспечению верховенства права (таких, как программы юридических советников-резидентов Министерства юстиции США), финансирование проектов по продвижению реформ и борьбе с коррупцией и безнаказанностью в правоохранительных и судебных органах;
  • размещение советников (например, юристов ФБР, судебных атташе или юристов-резидентов) в посольствах США с целью расширения возможностей стран-партнеров по эффективному расследованию, судебному преследованию и вынесению решений по сложным делам, касающимся транснациональной и национальной коррупции;
  • проведение на базе Международной правоохранительной академии (International Law Enforcement Academy) курсов по теме борьбы с коррупцией для специалистов из стран-партнеров по всему миру в подразделениях в Аккре, Бангкоке, Будапеште, Габороне и Сан-Сальвадоре, а также в Розуэлле;
  • обеспечение обмена информацией на площадке Рабочей группы ОЭСР по борьбе с взяточничеством, Межведомственной сети по возврату активов, через Группу Эгмонт, Интерпол и т.д.

3.5. Развитие потенциала гражданского общества, СМИ и организаций частного сектора по безопасному выявлению и разоблачению случаев коррупции, повышение осведомленности и обеспечение подотчетности:

  • агрегация и размещение в открытом доступе информации о государственных закупках;
  • привлечение соответствующих лиц к участию в процессе формирования бюджета, мониторинга государственных расходов и привлечения к ответственности государственных должностных лиц, развитие технического потенциала для расследования и освещения фактов коррупции организациями гражданского общества и содействие обмену информацией между ними, развитие потенциала организаций гражданского общества в Южной и Центральной Азии через Программу малых грантов Комиссии по демократии;
  • оказание поддержки ОЭСР в организации Круглого стола по вопросам деловой неподкупности (Business Integrity Roundtable);
  • организация вручения ежегодной премии «Чемпионы в борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Champions Awards);
  • содействие деятельности журналистов-расследователей, в частности, проведение обучающих мероприятий;
  • привлечение партнеров из частного сектора к участию в антикоррупционных мероприятиях;
  • организация учебных поездок для государственных служащих в рамках обучения по таким темам, как проведение журналистских расследований, верховенство права, прозрачность государственного управления, свобода СМИ и т.п.;
  • поддержка функционирования Платформы для рассмотрения жалоб граждан (Civil Society Anti-Impunity Complaint Platform) и т.д.

4. Сохранение и укрепление международного взаимодействия

4.1. Совершенствование существующих антикоррупционных механизмов и институтов:

4.2. Активизация участия в многосторонних форумах:

  • сотрудничество с Партнерством «Открытое правительство» (Open Government Partnership – OGP), а также принятие мер по сохранению лидирующей позиции США в OGP;
  • выполнение обязательств, взятых на себя США по результатам Саммита за демократию, в том числе в рамках деятельности группы «Финансовая прозрачность и неподкупность» (Summit for Democracy Financial Transparency and Integrity Cohort), а также использование площадки Саммита для объединения мирового сообщества в вопросах борьбы с коррупцией;
  • выполнение Межамериканского плана действий по демократическому управлению (Inter-American Action Plan on Democratic Governance), реализация мероприятий по итогам 20-ой Международной антикоррупционной конференции;
  • администрирование деятельности Рабочей группы экспертов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности в 2023 году, председательство на Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции (Conference of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption) в 2023 году;
  • взаимодействие c международными финансовыми институтами (МФИ) по вопросам согласования и совершенствования механизмов противодействия коррупции, контроля за осуществлением закупок и включения антикоррупционных мер в программы МФИ;
  • поддержка многосторонних инициатив, способствующих продвижению международных принципов прозрачности, подотчетности и неподкупности и т.д.

5. Дипломатическое взаимодействие и использование иностранной помощи

5.1. Повышение и расширение масштабов дипломатического взаимодействия и предоставляемой иностранным государствам помощи в сфере борьбы с коррупцией:

  • определение стран-партнеров, представляющих интерес для взаимодействия;
  • при необходимости – создание координационных механизмов обеспечения межведомственного взаимодействия в процессе предоставления помощи странам-партнерам;
  • разработка рекомендаций по дипломатическому взаимодействию в вопросах борьбы с коррупцией в странах с высокими коррупционными рисками, а также определение возможностей для соответствующего взаимодействия.

5.2. Защита субъектов антикоррупционной деятельности:

  • выявление существующих недостатков и необходимых реформ действующего регулирования по вопросу защиты разоблачителей коррупции;
  • информирование организаций гражданского общества о глобальных механизмах оказания чрезвычайной помощи притесняемым организациям, в том числе инициативе «Спасательный круг: Фонд помощи пострадавшим организациям гражданского общества» (Lifeline: Embattled CSOs Assistance Fund);
  • разработка и внедрение краткосрочных и среднесрочных программ защиты разоблачителей, а также представителей СМИ.

5.3. Использование инноваций в борьбе с коррупцией:

  • содействие разработке и внедрению инновационных инструментов, в том числе направленных на решение экономических проблем и борьбу с коррупцией, в рамках инициативы «Глобальные инновации через науку и технологии» (Global Innovation through Science and Technology), проекта «Антикоррупционные решения на основе новейших технологий» (Anti-corruption Solutions through Emerging Technologies) и программы TechCamp;
  • взаимодействие с представителями частного сектора по теме эволюции недобросовестных практик в ответ на внедрение новых технологий борьбы с коррупцией;
  • направление экспертов по вопросам борьбы с коррупцией для решения возникающих проблем в сфере обеспечения правосудия в странах, в которых есть условия и политическая воля для проведения реформ;
  • поиск возможностей по расширению взаимодействия в сфере борьбы с коррупцией на субнациональном уровне.

5.4. Совершенствование координации и анализа рисков при оказании внешней помощи:

  • содействие реализации пилотных программ по межведомственной координации антикоррупционной деятельности в отдельных странах;
  • развитие механизмов подотчетности и проведение анализа коррупционных рисков при оказании помощи иностранным государствам;
  • проведение дополнительных оценок коррупционных рисков на национальном и/или субнациональном уровнях, а также анализа соответствия стран-партнеров антикоррупционным стандартам.

5.5. Совершенствование механизмов предоставления помощи в области безопасности и интеграция мер по противодействию коррупции в сферу военного планирования, анализа и проведения операций:

  • разработка протокола оценки коррупционных рисков в рамках деятельности по сотрудничеству со странами-партнерами и оказанию им помощи в области безопасности и внедрения антикоррупционных реформ, руководства по применению результатов оценки рисков и анализу эффективности управления сектором безопасности (Security Sector Governance), стратегии по снижению выявленных рисков;
  • оказание помощи странам-партнерам при разработке систем, снижающих вероятность совершения коррупционных нарушений в секторе безопасности за счет усиления надзора, подотчетности и прозрачности.
Темы
Отмывание
Заявители о коррупции
Политический контекст
Незаконное обогащение
Возврат активов
Гражданское общество
Международное сотрудничество
ИКТ
Подкуп ИДЛ
Прозрачность
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.