При подготовке доклада исследователи опирались на результаты опроса 347 руководящих работников государственных компаний из 34 стран об их восприятии и личном опыте столкновения с коррупцией, а также обзоры имеющихся в стране регулирующих механизмов, направленных на предупреждение коррупции в государственных компаниях, от представителей государственных органов из 28 стран (всего исследование охватило 37 стран, в том числе не являющихся членами ОЭСР).
По результатам опроса 42% респондентов (как минимум 1 человек из 49% участвовавших в опросе компаний) сообщили, что за последние три года в их компании имели место неправомерные практики.
Авторы доклада отмечают, что в целом коррупционные риски, возникающие в государственных компаниях, характерны и для частных компаний; однако государственным компаниям присуща и своя специфика. Так, существующее предубеждение, что такая компания «слишком публична, чтобы потерпеть неудачу» («too public to fail»), возникающее вследствие государственного участия в компании, ее доминирующего положения на рынке, участия в реализации государственных услуг и, как следствие, отсутствия таких же угроз банкротства или принудительного поглощений, как у частных компаний, способствует развитию в ней недобросовестного поведения. Повышенные риски возникают и в результате того, что государственные компании осуществляют деятельность в сферах, отличающихся высокими ценами (на продукцию/услуги, предоставляемые компанией) и частыми транзакциями (т.е. действуют в условиях наличия постоянного спроса на свою продукцию/услуги), или в сферах со сложной системой нормативного регулирования, недостаточная проработанность которой создает «серые зоны» и дает компаниям возможности для сокрытия неправомерной деятельности.
По мнению авторов исследования, государственные компании, реализующие общественно значимые функции, могут оправдывать коррупционную деятельность потребностью компенсации финансовых потерь или снижения нормы прибыли в результате необходимости первостепенной реализации таких общественно значимых функций, а государственные компании, имеющие только коммерческие цели деятельности – потребностью сохранить конкурентоспособность или возможность функционировать в целом.
В целом, говоря о существующих коррупционных рисках и имевших место коррупционных нарушениях в государственных компаниях, участвовавших в опросе, авторы доклада отмечают следующее:
- по мнению респондентов, в неправомерную деятельность чаще оказываются вовлечены неруководящие работники и руководители среднего звена (69% и 42% соответственно); около трети опрошенных отметили наличие нарушений со стороны деловых партнеров организации, четверть опрошенных – со стороны высшего исполнительного руководства, каждый пятый – со стороны членов органов управления компании;
- больше всего нарушений было отмечено работниками таких сфер, как нефтяная и газовая промышленность, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика, транспортные перевозки и логистика, почтовое обслуживание; эти сферы являются наиболее подверженными рискам коррупции, т.к. предполагают большое количество регулирования со стороны государства, могут образовывать естественные монополии и связаны с государственными закупками в рамках особо важных проектов;
- члены органов управления и лица, ответственные за реализацию функций комплаенса, аудита, юридического сопровождения, в ходе опроса чаще сообщали об имевших место нарушениях, чем исполнительное руководство компании (при сравнении результатов опроса по одной компании); это может свидетельствовать либо о неравномерности распространения информации об имевших место случаях правонарушений в компании, либо о нежелании исполнительного руководства сообщать об имевших место нарушениях; при этом респонденты, не знающие (или не желающие говорить) об имевших место в их компании нарушениях, с большей вероятностью ожидали реализации коррупционных рисков в будущем, чем те, кто был осведомлен об имевших место нарушениях;
- больше всего препятствий на пути к добросовестному ведению деятельности для организации, по мнению респондентов, создает взаимодействие с государством и особенности человеческого поведения (например, неправомерные действия отдельных сотрудников, идущие вразрез с политикой компании); среди наиболее распространенных внутренних коррупционных рисков респонденты отметили 1) нарушение положений о защите данных и конфиденциальности, 2) фаворитизм (непотизм, кронизм и патронаж) и 3) сокрытие конфликта интересов; а к рискам, имеющим наиболее заметные последствия, отнесли 1) получение взяток, 2) фальсификацию или искажение сведений в документах, а также 3) недостоверную отчетность и мошенничество;
- государственные компании, реализующие общественно значимые функции, более подвержены коррупционным рискам, чем компании, имеющие только коммерческие цели деятельности; при этом они принимают меньше мер, направленных на предупреждение коррупции, и реже раскрывают информацию о получении финансовой поддержки от государства; одновременно компании, имеющие только коммерческие цели, более склонны воспринимать вложения в разработку и внедрение системы антикоррупционных мер как инвестицию или актив, чем компании, реализующие общественно значимые функции; однако в целом государственные компании больше воспринимают такие вложения как расходы, в отличие от частных компаний;
- государственные компании менее склонны принимать действия по недопущению или минимизации возникающих коррупционных рисков, чем частные компании; по мнению исследователей, это может быть связано с тем, что государственные компании законодательно обязаны реализовывать определенную деятельность и, следовательно, имеют меньше возможностей «отказаться» от сомнительных предложений.
Что касается принятия конкретных мер по предупреждению коррупции, результаты исследования свидетельствуют о следующем:
- за последний год 81% компаний, участвовавших в опросе, совокупно потратили около 1,5% операционного бюджета на функционирование системы антикоррупционных мер; почти половина опрошенных считают такие вложения инвестицией или активом, 27% – расходами или затратами; 40% респондентов полагают, что недостаточные человеческие и материальные ресурсы являются одним из препятствий при выстраивании системы антикоррупционных мер в их организации;
- оценка коррупционных рисков проводится примерно у 90% организаций, участвовавших в опросе; при этом те, кто проводит ее ежегодно (79% респондентов), сообщают о меньшем количестве коррупционных нарушений, более низкой вероятности реализации коррупционных рисков и считают свою систему внутреннего контроля более эффективной, чем те, кто проводит оценку рисков реже или не проводит совсем; одновременно в докладе отмечается, что руководители исполнительных органов часто обладают меньшим количеством информации о коррупционных рисках, внутренних механизмах контроля и их эффективности;
- главным инструментом предупреждения и противодействия коррупции в организациях названо внедрение системы антикоррупционных стандартов, самые распространенные из которых касаются 1) регулирования конфликта интересов, 2) благотворительных пожертвований и 3) участия в государственных закупках; только 57% опрошенных заявили о наличии в их компании антикоррупционного обучения для всех сотрудников.
При выстраивании системы антикоррупционного регулирования со стороны государства авторы доклада призывают обращать внимание на необходимость учета лучших практик, в том числе:
- принятие мер, направленных на противодействие любым возможным стимулам скрыть коррупционные или иные неправомерные практики в государственном секторе;
- принятие единых стандартов раскрытия информации и подотчетности для всех государственных компаний (как реализующих общественно значимые функции, так и имеющих только коммерческие цели деятельности);
- наличие надлежащих механизмов информирования со стороны государства о надлежащих антикоррупционных мерах (включение подобных положений в политиках, регулирующих участие в таких организациях государства, в соответствующих инициативах, обсуждение в ход регулярных встреч, обучения, издание методических материалов);
- содействие в формировании хорошо информированных, объективных и автономных управляющих органов в государственных компаниях;
- поощрение проведения всеобъемлющий и ежегодной оценки рисков, представление ее результатов управляющим органам;
- разработка единых процедур реагирования на ставшую известной информацию о замеченных случаях коррупции или условий для ее возникновения.
В настоящее время государственные компании, по данным авторов доклада, составляют пятую часть (22%) крупнейших мировых компаний и, как правило, ведут свою деятельность в стратегически важных для государства и общества отраслях. В этой связи особое значение приобретают и вопросы, связанные с противодействием коррупции в таких организациях, становясь темой для широкого обсуждения на всех международных площадках. В частности, «Группой двадцати» был подготовлен проект Принципов высокого уровня по противодействию коррупции в государственных компаниях, принятие которых планируется в ходе очередного саммита организации.