Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован Индекс потенциала в борьбе с коррупцией стран Латинской Америки

Некоммерческие организации Американское общество и Совет стран Америки (Americas Society and Council of the Americas – AS/COA) совместно с международной консалтинговой компанией Control Risks опубликовали обновленный Индекс потенциала в борьбе с коррупцией (Capacity to Combat Corruption Index - CCC) стран Латинской Америки в период пандемии.

Как уже не раз отмечалось, существующие сегодня, в том числе широко растиражированные рейтинги измерения коррупции имеют множество недостатков, и потому мировое сообщество находится в постоянном поиске новых более эффективных подходов к измерению уровня коррупции и действенности антикоррупционных инструментов.

Впервые опубликованный в 2019 году, Индекс потенциала в борьбе с коррупцией стал одной из таких попыток: исследователи разработали собственную методологию для оценки имеющихся у стран Латинской Америки возможностей для борьбы с коррупционными проявлениями.  Основная цель данного индекса – определить сильные и слабые стороны исследуемых юрисдикций в сфере противодействия коррупции с тем, чтобы привлечь внимание власти и общества к требующим решения проблемам и существующим возможностям для развития.

Индекс рассчитывается одновременно на основе опубликованных международными организациями общедоступных данных и результатов собственного опроса, проведенного среди экспертов по борьбе с коррупцией, представителей научных организаций, гражданского общества, средств массовой информации и организаций частного сектора. Для каждой страны было выбрано и опрошено по три эксперта: один из Control Risks и два из иных кругов. При этом, во избежание конфликта интересов, к исследованию не были привлечены эксперты, работающие в государственных структурах исследуемых юрисдикций.

Исследование охватывает три ключевые области, для которых анализируется эффективность мер по борьбе с коррупцией на основании 14 индикаторов:

1. Правовой потенциал:

  • независимость и эффективность судебной системы;
  • независимость и эффективность антикоррупционных органов;
  • доступ к публичной информации и прозрачность государственного управления;
  • независимость и ресурсы органов прокуратуры и следственных органов;
  • уровень знаний и доступность ресурсов для борьбы с преступлениями “белых воротничков”;
  • эффективность инструментов смягчения ответственности и соглашений о признании вины;
  • уровень развития международного сотрудничества в области правоприменения;

2. Демократия и политические институты: 

  • качество и исполнимость законодательства, регулирующего финансирование политических кампаний;
  • процесс принятия законов и регулирующих документов;
  • общее качество демократии;

3. Гражданское общество, СМИ и частный сектор:

  • мобилизация гражданского общества в борьбе с коррупцией;
  • просвещение и информирование по вопросам противодействия коррупции;
  • качество работы прессы и журналистских расследований;
  • функционирование цифровых коммуникаций и социальных сетей.

На основании полученных по каждому индикатору оценок рассчитывается итоговый балл страны в диапазоне значений от 0 до 10, где 10 баллов означает наибольший потенциал в борьбе с коррупцией, а 0 баллов – наименьший.

В 2020 году индекс составлялся для 15 стран Латинской Америки (тогда как в 2019 году оценивалось всего 8 стран), на которые приходится почти 95% ВВП Латинской Америки. Верхние строки рейтинга заняли такие государства, как Уругвай (7,78 баллов), Чили (6,57) и Коста-Рика (6,43), а нижние – Доминиканская Республика (3,26), Боливия (2,71) и Венесуэла (1,52), соответственно.

Из восьми стран, участвовавших в рейтинге в прошлом году, итоговый балл вырос только у Перу (+0.3 балла), в то время как в остальных странах результаты ухудшились: Чили (-0.09), Бразилия (-0,62), Аргентина (-0,01), Колумбия (-0,18), Мексика (-0,1), Гватемала (-0,51), Венесуэла (-0,19).

Исследователями отмечается, что практически повсеместное повышение коррупционных рисков может объясняться осложнениями, с которыми латиноамериканские государства столкнулись во время пандемии COVID-19, так как в условиях чрезвычайных ситуаций почти всегда наблюдается ослабление контроля и увеличение количества случаев ненадлежащего управления средствами.

Еще одной причиной ухудшения показателей стран стало общее ослабление усилий по борьбе с коррупцией по сравнению с предыдущим десятилетием. Это связано, прежде всего, с тем, что фокус внимания общественности и власти в странах Латинской Америки сместился на экономические и социальные вопросы, вызвавшие в конце 2019 года массовые протесты в ряде государств региона.

Помимо балльных оценок, для исследуемых юрисдикций приводится общая характеристика текущей ситуации в сфере противодействия коррупции с описанием основных проблем и ключевых направлений дальнейшего развития.

Так, например, отмечается, что Парагвай остается под пристальным вниманием общественности как один из мировых центров по отмыванию доходов: несмотря на то, что в 2016 году страна внедрила законодательство, направленное на борьбу с отмыванием, на данный момент она так и не смогла достичь заметного прогресса в его имплементации. Одновременно в настоящее время в государстве ведется работа по созданию Антикоррупционной обсерватории – независимой структуры при законодательных органах, деятельность которой будет направлена на усиление надзора за применением антикоррупционного законодательства и реализацией мер по предупреждению коррупции.

В некоторых странах, таких как Панама, Эквадор, Колумбия, продолжаются расследования масштабных схем подкупа должностных лиц (Odebrecht, Petroecuador), а в других такие коррупционные скандалы привели к росту инициативности гражданского общества в борьбе с коррупцией, например, в Доминиканской республике появилось общественное движение Marcha Verde (дословно – «зеленый марш»).

В Мексике, несмотря на масштабные антикоррупционные реформы, в настоящее время наблюдается стагнация и снижение активности в выявлении и пресечении коррупционных преступлений. В других государствах, например, в Коста-Рике, исследователи, напротив, ожидают положительные изменения: в 2019 году государством было принято законодательство об уголовной ответственности юридических лиц за коррупцию, а совсем недавно страна получила приглашение присоединиться к ОЭСР. По мнению исследователей, членство в международной организации может подтолкнуть страну к реформам в ряде областей, связанных с борьбой с коррупцией, таких как государственные закупки и борьба с отмыванием доходов.


AS/COA – некоммерческие организации, объединяющие представителей государственного и частного секторов для обсуждения актуальных политических, социальных и экономических проблем, существующих в странах Северной и Южной Америки.

Control Risks – международная консалтинговая компания, которая специализируется на предоставлении услуг по обучению, консультированию, антикоррупционному аудиту, а также по оценке рисков, связанных с политикой, безопасностью и добросовестностью ведения бизнеса.

Темы
Гражданское общество
Измерение коррупции

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.