Доклад представляет собой оценку эффективности, качества и независимости судебных систем государств-членов ЕС на основе анализа ответов назначенных каждой страной экспертов на специальную анкету, в которую в этом году были включены вопросы, касающиеся:
- продолжительности судебных разбирательств первой инстанции по делам о взяточничестве;
- полномочий государственных органов, ответственных за предупреждение и борьбу с коррупцией;
- порядка назначения должностных лиц таких органов.
1. Продолжительность судебных разбирательств
Как показали результаты опроса, средняя продолжительность судебных разбирательств первой инстанции по делам о взяточничестве в государствах-членах ЕС варьируется от 100 до 800 дней.
Так, в Словении решения по делу о взяточничестве можно ждать более двух лет (около 800 дней), в Хорватии – около 600 дней, во Франции – 500 дней.
Наиболее оперативной оказалась работа ответственных за борьбу с коррупцией органов в Болгарии и Дании, где такое разбирательство в среднем длится 100 дней, а также в Финляндии – со сроком судебного разбирательства примерно 150 дней.
2. Полномочия государственных органов по предупреждению и противодействию коррупции
2.1. Правоохранительные органы
Почти во всех государствах-членах ЕС (кроме Финляндии) расследованиями коррупционных преступлений занимаются не только органы полиции и прокуратуры общего профиля, но и специализированные, созданные для борьбы с коррупцией правоохранительные органы; последние, как правило, занимаются только определенными случаями, прежде всего, делами, касающимися наиболее серьезных или сложных коррупционных преступлений или преступлений, совершенных отдельными категориями лиц (например, высокопоставленными должностными лицами).
В частности:
- в Венгрии действует специализированная прокуратура;
- в Бельгии, Эстонии, Ирландии, Италии, Литве и на Мальте созданы специализированные органы полиции;
- в остальных странах сформированы как специализированные органы прокуратуры, так и специализированные органы полиции.
2.2. Антикоррупционные органы
В 17 государствах-членах ЕС специальные антикоррупционные органы созданы также и для реализации функций по предупреждению коррупции; при этом они могут заниматься реализацией не только «традиционных» превентивных механизмов (сбор и анализ деклараций об активах и/или интересах, выявление конфликтов интересов, контроль соблюдения иных антикоррупционных стандартов), но и более специфических.
Так, наиболее широким кругом полномочий, по сравнению с другими странами Европы, наделен антикоррупционный орган в Греции, который, в частности, отвечает за:
- проверку деклараций об активах и интересах, заявлений о получении подарков и/или иных выгод и преимуществ;
- выявление конфликтов интересов в деятельности отдельных категорий должностных лиц;
- регулирование лоббистской деятельности;
- контроль соблюдения должностными лицами кодексов поведения;
- регулирование перехода должностных лиц из государственного сектора в частный;
- проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов;
- привлечение к дисциплинарной ответственности, например, за несоблюдение запретов и ограничений;
- ведение уголовных расследований по делам о коррупции, в том числе сбор доказательств.
Проводить уголовные расследования антикоррупционные органы могут также в Ирландии, Латвии, Литве, Венгрии, Австрии, Польше, Португалии, Румынии, Словении и на Кипре; в Чехии, Ирландии, Португалии, Словении и на Кипре они также наделены полномочиями по контролю за деятельностью лоббистов; а в Ирландии, Франции, Италии, Литве, Венгрии и Румынии такие органы имеют право принимать участие в проведении государственных закупок.
3. Порядок назначения руководителей органов по предупреждению и противодействию коррупции
В докладе отмечается, что специализированные правоохранительные и антикоррупционные органы в странах ЕС, как правило, обладают достаточной независимостью за счет используемого подхода к назначению руководства.
Чаще всего такое назначение осуществляют высшие должностные лица исполнительной власти (президент, председатель правительства, министр юстиции) или законодательный орган (например, парламент).
При этом первоначальный перечень кандидатов на должность руководителя органа по предупреждению коррупции может определяться теми же лицами/органами, которые его впоследствии назначают, либо иными лицами/органами, например:
- во Франции – Антикоррупционным агентством Франции (Agence française anticorruption) и Высшим органом по обеспечению прозрачности общественной жизни (Haute Autorité pour la transparence de la vie publique);
- на Кипре – Парламентом и Независимым управлением по борьбе с коррупцией (Ανεξάρτητης Αρχής κατά της Διαφθοράς);
- в Литве – Специальной следственной службой Литовской Республики по борьбе с коррупцией (Lietuvos Respublikos specialiųjų tyrimų tarnyba) и Главным комитетом по публичной этике (Vyriausioji tarnybinės etikos komisija);
- в Португалии – Генеральным прокурором и Национальным комитетом по борьбе с коррупцией (Mecanismo Nacional Anticorrupção);
- в Словении – Комиссией по предотвращению коррупции (Komisija za Preprečevanje Korupcije).