Документ подготовлен в продолжение Глобального доклада УНП ООН о коррупции в спорте, в котором авторы отмечали устойчивый рост числа коррупционных преступлений в спортивной сфере, в том числе связанных с переходом спортсменов из одной команды в другую.
Согласно опубликованному докладу, трансфер спортсменов может использоваться:
- для реализации коррупционных схем, например, с помощью заключения поддельных трансферных контрактов;
- для торговли людьми и эксплуатации спортсменов, особенно иностранных граждан, зависимых от своих работодателей, что становится возможным в связи с наличием существенных пробелов в регулировании трудовой деятельности спортсменов;
- для обеспечения движения незаконных финансовых потоков, в том числе отмывания денег, чему способствует наличие глобальной сети фиктивных компаний, слабое регулирование в соответствующей сфере, ограниченные возможности спортивных организаций по проведению расследований, значительное количество разнообразных национальных и наднациональных налоговых режимов для профессиональных спортсменов и недостаточный обмен информацией между национальными правоохранительными органами;
- для сокрытия бенефициарного владения, например, с помощью сложных корпоративных структур.
Распространению использования трансфера спортсменов в неправомерных целях способствуют такие факторы, как:
- отсутствие эффективных механизмов раскрытия информации о преступлениях: на спортсменов может возлагаться требование сообщать о ставших им известных нарушениях, однако их правовой статус при этом зачастую не предполагает распространение на них мер по защите заявителей;
- увеличение капитализации трансферных рынков;
- вовлечение в процесс трансфера спортсменов сложной сети посредников, в том числе клубов, их владельцев, агентов, спонсоров и иных заинтересованных лиц, которые могут использоваться для получения незаконной выгоды; при этом регулирование деятельности посредников со стороны государств и спортивных организаций, как правило, плохо проработано, а зачастую и вовсе отсутствует.
В ответ на увеличение числа преступлений в сфере спорта некоторые страны, а также международные и национальные спортивные организации все активнее принимают меры по борьбе с ними.
Так, в Бельгии действие законодательства о противодействии отмыванию денег было распространено на Королевскую футбольную ассоциацию Бельгии, которая впоследствии создала для отслеживания трансферных сделок Клиринговую палату (clearing house), в Португалии под действие такого законодательства попали лица, занимающиеся продажей и приобретением прав на участников профессиональной спортивной деятельности, а в законодательство ЮАР были включены положения, направленные на защиту прав детей при трансфере спортсменов.
УНП ООН запустила Программу по защите спорта от коррупции и преступности (Programme on Safeguarding Sport from Corruption and Crime) в целях предоставления поддержки правительствам стран, спортивным организациям и иным заинтересованным сторонам для борьбы с коррупцией и иными преступлениями в спортивной сфере, в частности, при трансфере спортсменов, в том числе за счет разработки соответствующих инструментов, проведения мероприятий, помощи в подготовке нормативных правовых актов и т.п.
Кроме УНП ООН усилия по борьбе с коррупцией в сфере трансфера спортсменов прилагают такие международные организации и объединения, как Совет Европы, Европейский союз, Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией, Интерпол, Международная организация труда и ФАТФ.
Одновременно борьбой с преступлениями при трансфере спортсменов занимаются спортивные организации, в частности, Группа по обеспечению честности в легкой атлетике (Athletics Integrity Unit), выпустившая руководство по борьбе с торговлей людьми в легкой атлетике, ФИФА, продвигающая реформу международной трансферной системы, и т.д.
Для дальнейшего повышения эффективности мер по борьбе с преступностью в сфере трансфера спортсменов эксперты УНП ООН указывают на необходимость ратифицировать и активно имплементировать на национальном уровне релевантные положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (United Nations Convention against Transnational Organized Crime) и Конвенции ООН против коррупции (United Nations Convention against Corruption), а также рекомендуют реализовать ряд более конкретных мер, в том числе:
1) для правительств:
- разработать и принять четкое и всеобъемлющее законодательство, запрещающее все формы эксплуатации и насилия в отношении детей и взрослых во всех контекстах, включая спорт;
- согласовать условия въезда молодых спортсменов из одной страны в другую;
- усовершенствовать правила трансфера несовершеннолетних и молодых спортсменов;
- рассмотреть вопрос о криминализации правонарушений, связанных с трансфером спортсменов, и совершенствовать соответствующие правоприменительные механизмы;
- создать и/или адаптировать для целей противодействия правонарушениям при осуществлении трансферов существующие механизмы расследования и судебного преследования в сфере экономических преступлений;
- создать и поддерживать на уровне государственных органов и организаций каналы раскрытия информации о преступлениях, в том числе связанных с трансфером спортсменов, а также разработать эффективные механизмы защиты лиц, сообщающих о преступлениях, в том числе в спорте;
- проводить образовательные и просветительские мероприятия по вопросам неподкупности и нетерпимости к коррупции, особенно в детском и молодежном спорте;
- организовывать и/или поддерживать проводимые эмпирические исследования, направленные на более глубокое понимание рисков коррупции и иных преступлений, связанных с трансфером спортсменов, в конкретных видах спорта и в спортивной сфере в целом;
- способствовать укреплению сотрудничества между правоохранительными, судебными, антикоррупционными, законодательными органами, политическими деятелями, международными и спортивными организациями, организациями гражданского общества и иными заинтересованными сторонами, связанными с трансфером спортсменов;
2) для спортивных организаций:
- разработать и принять в соответствии с национальным законодательством кодексы этики, направленные на более эффективное регулирование трансфера спортсменов;
- повышать прозрачность и подотчетность перехода спортсменов;
- создать каналы раскрытия информации о правонарушениях, обеспечивающие конфиденциальность данных заявителей;
- принять меры по улучшению соблюдения гарантий безопасности в контексте трансфера спортсменов, в частности, гарантий возвращения (в случае переезда в другую страну по результатам трансфера), гуманных и безопасных условий труда, свободных от насилия, дискриминации и злоупотреблений, и т.д.;
- принимать меры по минимизации рисков совершения преступлений, связанных с трансфером спортсменов, в том числе посредством проведения образовательных и просветительских мероприятий для детей и молодежи;
- укреплять сотрудничество с правоохранительными, судебными и антикоррупционными органами;
- осуществлять мониторинг эффективности систем трансфера спортсменов на основе соответствующих качественных и количественных показателей, посредством получения обратной связи из внутренних и внешних источников, а также проведения регулярной оценки рисков, связанных с вовлечением организованной преступности;
- развивать инклюзивные и подотчетные структуры управления для обеспечения представительства интересов всех заинтересованных сторон в соответствии с основными принципами демократии.