Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован доклад о передовом опыте по борьбе с коррупцией в Европе
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

Европейская комиссия (European Commission, ЕК) опубликовала Сборник лучших практик в сфере борьбы с коррупцией (Handbook of Good Practices in the Fight Against Corruption) в странах Европейского союза (ЕС).

Документ был разработан по инициативе ЕК в рамках совместной работы компании Ecorys и сети Корреспондентов-исследователей коррупции на местном уровне (Local Research Correspondents on Corruption), функционирующей в государствах-членах ЕС.

В нем рассматривается 8 ключевых направлений противодействия коррупции:

  • повышение прозрачности и использование открытых данных;
  • вовлечение гражданского общества в борьбу с коррупцией;
  • реализация коллективных действий;
  • продвижение принципов добросовестности;
  • регулирование конфликта интересов;
  • разработка антикоррупционной стратегии;
  • создание и функционирование антикоррупционных органов;
  • выявление и расследование фактов коррупции.

Для каждого из указанных направлений в Сборнике представлено краткое описание возможных антикоррупционных мер, включая релевантные международные стандарты, механизмы реализации соответствующих мер на практике, потенциальные результаты их внедрения и связанные с этим ограничения, ссылки на дополнительные ресурсы, а также конкретные примеры таких мер, принимаемых в отдельных странах ЕС.

Всего в доклад вошли 27 передовых практик (по одной на каждую страну ЕС), которые отбирались в соответствии со следующими критериями:

  • была внедрена и/или значительно доработана в последние 5 лет;
  • положительно влияет на снижение уровня коррупции в стране;
  • может быть внедрена в других странах-членах ЕС.

На основе анализа рассматриваемых лучших практик авторы делают вывод о наличии в регионе следующих тенденций в сфере противодействия коррупции:

1. Акцент на повышении прозрачности публичной информации и использование открытых данных для борьбы с коррупцией.

Как отмечено в документе, именно повышение прозрачности сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, крупных корпораций и т.д., а также предоставление соответствующих качественных открытых данных имеет большое значение для целей противодействия коррупции, в том числе для увеличения эффективности использования отдельных антикоррупционных инструментов. При этом в настоящее время основное внимание в данной области уделяется повышению прозрачности государственных закупок как одной из наиболее коррупционноемких сфер.

Так, в Чехии был создан открытый Реестр договоров (Registru smluv), в который в обязательном порядке вносится информация о государственных контрактах на сумму свыше 50 тыс. чешских крон (около 168,5 тыс. рублей), в частности, о заказчике, исполнителе, объекте контракта, дате заключения и сумме контракта и т.д.

В Австрии неправительственная организация «Форум свободы информации» (Forum Informationsfreiheit) запустила платформу, которая агрегирует открытые данные о государственных закупках на сумму свыше 50 тыс. евро (около 4 млн рублей).

В Словении было разработано онлайн-приложение ERAR, которое отслеживает все финансовые операции в государственном секторе, в том числе сведения о контрагентах, получателях средств и связанных с ними юридических лицах, а также датах, суммах и целях операций.

А в Румынии действует система PREVENT, разработанная для предотвращения конфликта интересов (КИ) при присуждении государственных контрактов. Система позволяет проанализировать сведения о процедуре закупки, лицах, принимающих решения, членах оценочной комиссии и привлеченных экспертах, участниках торгов и предпринимаемых мерах по устранению потенциального КИ, а также сведения из иных государственных баз данных для осуществления перекрестной оценки и выявления признаков КИ еще до подписания контракта.

2. Совершенствование баз данных, сведения из которых используются в целях противодействия коррупции.

Согласно докладу, многие страны ЕС используют комплексные технологические решения – от создания новых баз данных до объединения существующей информации из различных источников, в том числе:

  • официальных документов, например, заключенных государственных контрактов;
  • сведений о юридических и/или физических лицах, например, реестров бенефициарных собственников, перечней представителей интересов и т.д.

Так, в Словакии был создан Реестр партнеров в государственном секторе (Register partnerov verejného sektora), содержащий информацию о бенефициарных собственниках организаций, взаимодействующих с государством. При этом за достоверностью сведений, вносимых в Реестр, следят специально уполномоченные лица, которые проводят предварительную проверку данных при регистрации и в дальнейшем не реже одного раза в год.

В Финляндии запущен проект Harmaa, предусматривающий использование технологии MS Power BI для анализа содержащей сведения обо всех этапах правоприменения базы данных Национального управления по правоприменению (National Enforcement Authority) и некоторых других государственных баз данных для представления данных, полученных из несвязанных источников (разных баз), в единообразном и наглядном формате. В дальнейшем преобразованные таким образом данные могут использоваться для повышения эффективности работы правоприменительных органов, например, предоставляться инспекторам специального подразделения по исполнению наказаний (Erityisperintäyksikkö) для автоматизированного поиска дел, выходящих за рамки стандартного процесса вынесения приговора и требующих более детального расследования, что позволяет сосредоточить ограниченные временные и человеческие ресурсы на таких более сложных делах.

А в Люксембурге был запущен репозиторий Renow, призванный помочь государственным органам повысить удобство получения и использования публикуемых ими открытых данных. В частности, ресурс содержит общую информацию о стандартах качества и доступности веб-сайтов, описание UX-методов создания интерфейса, ориентированного на пользователей, а также контрольный список критериев, отражающих доступность и единообразность сайтов государственных органов, и практическое руководство по обеспечению граждан публичной информацией.

3. Укрепление сотрудничества.

Еще одной тенденцией в сфере противодействия коррупции в странах-членах ЕС является ориентация на развитие сотрудничества различных заинтересованных сторон, в частности, вовлечение в антикоррупционную деятельность граждан и иных лиц, напрямую или через участие в консультациях и других формах публичных обсуждений, а также укрепление сотрудничества между государственными органами, в том числе при проведении расследований коррупционных правонарушений.

Так, в Болгарии на парламентских выборах в 2021 году был реализован проект по независимому контролю за избирательным процессом «Вы считаете» (Ti Broish), предложенный политической партией «Да, Болгария». В рамках проекта были отобраны 12 тысяч добровольцев, для которых было организовано краткое обучение по вопросам организации избирательного процесса, прав наблюдателей и обязанностей Центральной избирательной комиссии; в день выборов каждый доброволец отвечал за контроль на одном избирательном участке, в том числе должен был уведомлять о выявленных нарушениях.

А в Португалии широко используется механизм заключения пактов неподкупности для осуществления контроля за государственными закупками со стороны организаций гражданского общества.

В качестве примера передовой практики сотрудничества между государственными органами в документе приводится опыт Нидерландов, где была запущена База знаний о разрушительной преступности (Kennisplatform Ondermijning), предназначенная, в частности, для обмена релевантной информацией, знаниями и опытом между органами местного самоуправления, государственными органами субъектов, полицией, органами прокуратуры, налоговыми и таможенными органами, а также рядом органов, выполняющих контрольно-надзорные функции.

4. Продвижение принципов добросовестности.

Как отмечают авторы Сборника, в странах ЕС получила широкое распространение практика установления стандартов поведения, принятия кодексов этики и иных схожих документов и дальнейшего отслеживание их соблюдения, а также создания условий для повышения осведомленности о таких стандартах и продвижения принципов добросовестности.

Так, в Швеции между Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления (Sveriges Kommuner och Regioner), Ассоциацией частных поставщиков услуг по уходу (Vårdföretagarna) и Ассоциацией работодателей «Fremia» (Fremia) было заключено Соглашение о формах сотрудничества по предотвращению взяточничества и коррупции в сфере здравоохранения (Överenskommelse om samverkansformer för att förebygga mutor och korruption inom vårdsektorn), устанавливающее правила этики и поведения для работников соответствующей сферы в части нетерпимости к коррупции, раскрытия информации о правонарушениях и т.д.

На Мальте была учреждена должность Комиссара по стандартам общественной жизни (Commissioner for Standards in Public Life), уполномоченного расследовать случаи возможного нарушения правил поведения со стороны министров, членов парламента и их доверенных лиц, а также проверять декларации об активах и интересах указанных категорий лиц, давать рекомендации по совершенствованию соответствующих кодексов этики, правил осуществления ими лоббистской деятельности и получения подарков.

В Германии создан Альянс неподкупности (Allianz für Integrität), в состав которого входят представители частного и государственного секторов, а также гражданского общества. Альянс занимается реализацией инициатив и разработкой документов, в том числе проектов нормативных правовых актов, для обеспечения неподкупности на всех этапах производственного процесса.

А на Кипре с целью восстановления доверия к органам прокуратуры была внедрена система обеспечения неподкупности, предусматривающая: привлечение к ответственности всех вовлеченных в коррупцию лиц, в том числе высокопоставленных чиновников, фигурировавших в материалах СМИ и/или НКО, но избежавших наказания, принятие кодекса поведения служащих органов прокуратуры, проведение обучающих мероприятий по вопросам обеспечения неподкупности, повышение подотчетности, проведение мониторингов, создание межведомственной группы по расследованию случаев коррупции и т.д.

5. Совершенствование процесса разработки антикоррупционных стратегий и деятельности антикоррупционных органов.

Как отмечается в документе, страны ЕС в последнее время стали привлекать различные заинтересованные стороны к разработке антикоррупционных стратегий, а также переходить к децентрализации антикоррупционной деятельности в целом за счет повышения ответственности отдельных государственных органов и органов местного самоуправления.

Так, в Греции Национальный план борьбы с коррупцией на 2022-2025 гг. (Εθνικού Στρατηγικού Σχεδίου για την Καταπολέμηση της Διαφθοράς (ΕΣΣΚΔ) 2022-2025) разрабатывался с привлечением представителей частного сектора и организаций гражданского общества в рамках общественных консультации.

А в Испании функционирует Агентство по предотвращению и борьбе с мошенничеством и коррупцией Валенсии (La Agencia de Prevención y Lucha contra el Fraude y la Corrupción de la Comunitat Valenciana), в функции которого входит противодействие системной коррупции на местном уровне.

Темы
Конфликт интересов
Декларирование
Коррупция в сфере государственных закупок
Гражданское общество
Антикоррупционные органы
Стандарты поведения
Прозрачность

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.