Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Противодействие коррупции в государственных компаниях: доклад ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, посвященный антикоррупционному регулированию в деятельности государственных компаний (State-Owned Enterprises and Corruption. What Are the Risks and What Can Be Done?).

При подготовке доклада исследователи опирались на результаты опроса 347 руководящих работников государственных компаний из 34 стран об их восприятии и личном опыте столкновения с коррупцией, а также обзоры имеющихся в стране регулирующих механизмов, направленных на предупреждение коррупции в государственных компаниях, от представителей государственных органов из 28 стран (всего исследование охватило 37 стран, в том числе не являющихся членами ОЭСР).

По результатам опроса 42% респондентов (как минимум 1 человек из 49% участвовавших в опросе компаний) сообщили, что за последние три года в их компании имели место неправомерные практики.

Авторы доклада отмечают, что в целом коррупционные риски, возникающие в государственных компаниях, характерны и для частных компаний; однако государственным компаниям присуща и своя специфика. Так, существующее предубеждение, что такая компания «слишком публична, чтобы потерпеть неудачу» («too public to fail»), возникающее вследствие государственного участия в компании, ее доминирующего положения на рынке, участия в реализации государственных услуг и, как следствие, отсутствия таких же угроз банкротства или принудительного поглощений, как у частных компаний, способствует развитию в ней недобросовестного поведения. Повышенные риски возникают и в результате того, что государственные компании осуществляют деятельность в сферах, отличающихся высокими ценами (на продукцию/услуги, предоставляемые компанией) и частыми транзакциями (т.е. действуют в условиях наличия постоянного спроса на свою продукцию/услуги), или в сферах со сложной системой нормативного регулирования, недостаточная проработанность которой создает «серые зоны» и дает компаниям возможности для сокрытия неправомерной деятельности.

По мнению авторов исследования, государственные компании, реализующие общественно значимые функции, могут оправдывать коррупционную деятельность потребностью компенсации финансовых потерь или снижения нормы прибыли в результате необходимости первостепенной реализации таких общественно значимых функций, а государственные компании, имеющие только коммерческие цели деятельности – потребностью сохранить конкурентоспособность или возможность функционировать в целом.

В целом, говоря о существующих коррупционных рисках и имевших место коррупционных нарушениях в государственных компаниях, участвовавших в опросе, авторы доклада отмечают следующее:

  • по мнению респондентов, в неправомерную деятельность чаще оказываются вовлечены неруководящие работники и руководители среднего звена (69% и 42% соответственно); около трети опрошенных отметили наличие нарушений со стороны деловых партнеров организации, четверть опрошенных – со стороны высшего исполнительного руководства, каждый пятый – со стороны членов органов управления компании;
  • больше всего нарушений было отмечено работниками таких сфер, как нефтяная и газовая промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика, транспортные перевозки и логистика, почтовое обслуживание; эти сферы являются наиболее подверженными рискам коррупции, т.к. предполагают большое количество регулирования со стороны государства, могут образовывать естественные монополии и связаны с государственными закупками в рамках особо важных проектов;
  • члены органов управления и лица, ответственные за реализацию функций комплаенса, аудита, юридического сопровождения, в ходе опроса чаще сообщали об имевших место нарушениях, чем исполнительное руководство компании (при сравнении результатов опроса по одной компании); это может свидетельствовать либо о неравномерности распространения информации об имевших место случаях правонарушений в компании, либо о нежелании исполнительного руководства сообщать об имевших место нарушениях; при этом респонденты, не знающие (или не желающие говорить) об имевших место в их компании нарушениях, с большей вероятностью ожидали реализации коррупционных рисков в будущем, чем те, кто был осведомлен об имевших место нарушениях;
  • больше всего препятствий на пути к добросовестному ведению деятельности для организации, по мнению респондентов, создает взаимодействие с государством и особенности человеческого поведения (например, неправомерные действия отдельных сотрудников, идущие вразрез с политикой компании); среди наиболее распространенных внутренних коррупционных рисков респонденты отметили 1) нарушение положений о защите данных и конфиденциальности, 2) фаворитизм (непотизм, кронизм и патронаж) и 3) сокрытие конфликта интересов; а к рискам, имеющим наиболее заметные последствия, отнесли 1) получение взяток, 2) фальсификацию или искажение сведений в документах, а также 3) недостоверную отчетность и мошенничество;
  • государственные компании, реализующие общественно значимые функции, более подвержены коррупционным рискам, чем компании, имеющие только коммерческие цели деятельности; при этом они принимают меньше мер, направленных на предупреждение коррупции, и реже раскрывают информацию о получении финансовой поддержки от государства; одновременно компании, имеющие только коммерческие цели, более склонны воспринимать вложения в разработку и внедрение системы антикоррупционных мер как инвестицию или актив, чем компании, реализующие общественно значимые функции; однако в целом государственные компании больше воспринимают такие вложения как расходы, в отличие от частных компаний;
  • государственные компании менее склонны принимать действия по недопущению или минимизации возникающих коррупционных рисков, чем частные компании; по мнению исследователей, это может быть связано с тем, что государственные компании законодательно обязаны реализовывать определенную деятельность и, следовательно, имеют меньше возможностей «отказаться» от сомнительных предложений.

Что касается принятия конкретных мер по предупреждению коррупции, результаты исследования свидетельствуют о следующем:

  • за последний год 81% компаний, участвовавших в опросе, совокупно потратили около 1,5% операционного бюджета на функционирование системы антикоррупционных мер; почти половина опрошенных считают такие вложения инвестицией или активом, 27% – расходами или затратами; 40% респондентов полагают, что недостаточные человеческие и материальные ресурсы являются одним из препятствий при выстраивании системы антикоррупционных мер в их организации;
  • оценка коррупционных рисков проводится примерно у 90% организаций, участвовавших в опросе; при этом те, кто проводит ее ежегодно (79% респондентов), сообщают о меньшем количестве коррупционных нарушений, более низкой вероятности реализации коррупционных рисков и считают свою систему внутреннего контроля более эффективной, чем те, кто проводит оценку рисков реже или не проводит совсем; одновременно в докладе отмечается, что руководители исполнительных органов часто обладают меньшим количеством информации о коррупционных рисках, внутренних механизмах контроля и их эффективности;
  • главным инструментом предупреждения и противодействия коррупции в организациях названо внедрение системы антикоррупционных стандартов, самые распространенные из которых касаются 1) регулирования конфликта интересов, 2) благотворительных пожертвований и 3) участия в  государственных закупках; только 57% опрошенных заявили о наличии в их компании антикоррупционного обучения для всех сотрудников.

При выстраивании системы антикоррупционного регулирования со стороны государства авторы доклада призывают обращать внимание на необходимость учета лучших практик, в том числе:

  • принятие мер, направленных на противодействие любым возможным стимулам скрыть коррупционные или иные неправомерные практики в государственном секторе;
  • принятие единых стандартов раскрытия информации и подотчетности для всех государственных компаний (как реализующих общественно значимые функции, так и имеющих только коммерческие цели деятельности);
  • наличие надлежащих механизмов информирования со стороны государства о надлежащих антикоррупционных мерах (включение подобных положений в политиках, регулирующих участие в таких организациях государства, в соответствующих инициативах, обсуждение в ход регулярных встреч, обучения, издание методических материалов);
  • содействие в формировании хорошо информированных, объективных и автономных управляющих органов в государственных компаниях;
  • поощрение проведения всеобъемлющий и ежегодной оценки рисков, представление ее результатов управляющим органам;
  • разработка единых процедур реагирования на ставшую известной информацию о замеченных случаях коррупции или условий для ее возникновения.

В настоящее время государственные компании, по данным авторов доклада, составляют пятую часть (22%) крупнейших мировых компаний и, как правило, ведут свою деятельность в стратегически важных для государства и общества отраслях. В этой связи особое значение приобретают и вопросы, связанные с противодействием коррупции в таких организациях, становясь темой для широкого обсуждения на всех международных площадках. В частности, «Группой двадцати» был подготовлен проект Принципов высокого уровня по противодействию коррупции в государственных компаниях, принятие которых планируется в ходе очередного саммита организации.

Темы
Измерение коррупции
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.