Как отмечено в документе, в процессе глобализации коррупция из исключительно внутринационального вопроса постепенно превратилась в проблему, препятствующую эффективному взаимодействию на межгосударственном уровне. Как следствие, постепенно стали появляться международные соглашения, включающие положения о противодействии коррупции, в том числе транснациональной:
- Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions);
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (The United Nations Convention against Corruption, далее – КПК ООН);
- Межамериканская конвенция против коррупции (Inter-American Convention Against Corruption);
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Criminal Law Convention on Corruption);
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Civil Law Convention on Corruption);
- Конвенция Африканского союза по предупреждению и борьбе с коррупцией (African Union Convention on Preventing and Combating Corruption);
- Арабская Конвенция против коррупции (Arab Convention Against Corruption).
Одновременно нормы, направленные на борьбу с коррупцией международного масштаба, стали вводить и отдельные государства: так, в 1977 году был принят Закон США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act), в 2010 году – Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (Bribery Act), в 2016 году – французский Закон № 2016-1691 «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (Loi n° 2016-1691 du 9 décembre 2016 relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économique). При этом для обеспечения обмена опытом между странами стали формироваться отдельные площадки для их взаимодействия (например, Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией) и проводиться специализированные мероприятия (такие, как антикоррупционный саммит глав государств и правительств, министерские встречи G20, посвященные борьбе с коррупцией, специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией и т.д.).
Постепенно, с осознанием роли «помощников» (банков и иных аналогичных учреждений) в сокрытии доходов от коррупционных преступлений, к борьбе с коррупцией начали присоединяться международные финансовые организации, ранее полагавшие ее исключительно политической проблемой, не связанной с функционированием финансовой системы.
Таким образом, противодействие коррупции сегодня является важным направлением международного сотрудничества, включающим множество участников.
Однако, несмотря на все прилагаемые мировым сообществом усилия, уровень коррупции по-прежнему остается высоким, что может объясняться такими факторами, как:
1) недостаточная эффективность применения действующего законодательства – даже при наличии всех предусмотренных международными соглашениями норм в стране может отсутствовать значимый прогресс в борьбе с коррупцией в связи с:
- отсутствием политической воли;
- нехваткой человеческих и финансовых ресурсов;
- недостаточной координацией действий между государственными органами, а также недостаточным уровнем сотрудничества с международными организациями;
- неиспользованием механизма взаимной правовой помощи (MLA) применительно к масштабным и сложным схемам финансовых преступлений, в том числе коррупционного характера;
- ненадлежащим правоприменением ряда положений антикоррупционных конвенций, имплементированных в национальное законодательство без учета правовых и культурных особенностей стран;
- различными стандартами доказывания в разных странах, что может затруднять международные расследования, и т.д.;
2) сосредоточение внимания только на таких формах коррупции, как взяточничество, в том числе транснациональное, и отсутствие норм, направленных на борьбу с иными проявлениями коррупции, в частности, захватом государства, клептократией, фаворитизмом, реализацией функций в ситуации конфликта интересов, а также недобросовестным лоббированием интересов и финансированием избирательных кампаний;
3) фиксация при разработке антикоррупционных мер только на конкретном типе коррупции – «бытовой» или «верхушечной», коррупцией со стороны предложения или со стороны спроса, национальной или трансграничной коррупцией, коррупцией в богатых или бедных странах; как отмечают авторы документа, коррупция представляет собой единое целое, борьба с которым должна быть последовательной и комплексной;
4) отсутствие надлежащего регулирования по вопросу возврата активов в юрисдикции, из которых они были выведены в результате совершения преступлений, а также компенсации ущерба жертвам коррупции. Хотя в период с 2010 по 2021 годы 61 страна заявила об участии в трансграничных расследованиях, связанных с возвратом активов, а еще 36 государств – о получении ими возвращенных активов, соответствующий механизм, по мнению авторов, все еще функционирует недостаточно эффективно. В частности, положения, касающиеся возврата активов, отсутствуют почти во всех международных соглашениях (за исключением КПК ООН), как следствие, в большинстве стран не сформирована соответствующая законодательная база; а вопрос компенсации ущерба жертвам коррупции, который появился в повестке международного сообщества сравнительно недавно, ввиду своей сложности (как указывают авторы, определить жертву коррупции в большинстве случаев оказывается затруднительно; кроме того, остается не ясным, как действовать в ситуации, если об ущербе заявили непосредственно участники коррупционной схемы) остается не урегулирован надлежащим образом ни на межгосударственном, ни на национальном уровне;
5) низкое качество официальной статистики результатов борьбы с коррупцией, ведущее к искажению восприятия уровня коррупции.
Для минимизации влияния перечисленных факторов на эффективность противодействия коррупции эксперты ILA предлагают следующие рекомендации:
1) Укрепление международного сотрудничества.
В частности, как отмечают авторы, большое значение для дальнейшего эффективного противодействия коррупции, в том числе трансграничной, имеют:
- укрепление сотрудничества правоприменительных органов стран, традиционно занимающих сторону предложения, и стран, представляющих сторону спроса: как отмечено в документе, к настоящему моменту уже налажено такое взаимодействие между странами-«взяткодателями», однако практически отсутствует координация действий между странами-«взяткодателями» и странами-«взяткополучателями»;
- укрепление сотрудничества государственного и частного секторов, в том числе по вопросам добровольного раскрытия информации о нарушениях, последующего содействия расследованию и заключения досудебных соглашений;
- гармонизация временных рамок в процессе правоприменения в разных странах, в том числе за счет использования механизмов досудебного урегулирования: как отмечено в документе, преодоление процедурных препятствий, в первую очередь, достижение единой «скорости» правоприменения, имеет большое значение для упрощения международных расследований;
- повышение эффективности MLA, в том числе посредством создания специализированной структуры для изучения потенциала его улучшения (например, на базе комиссии ILA);
- конкретизация и гармонизация положений действующих международных соглашений и разработка общего руководства по имплементации их положений в национальное законодательство.
2) Повышение прозрачности деятельности органов и организаций.
Важную роль в раскрытии коррупционных нарушений играет обеспечение прозрачности деятельности государственных органов, крупных компаний и иных потенциальных субъектов коррупции.
При этом эксперты ILA выделяют несколько ключевых областей, в которых повышение прозрачности необходимо в первую очередь, в частности:
- государственное кредитование и управление суверенными фондами, в том числе прозрачность операций с государственными долгами на развивающихся рынках, например, посредством: 1) установления обязанности финансовых организаций раскрывать информацию о получении займов в течение 30 дней после подписания контракта и обеспечивать доступ к такой информации для общественности, 2) установления для кредиторов обязанности обеспечивать прозрачность и подотчетность процесса заключения государственных долговых контрактов, 3) внедрения процедур контроля со стороны государственных надзорных органов, а также организаций гражданского общества и т.д.;
- платежи, осуществляемые частными компаниями в процессе ведения бизнеса: увеличение степени прозрачности здесь может быть достигнуто за счет введения обязанности корпораций публично раскрывать информацию о таких платежах, особенно если они работают в отраслях с высоким уровнем риска, включая обрабатывающую, горнодобывающую, нефтегазовую и фармацевтическую;
- сведения об активах и интересах: несмотря на то, что на сегодняшний день более 160 стран уже внедрили системы раскрытия такой информации, по данным инициативы StAR, лишь немногие системы декларирования активов и интересов являются эффективными. Одной из мер по повышению эффективности их использования эксперты ILA полагают облегчение доступа к декларациям об активах, интересах и/или доходах должностных лиц для широкой общественности посредством их публикации на отдельных открытых платформах;
- данные о финансировании политических партий: источники и суммы средств, выплачиваемых непосредственно политическим партиям, отдельным кандидатам или поддерживающим их организациям, должны быть полностью прозрачными. При этом такие требования следует распространять также на неправительственные организации, действующие в странах с высоким уровнем коррупционного риска, поскольку они могут быть использованы в качестве каналов для отмывания денег;
- государственные закупки и другие виды государственно-частного партнерства: повышение прозрачности в данной сфере возможно, например, за счет использования Механизма отчетности высокого уровня (High Level Reporting Mechanism – HLRM), направленного на выявление фактов вымогательства взяток и связанных с этим практик.
3) Принятие мер по предупреждению коррупции.
Как подчеркивают эксперты ILA, важным элементом борьбы с коррупцией является профилактика. Однако из-за сложности с оценкой прямой выгоды от принятия мер по предупреждению коррупции многие страны отодвигают этот вопрос на второй план.
Для решения этой проблемы авторы полагают необходимым как минимум внедрить механизмы антикоррупционной экспертизы для каждого проекта нормативного правового акта, а также для контрактов, заключаемых юридическими лицами с государством.
4) Принятие мер по ограничению сокрытия незаконных доходов.
Авторы предлагают следующие меры по борьбе с сокрытием незаконных доходов:
- ликвидация налоговых убежищ, в том числе за счет расширения обязанностей ФАТФ по борьбе с ними;
- регулирование деятельности банков и иных финансовых учреждений, а также юристов, налоговых консультантов и внешних аудиторов, выступающих «помощниками» в получении, сокрытии и использовании коррупционных доходов;
- повышение уровня прозрачности бенефициарной собственности за счет предоставления доступа к реестрам бенефициарных владельцев правоохранительным органам и общественности, а также распространения требований по раскрытию сведений о бенефициарных владельцах на максимально широкий круг организаций;
- использование механизма конфискации необъясненного имущества в рамках гражданского производства.
5) Привлечение к борьбе с коррупцией всех заинтересованных сторон.
Как отмечают авторы, важным элементом антикоррупционной деятельности является вовлечение в нее всех заинтересованных сторон, в том числе:
- представителей частного сектора: так, компании могут принимать участие в борьбе с коррупцией в конкретных отраслях посредством реализации коллективных действий (заключения коллективных соглашений), направленных на установление стандартов неподкупности и добросовестной конкуренции;
- представителей организаций гражданского общества и населения в целом, которые при наличии необходимых знаний и инструментов могут стать важным элементом предупреждения и выявления коррупционных нарушений.
6) Антикоррупционное просвещение.
Для целей предупреждения коррупции не менее значимым является накопление и распространение знаний о коррупции и возможных способах борьбы с ней. При этом авторы указывают на необходимость:
- предусмотреть информирование о неочевидных последствиях коррупции, например, ухудшении качества предоставления государственных услуг;
- учитывать потенциал использования цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, например, для антикоррупционного обучения, контроля реализации мер противодействия коррупции в органах и организациях и т.п.;
- создавать открытые, доступные и полные базы данных о деятельности государственных органов, должностных лиц и т.д., публикуемых в машиночитаемых форматах через всевозможные каналы распространения соответствующей информации, в том числе через социальные сети;
- обеспечивать свободное освещение случаев коррупции в СМИ, в частности, предоставлять журналистам-расследователям защиту от преследования в случае раскрытия ими информации о коррупционных нарушениях.
7) Наращивание потенциала.
Как отмечают авторы доклада, эффективная борьба с коррупцией во многом зависит от конкретных лиц (подразделений, органов), реализующих соответствующие функции. В этой связи эксперты ILA рекомендуют повышать их потенциал, в том числе за счет обеспечения проведения антикоррупционного обучения, а также предоставления достаточной автономности прокурорам и иным лицам, ответственным за противодействие коррупции, с целью дальнейшего объективного расследования коррупционных дел.
8) Принятие мер регулирования конфликта интересов.
Несмотря на то, что в законодательстве большинства стран в том или ином виде предусмотрены меры по предупреждению, выявлению и урегулированию конфликта интересов, возникновение ситуаций, в которых личная заинтересованность должностных лиц влияет на надлежащее исполнение ими своих обязанностей, все еще остается одной из основных проблем антикоррупционного регулирования, особенно, как отмечают авторы, в контексте явления «вращающейся двери».
Для минимизации соответствующих рисков в докладе предлагается разработать международный договор или кодекс поведения, устанавливающий разумные стандарты в части регулирования конфликта интересов, и/или типовой документ, содержащий общие положения о конфликте интересов и рекомендации по нормативному регулированию различных форм конфликта интересов.
9) Повышение роли международных организаций.
Как отмечают авторы документа, деятельность международных организаций в том виде, в котором она осуществляется сейчас, представляется недостаточной для эффективной борьбы с коррупцией.
В качестве возможных шагов по повышению их роли в противодействии коррупции ILA рекомендует:
- пересмотреть условия кредитования стран международными банками с целью дальнейшего учета особенностей каждой страны;
- обеспечить подготовку детализированных антикоррупционных обзоров стран для оценки не только внедрения определенных законов, но и принятия отраслевых и иных нормативных правовых актов, а также анализа их правоприменения и т.д.