Согласно документу, положения о возврате активов и, в частности, возмещении ущерба жертвам коррупции, которые в том или ином виде были имплементированы в национальное законодательство разных стран, содержатся в таких международных документах, как:
- Конвенция ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption);
- Политическая декларация, принятая на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с коррупцией;
- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Civil Law Convention on Corruption);
- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (The Council of Europe Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime and on the Financing of Terrorism);
- Директива Европейского союза 2014/42/EU о замораживании и конфискации орудий преступления и доходов от преступной деятельности в ЕС (European Union (EU) Directive 2014/42/EU on the freezing and confiscation of instrumentalities and proceeds of crime in the EU);
- договоры по правам человека, устанавливающие право на средства правовой защиты, в частности, на возмещение ущерба;
- Принципы распоряжения и передачи конфискованных похищенных активов в делах о коррупции Глобального форума по возвращению активов (The Global Forum for Asset Recovery Principles for Disposition and Transfer of Confiscated Stolen Assets in Corruption Cases);
- Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), предусматривающие в том числе возмещение ущерба жертвам преступлений.
На уровне отдельных юрисдикций при этом возможность возврата активов и последующего возмещения ущерба жертвам коррупции может быть закреплена в разных нормативных правовых актах и реализовываться с использованием различных механизмов, в том числе через:
1) получение компенсации в рамках уголовного судопроизводства:
- обязательство возмещения ущерба жертвам коррупционного преступления может быть частью приговора, выносимого за нарушение национального законодательства (например, к такой практике уже обращаются в Ботсване, Гане, Шри-Ланке и Нигерии);
- компенсация может быть частью судебного урегулирования по делам, касающимся нарушения экстратерриториального законодательства, включая антикоррупционное: такой подход используется в США, Австралии, Бразилии, Канаде, Франции, Гонконге, Китае, Испании и Великобритании;
- выплата компенсации может являться одним из условий соглашений об отсрочке судебного преследования (deferred prosecution agreement) или иного досудебного соглашения (non-trial resolution), заключаемого между обвиняемым лицом и правоохранительными органами; при этом последние, в частности, представляют интересы жертв коррупции, в то время как сами жертвы не принимают участия в досудебном урегулировании, что может привести к их недостаточному представительству и последующему получению неполной компенсации – так, например, произошло при заключении соглашений о досудебном урегулировании с обвиняемыми в рамках операции «Автомойка», что привело к систематическому несоблюдению интересов лиц, которым был нанесен ущерб соответствующими преступлениями;
2) получение компенсации в рамках гражданского судопроизводства: в этом случае физическое или юридическое лицо может в индивидуальном порядке потребовать от иного физического или юридического лица, в том числе лишь косвенно причастного к коррупционному правонарушению, возмещения ущерба посредством подачи гражданского иска;
3) выплату компенсаций на основании коллективных и представительских исков (class actions and representative actions): соответствующие механизмы применяются для возмещения коллективного ущерба в рамках одного иска – когда истцов слишком много, чтобы подавать индивидуальные иски. Например, такой иск в отношении коррупционного правонарушения со стороны коммунальной компании Commonwealth Edison был подан в штате Иллинойс (США): компания обвинялась в подкупе должностных лиц в целях продвижения своих интересов, что привело к переплате потребителями услуг в пользу компании более $150 млн (около 13,3 млрд рублей). При этом в случае подачи коллективных исков в разных юрисдикциях может предусматриваться как выплата единой компенсации всем участникам иска, так и определение конкретного размера ущерба в рамках отдельных индивидуальных разбирательств;
4) выплату компенсаций на основании положений конституции: так, в ряде стран, например, в Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, конституционно закреплено право на восстановление нарушенных, в том числе в результате коррупционных правонарушений, конституционных прав;
5) получение компенсации в рамках действия международных и региональных механизмов защиты прав человека: хотя в делах о коррупции использование соответствующих механизмов может быть значительно ограничено, в подготавливаемых региональными судами, комиссиями по правам человека и органами ООН докладах и выносимых ими решениях могут содержаться отсылки к коррупционным преступлениям и правам лиц, которым был причинен ущерб такими преступлениями, особенно при установлении стандартов, одновременно влияющих на несколько стран в регионе, в том числе в вопросах возмещения ущерба жертвам преступлений. Например, созданная Советом по правам человека ООН (United Nations Human Rights Council) в 2019 году Независимая международная миссия по установлению фактов нарушений в Боливарианской Республике Венесуэла (Independent International Fact-Finding Mission on the Bolivarian Republic of Venezuela) по результатам расследования грубых нарушений прав человека включила в свои доклады упоминания коррупции, в том числе коррупции в судебной системе;
6) выплату компенсаций из специальных фондов, формируемых за счет средств, которые были получены в качестве санкций за совершение правонарушений, в том числе коррупционного характера: наличие таких фондов позволяет предоставлять жертвам коррупции полную компенсацию ущерба, даже если взыскать ее с обвиняемого лица не удастся – такой фонд, например, был учрежден в Колумбии.
Однако, в зависимости от юрисдикции, законодательство может ограничивать круг лиц, имеющих право обратиться к вышеуказанным механизмам. Так, например, в Италии и Швейцарии в принципе невозможно признание физического или юридического лица жертвой коррупции – подать подобный иск может только государство, органы власти или иные публичные субъекты; в других юрисдикциях соответствующим правом могут быть наделены государство, государственные или муниципальные органы, государственные компании, определенные заинтересованные лица, в частности, участники государственных тендеров, которые проиграли в связи с подкупом со стороны конкурентов, неправительственные организации и иные физические или юридические лица.
Для того, чтобы получить компенсацию, лицо, претендующее на нее, как правило, должно предоставить доказательства:
- наличия ущерба, а также причинно-следственной связи между ущербом и действиями обвиняемого лица;
- наличия связи между действиями обвиняемого лица и понесенным ущербом.
По возможности вышеуказанным лицом также должна быть представлена оценка причиненного ему ущерба.
При этом ущерб может быть:
- прямой и косвенный (в отличие от прямого, косвенный ущерб признается лишь в некоторых юрисдикциях, например, в Уганде);
- материальный и нематериальный (нематериальный, как и косвенный, признается только в некоторых юрисдикциях, в частности, во Франции, США, Колумбии, ЮАР).
В качестве примера косвенного нематериального ущерба, который почти нигде не будет являться основанием для признания лица жертвой коррупции, можно привести случай, зафиксированный в Уганде: беременной женщине, имеющей законное право на бесплатную медицинскую помощь, согласились предоставить ее только в обмен на незаконное вознаграждение в размере 50 тыс. угандийских шиллингов (около 1300 рублей); женщина, не имевшая возможности заплатить соответствующую сумму, осталась без медицинской помощи и в скором времени скончалась вместе с ребенком.
В юрисдикциях, в которых признается нематериальный ущерб, существуют различные подходы к его оценке: так, в США в случае, если работник организации согласился на получение взятки, в качестве нематериального ущерба может рассматриваться нарушение возложенных на него обязанностей и обман доверия работодателя, а возмещение такого ущерба будет предполагать выплату определенного процента от зарплаты работника. А в ЮАР функции по первоначальной оценке нематериального ущерба возлагаются на самих жертв коррупции: суды ожидают от них «представления наилучших имеющихся доказательств по вопросу количественной оценки ущерба, на основе которых суд сможет произвести собственную оценку».
В целях совершенствования механизмов возмещения ущерба жертвам коррупции эксперты StAR в своей публикации рекомендуют странам:
- обеспечить участие жертв коррупции в уголовном судопроизводстве, в частности:
- принять соответствующее законодательство;
- предусмотреть механизмы информирования потенциальных жертв коррупции об уголовных расследованиях и разбирательствах, а также об их праве присоединиться к ним в качестве гражданской стороны;
- предоставить жертвам коррупции право представлять в суде доказательства и просить прокуратуру учитывать их, а также проводить отдельные независимые расследования;
- рассмотреть возможность независимого пересмотра (в том числе жертвами преступления) решения об отказе от уголовного преследования за коррупционное правонарушение;
- предусмотреть способы снижения судебных издержек для жертв коррупции, например, посредством государственного финансирования или запрета взимать чрезмерную плату за судебные разбирательства в общественных интересах;
- предоставить жертвам коррупции право принимать участие в досудебных расследованиях, в том числе в процессе принятия решений, касающихся распределения компенсаций и возмещения ущерба, надзора за расходованием средств, а также разработать руководящие принципы для обеспечения представления интересов жертв коррупции в этих процессах;
- рассмотреть возможность предоставления права на возмещение ущерба:
- в рамках коллективных исков;
- в случае нанесения косвенного ущерба;
- в случае нанесения нематериального ущерба;
- на любых физических и юридических лиц, а также на лиц, являющихся бенефициарами организаций, понесших ущерб в результате совершения коррупционных правонарушений в рамках государственных закупок;
- проанализировать целесообразность создания специализированных фондов, пополняемых из доходов, конфискованных у лиц, признанных виновными в преступлениях, для дальнейшего использования этих средств для предоставления жертвам коррупции полных компенсаций в случаях, если возмещение невозможно осуществить другими способами;
- принять меры по расширению доступа к данным, продолжению исследований в области возмещения ущерба жертвам коррупции, а также по активному вовлечению в обсуждение соответствующих вопросов организаций гражданского общества, представителей научных кругов и самих жертв коррупции, в частности:
- органам власти: публиковать в открытом доступе сведения о решениях, принятых в пользу жертв коррупции, и возмещении им ущерба;
- представителям научных кругов, исследователям и практикам: собирать и анализировать судебную практику, проводить опросы практикующих юристов и жертв коррупции с целью отслеживания эффективности действующих механизмов возмещения ущерба и имеющихся проблем;
- неправительственным организациям: принимать активное участие в качестве сторон в уголовных и гражданских разбирательствах по делам, затрагивающим коллективные права и интересы.