Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Опубликован доклад о коррупции при трансфере спортсменов

Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) представило аналитический доклад «Преступность, коррупция и правонарушения при трансфере футболистов и других спортсменов» (Crime, corruption and wrongdoing in the transfer of football players and other athletes).

Документ подготовлен в продолжение Глобального доклада УНП ООН о коррупции в спорте, в котором авторы отмечали устойчивый рост числа коррупционных преступлений в спортивной сфере, в том числе связанных с переходом спортсменов из одной команды в другую.

Согласно опубликованному докладу, трансфер спортсменов может использоваться:

  • для реализации коррупционных схем, например, с помощью заключения поддельных трансферных контрактов;
  • для торговли людьми и эксплуатации спортсменов, особенно иностранных граждан, зависимых от своих работодателей, что становится возможным в связи с наличием существенных пробелов в регулировании трудовой деятельности спортсменов;
  • для обеспечения движения незаконных финансовых потоков, в том числе отмывания денег, чему способствует наличие глобальной сети фиктивных компаний, слабое регулирование в соответствующей сфере, ограниченные возможности спортивных организаций по проведению расследований, значительное количество разнообразных национальных и наднациональных налоговых режимов для профессиональных спортсменов и недостаточный обмен информацией между национальными правоохранительными органами;
  • для сокрытия бенефициарного владения, например, с помощью сложных корпоративных структур.

Распространению использования трансфера спортсменов в неправомерных целях способствуют такие факторы, как:

  • отсутствие эффективных механизмов раскрытия информации о преступлениях: на спортсменов может возлагаться требование сообщать о ставших им известных нарушениях, однако их правовой статус при этом зачастую не предполагает распространение на них мер по защите заявителей;
  • увеличение капитализации трансферных рынков;
  • вовлечение в процесс трансфера спортсменов сложной сети посредников, в том числе клубов, их владельцев, агентов, спонсоров и иных заинтересованных лиц, которые могут использоваться для получения незаконной выгоды; при этом регулирование деятельности посредников со стороны государств и спортивных организаций, как правило, плохо проработано, а зачастую и вовсе отсутствует.

В ответ на увеличение числа преступлений в сфере спорта некоторые страны, а также международные и национальные спортивные организации все активнее принимают меры по борьбе с ними.

Так, в Бельгии действие законодательства о противодействии отмыванию денег было распространено на Королевскую футбольную ассоциацию Бельгии, которая впоследствии создала для отслеживания трансферных сделок Клиринговую палату (clearing house), в Португалии под действие такого законодательства попали лица, занимающиеся продажей и приобретением прав на участников профессиональной спортивной деятельности, а в законодательство ЮАР были включены положения, направленные на защиту прав детей при трансфере спортсменов.

УНП ООН запустила Программу по защите спорта от коррупции и преступности (Programme on Safeguarding Sport from Corruption and Crime) в целях предоставления поддержки правительствам стран, спортивным организациям и иным заинтересованным сторонам для борьбы с коррупцией и иными преступлениями в спортивной сфере, в частности, при трансфере спортсменов, в том числе за счет разработки соответствующих инструментов, проведения мероприятий, помощи в подготовке нормативных правовых актов и т.п.

Кроме УНП ООН усилия по борьбе с коррупцией в сфере трансфера спортсменов прилагают такие международные организации и объединения, как Совет Европы, Европейский союз, Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией, Интерпол, Международная организация труда и ФАТФ.

Одновременно борьбой с преступлениями при трансфере спортсменов занимаются спортивные организации, в частности, Группа по обеспечению честности в легкой атлетике (Athletics Integrity Unit), выпустившая руководство по борьбе с торговлей людьми в легкой атлетике, ФИФА, продвигающая реформу международной трансферной системы, и т.д.

Для дальнейшего повышения эффективности мер по борьбе с преступностью в сфере трансфера спортсменов эксперты УНП ООН указывают на необходимость ратифицировать и активно имплементировать на национальном уровне релевантные положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (United Nations Convention against Transnational Organized Crime) и Конвенции ООН против коррупции (United Nations Convention against Corruption), а также рекомендуют реализовать ряд более конкретных мер, в том числе:

1) для правительств:

  • разработать и принять четкое и всеобъемлющее законодательство, запрещающее все формы эксплуатации и насилия в отношении детей и взрослых во всех контекстах, включая спорт;
  • согласовать условия въезда молодых спортсменов из одной страны в другую;
  • усовершенствовать правила трансфера несовершеннолетних и молодых спортсменов;
  • рассмотреть вопрос о криминализации правонарушений, связанных с трансфером спортсменов, и совершенствовать соответствующие правоприменительные механизмы;
  • создать и/или адаптировать для целей противодействия правонарушениям при осуществлении трансферов существующие механизмы расследования и судебного преследования в сфере экономических преступлений;
  • создать и поддерживать на уровне государственных органов и организаций каналы раскрытия информации о преступлениях, в том числе связанных с трансфером спортсменов, а также разработать эффективные механизмы защиты лиц, сообщающих о преступлениях, в том числе в спорте;
  • проводить образовательные и просветительские мероприятия по вопросам неподкупности и нетерпимости к коррупции, особенно в детском и молодежном спорте;
  • организовывать и/или поддерживать проводимые эмпирические исследования, направленные на более глубокое понимание рисков коррупции и иных преступлений, связанных с трансфером спортсменов, в конкретных видах спорта и в спортивной сфере в целом;
  • способствовать укреплению сотрудничества между правоохранительными, судебными, антикоррупционными, законодательными органами, политическими деятелями, международными и спортивными организациями, организациями гражданского общества и иными заинтересованными сторонами, связанными с трансфером спортсменов;

2) для спортивных организаций:

  • разработать и принять в соответствии с национальным законодательством кодексы этики, направленные на более эффективное регулирование трансфера спортсменов;
  • повышать прозрачность и подотчетность перехода спортсменов;
  • создать каналы раскрытия информации о правонарушениях, обеспечивающие конфиденциальность данных заявителей;
  • принять меры по улучшению соблюдения гарантий безопасности в контексте трансфера спортсменов, в частности, гарантий возвращения (в случае переезда в другую страну по результатам трансфера), гуманных и безопасных условий труда, свободных от насилия, дискриминации и злоупотреблений, и т.д.;
  • принимать меры по минимизации рисков совершения преступлений, связанных с трансфером спортсменов, в том числе посредством проведения образовательных и просветительских мероприятий для детей и молодежи;
  • укреплять сотрудничество с правоохранительными, судебными и антикоррупционными органами;
  • осуществлять мониторинг эффективности систем трансфера спортсменов на основе соответствующих качественных и количественных показателей, посредством получения обратной связи из внутренних и внешних источников, а также проведения регулярной оценки рисков, связанных с вовлечением организованной преступности;
  • развивать инклюзивные и подотчетные структуры управления для обеспечения представительства интересов всех заинтересованных сторон в соответствии с основными принципами демократии.
Темы
Коррупция в спорте

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.