Как и в 2021 году, измерение уровня восприятия коррупции проводилось для 180 стран. В целом, с прошлого года государства практически не продемонстрировали прогресса: по результатам исследования 68% стран набрали меньше 50 баллов, а средний показатель, как и годом ранее, составил 43 балла.
Лидерами рейтинга традиционно были признаны Дания (90 баллов из 100), Финляндия (87), Новая Зеландия (87), Норвегия (84), Сингапур (83), Швеция (83), Швейцария (82), Нидерланды (80), Германия (79), Ирландия (77) и Люксембург (77). Однако, как уже неоднократно отмечали эксперты TI, даже занимающие первые строки CPI страны в действительности далеко не всегда принимают достаточно эффективные меры по борьбе с коррупцией, прежде всего транснациональной, а в отдельных случаях даже поощряют ее.
Нижние позиции в рейтинге заняли Сомали (12), Сирия (13), Южный Судан (13), Венесуэла (14), Йемен (16), Ливия (17), Северная Корея (17), Гаити (17), Экваториальная Гвинея (17) и Бурунди (17). В то же время входивший в прошлом году в десятку «аутсайдеров» Афганистан в 2022 году значительно улучшил свои позиции и переместился со 174 на 150 место.
Россия набрала 28 баллов из 100 (на 1 балл меньше, чем в прошлом году) и заняла 137-ое место, оказавшись на одном уровне с Мали и Парагваем.
В целом, как отмечают эксперты TI, в течение последних десяти лет у 86% стран результаты оценки восприятия уровня коррупции либо не менялись, либо ухудшались. Так, с 2012 года показатели снизились у 31 страны, 124 страны остались примерно на том же уровне, и еще 25 стран продемонстрировали прогресс в борьбе с коррупцией; в то же время с 2017 года свои позиции в рейтинге упрочили лишь 8 стран, а ухудшение показателей наблюдалось у 10 стран, включая те, которые обычно занимают верхние строки рейтинга, например, Австрию, Люксембург и Великобританию.
Помимо общего рейтинга, TI опубликовала отдельные обзоры уровня восприятия коррупции для шести регионов:
- Америка. Как отмечают эксперты TI, в Северной и Южной Америке четвертый год подряд не наблюдается значимых изменений восприятия уровня коррупции, а за последние 8 лет отдельные государства резко ухудшили свои позиции в рейтинге: так, Сент-Люсия с 2014 года опустилась на 16 пунктов, Гватемала – на 24 пункта, а Канада с 2018 года – на 7 пунктов. Во многих странах региона правоохранительные органы и должностные лица сотрудничают с преступными группировками, в том числе получая взятки за свою лояльность, а в отдельных государствах попытки принимать меры по повышению эффективности борьбы с коррупцией приводят к концентрации широких дискреционных полномочий у органов исполнительной власти, что снижает прозрачность и подотчетность их деятельности: в частности, авторы упоминают чрезвычайные полномочия исполнительной власти приостанавливать действие конституционных гарантий в Сальвадоре, Эквадоре и Гондурасе.
- Западная Европа и ЕС. Несмотря на то, что страны Западной Европы стабильно занимают лидирующие позиции в рейтинге, эксперты TI отмечают отсутствие прогресса в большинстве из них на протяжении последних 10 лет. В этом году 10 стран региона получили самые низкие баллы за всю историю CPI: например, Великобритания опустилась сразу на 5 строк по сравнению с прошлым годом. Причиной тому, согласно отчету, может быть, в частности, недостаточная проработанность требований к добросовестности должностных лиц и механизмов регулирования лоббистской деятельности: эти темы становятся особенно актуальными на фоне разразившихся в ЕС коррупционных скандалов, в том числе расследования взяточничества членов Европейского парламента, получавших незаконное вознаграждение от чиновников из Катара, сокрытия правительством одной из земель Германии связи с энергетической компанией, попавшей под санкции, и расследования Uber Files, указавшего на значительное влияние крупных корпораций на политику во Франции. Одновременно в ряде стран Западной Европы наблюдаются затруднения с обеспечением эффективного правоприменения в области борьбы с коррупцией, а также с внедрением мер, направленных на предупреждение коррупции (например, в Испании откладывается принятие плана по борьбе с коррупцией и ключевых актов, касающихся прозрачности деятельности государственных органов и должностных лиц, лоббирования интересов и защиты заявителей), системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей (так, в Бельгии до сих пор не утверждены всеобъемлющие правила поведения для министров) и т.д.
- Восточная Европа и Центральная Азия. По мнению экспертов TI, регион Восточной Европы и Центральной Азии остается крайне коррумпированным: так, медианный показатель стран в CPI здесь составляет 35 баллов, что на 8 баллов ниже среднемирового. Как отмечают авторы исследования, этому способствует политическая нестабильность, ограничение деятельности организаций гражданского общества и свободы СМИ, а также военные конфликты.
- Азиатско-тихоокеанский регион. Хотя в Глобальном барометре коррупции 2020 года отмечалось, что некоторые азиатские государства добились существенных успехов в борьбе с «бытовой» коррупцией, проблема «большой» коррупции в странах региона по-прежнему остается нерешенной. Как указывают эксперты TI, во всем Азиатско-тихоокеанском регионе сохраняются введенные во время пандемии COVID-19 чрезвычайные положения, накладывающие ограничения на деятельность организаций гражданского общества и отдельные права граждан, а лидеры ряда стран придерживаются авторитарного режима управления и откладывают выполнение обязательств по борьбе с коррупцией на второй план. Даже в Новой Зеландии, традиционно входящей в число лидеров CPI, в настоящее время не отмечается какого-либо прогресса в сфере противодействия коррупции, а ее результаты в рейтинге за последние годы несколько ухудшились (в CPI 2017 года страна занимала первую строчку рейтинга, в CPI 2022 года – только третью).
- Южная Африка. Как указывают авторы исследования, государства этого региона стабильно не демонстрируют значимого прогресса в сфере противодействия коррупции: успехи одних стран затмеваются ухудшением ситуации или стагнацией в других, как следствие, регион имеет низкие показатели в целом. При этом факторы, влияющие на негативное восприятие уровня коррупции в Южной Африке, согласно отчету, включают, среди прочего, последствия пандемии, вооруженные конфликты, ведущие в том числе к оттоку капитала, неограниченные полномочия органов исполнительной власти, множественные случаи запугивания активистов, разоблачающих случаи коррупции и злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц, и т.д.
- Северная Африка и Ближний Восток. В странах данного региона также не наблюдается заметного улучшения восприятия уровня коррупции, что связано, прежде всего, с напряженной военно-политической обстановкой (вооруженные конфликты в Сирии, Ливии и Йемене), повсеместной системной политической коррупцией, которой способствует, в том числе отсутствие прозрачности государственных расходов, а также с распространением случаев посягательства на свободу слова и запрета публичных собраний граждан. Даже страны, являющиеся лидерами региона в CPI, сталкиваются с коррупционными скандалами: так, в центре резонансного разбирательства, связанного с проведением чемпионата мира по футболу в 2022 году, в ходе которого были выявлены факты взяточничества с участием членов Европейского парламента, оказался Катар, занимающий 35 строку в рейтинге 2021 года и 40 – в рейтинге 2022 года.
Справочно: Индекс восприятия коррупции публикуется TI ежегодно на протяжении уже 28 лет. На сегодняшний день он является одним из наиболее известных антикоррупционных исследований.
CPI формируется на основе результатов опросов экспертов и предпринимателей, аккумулируемых из 13 различных внешних исследований, проводимых, например, Всемирным банком, Всемирным экономическим форумом, Азиатским и Африканским банками развития и т.д., и призван проиллюстрировать уровень восприятия коррупции в государственном секторе. Результаты опросов стандартизируются под единую 100-балльную систему оценки, в которой 100 баллов означает наиболее низкий, по мнению респондентов, уровень коррупции, 0 баллов – наиболее высокий. По итогу исследования страны ранжируются согласно полученному количеству баллов.
Стоит отметить, что CPI, как и большинство других рейтингов, оценивающих уровень коррупции, имеет ряд недостатков, о которых мы не раз упоминали ранее.