Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Перу введена административная ответственность юридических лиц за коррупцию

Перу, вслед за Аргентиной, продолжает тенденцию введения в странах Латинской Америки ответственности юридических лиц за коррупцию. 1 января 2018 года здесь вступил в силу Закон № 30424 «Об административной ответственности юридических лиц за преступления в сфере активного транснационального взяточничества» (Ley que Regula la Responsabilidad Administrativa de las Personas Jurídicas por el Delito de Cohecho Activo Transnacional).

Согласно закону, организации будут привлекаться к ответственности в случае совершения коррупционных преступлений от имени организации или в ее интересах (прямо или косвенно):

  1. их партнерами, директорами, руководителями и официальными представителями, а также указанными категориями лиц в их филиалах или иных аффилированных компаниях;
  2. лицами, контролирующими деятельность вышеуказанных лиц, которые санкционировали или допустили совершение преступления в силу недостаточного контроля и надзора.

При этом к преступлениям, за совершение которых физическими лицами организация может быть привлечена к ответственности, отнесены:

  • подкуп должностных лиц в целом – ст. 397 Уголовного кодекса;
  • подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций – ст. 397-А УК;
  • подкуп должностных лиц, занимающих особо важные позиции (например, судей, прокуроров и иных) – ст. 398 УК;
  • отмывание доходов – ст. 1-3 Законодательного декрета № 1106;
  • финансирование терроризма – ст. 4-А Закона № 25475.

Административная ответственность организации наступает вне зависимости от возбуждения уголовного дела в отношении физического лица. Следует отметить, что, согласно Закону, юридическое лицо не несет ответственности за преступление физического лица, предусмотренное статьей 397-А УК, если оно было совершено исключительно в личных интересах данного физического лица.

Нормы Закона распространяются на все типы частных и государственных организаций, такие как компании, ассоциации, фонды, неправительственные организации, комитеты (в том числе незарегистрированные), а также нерегулярные объединения, лиц, управляющих независимыми активами, публичные компании и компании смешанной экономики (государственно-частные). При этом материнские компании будут нести ответственность за преступления, совершенные их дочерними компаниями или иными аффилированными организациями, если их совершение было санкционировано материнской компанией.

Согласно Закону, организациям могут грозить следующие виды санкций:

  • штраф в размере не менее 2-х кратного и не более 6-ти кратного размера полученной выгоды;
  • приостановление деятельности компании на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • запрет на осуществление того направления деятельности, в рамках которого имело место противоправное деяние, на срок от 1 до 5 лет или бессрочно;
  • запрет на участие в государственных закупках или заключение контрактов с правительством на неопределенный срок;
  • аннулирование разрешений, лицензий, заключенных контрактов и иных административных или муниципальных разрешительных документов;
  • закрытие помещений, принадлежащих компании, на срок от 1 до 5 лет или бессрочно;
  • роспуск компании.

Кроме того, Законом предусмотрена возможность конфискации незаконно полученных активов компании по решению суда.

В Законе перечислены смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также критерии определения наказания, которое устанавливается судьей.

Одновременно ст. 17 Закон предусмотрена возможность освобождения организации от ответственности в случае, если ей были приняты все надлежащие меры по недопущению совершения преступления:

  • назначение лица, ответственного за предотвращение коррупции, обладающего автономностью действий. Для микро- и малых предприятий такая роль может быть возложена непосредственно на орган управления;
  • выявление, оценка и минимизация коррупционных рисков;
  • внутренние механизмы сообщения о замеченных правонарушениях;
  • информирование и обучение персонала организации по вопросам предупреждения коррупции;
  • постоянный мониторинг и оценка системы предотвращения совершения преступлений. Содержание такой системы должно быть определено в отдельном Законодательном декрете, который все еще находится в стадии разработки.

Наличие в организации указанных мер может быть сертифицировано надлежащим образом зарегистрированными и аккредитованными организациями. Определение перечня таки организаций также должно быть утверждено отдельным нормативным актом.

Если указанные меры были введены уже после совершения преступления, или организация докажет, что они частично имели место до совершения преступления, то она может рассчитывать на смягчение мер ответственности.

Следует отметить, что Законом предусмотрена оговорка о том, что юридическое лицо не подлежит привлечению к ответственности, если, совершая преступление, физическое лицо намеренно пренебрегло установленными в организации мерами по его недопущению.

Темы
Комплаенс
Отмывание

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.