План, подготовленный Антикоррупционным агентством Франции (Agence française anticorruption – AFA), определяет основные цели антикоррупционной политики страны на 2020-2022 годы и раскрывает ключевые мероприятия, предусмотренные для их достижения.
1. Изучение коррупции и определение основных областей коррупционных рисков.
Для более детального изучения коррупции в Национальном плане предлагается значительно увеличить объем публикуемых различными государственными органами данных, а также активизировать усилия по их исследованию с использованием статистических методов анализа для лучшего понимания наиболее подверженных коррупционным проявлениям сфер.
Помимо этого, внимание будет уделено продолжению работы над повышением прозрачности данных в целях усиления гражданского контроля над государственным управлением и, соответственно, укрепления доверия населения к институтам власти, а также обмену данными между различными государственными органами.
2. Антикоррупционное обучение государственных служащих.
Проведение антикоррупционного обучения для государственных служащих, согласно Национальному плану, является одним из важнейших направлений борьбы с коррупцией: необходимо, чтобы должностные лица были осведомлены об основных коррупционных рисках, присущих их деятельности, для того, чтобы иметь возможность своевременно выявлять и предотвращать потенциальные нарушения.
В этой связи документом предлагается, в первую очередь, провести антикоррупционное обучение государственных служащих, наиболее подверженных коррупционным рискам, а именно:
- лиц, принимающих решения, влияющие на государственную политику (членов правительства, местных органов власти и иных);
- членов конкурсных комиссий, ответственных за прием на работу государственных служащих;
- парламентариев и местных выборных должностных лиц.
Кроме этого, планируется обучить сотрудников, принимающих участие в выявлении коррупционных правонарушений:
- представителей министерских инспекционных органов, должностных лиц, ответственных за соблюдение принципов этики на государственной службе, префектов, государственных аудиторов, дипломатов, сотрудников служб внутреннего контроля, ответственных за выявление коррупции;
- сотрудников, отвечающих за контроль коммерческой деятельности в таких сферах, как оборот оружия, ядерная энергетика, информационные технологии и иных;
- сотрудников налоговых органов, выявляющих незаконные сделки, связанные с подкупом иностранных должностных лиц.
3. Усиление механизмов профилактики и выявления коррупционных преступлений во всех министерствах, а также в местных органах власти и государственных учреждениях.
Необходимость принятия внутренних мер по предотвращению и выявлению коррупции федеральными министерствами, а также местными органами власти и государственными организациями Франции установлена статьей 3 Закона №2016-1691 от 9 декабря 2016 года «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (далее – Закон №2016-1691).
Тем не менее, проверка качества и эффективности антикоррупционных мер в федеральных министерствах, проведенная AFA в 2017 году, показала, что ни одно из них не провело надлежащую оценку коррупционных рисков, необходимую для разработки эффективной антикоррупционной политики, а общий порядок и механизмы предотвращения и выявления коррупции (назначение сотрудника по вопросам соблюдения этических принципов, создание каналов сообщения о фактах коррупции, проведение внутреннего аудита и иные) реализованы лишь у небольшой части ведомств. А согласно результатам опроса местных органов власти, проведенного AFA в 2018 году, только в 7,3% из них были приняты какие-либо меры по предупреждению коррупции. Антикоррупционное обучение при этом прошли только 3,5% государственных служащих местных органов власти и всего 1,5% выборных должностных лиц. Таким образом, механизмы предотвращения коррупции на местном уровне были малоизвестны и практически не задействовались, а антикоррупционное обучение муниципальных служащих и выборных должностных лиц было на крайне низком уровне.
В этой связи в Национальном плане противодействия коррупции Франции заявляется о необходимости оказания поддержки всем министерствам и их департаментам, а также местным органам власти и государственным учреждениям в разработке и внедрении мер по предотвращению и выявлению коррупции с тем, чтобы к 2022 году они смогли полностью выполнить установленные законодательством обязанности:
- провести оценку коррупционных рисков;
- принять кодекс поведения;
- предусмотреть программы антикоррупционного обучения;
- внедрить систему оценки добросовестности контрагентов;
- сформировать систему внутреннего контроля и оценки.
Для достижения данной цели планируется:
- проводить в министерствах и местных органах власти образовательные мероприятия, организуемые AFA;
- назначить лиц, ответственных за предупреждение коррупции в министерствах, и сформировать в министерствах и местных органах власти внутренние структуры и механизмы противодействия коррупции;
- провести повторное исследование принятых антикоррупционных мер в местных органах власти в 2021 году.
4. Внедрение системы антикоррупционных мер в организациях частного сектора.
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции установлена Законом №2016-1691, а за ее невыполнение предусмотрена административная ответственность. Методическую поддержку организациям оказывает AFA: ведомство уже выпустило ряд материалов, направленных на помощь компаниям при разработке системы антикоррупционных мер, например, рекомендации по проведению проверок при слияниях и приобретениях. Национальный план предусматривает продолжение деятельности по оказанию помощи организациям при разработке и внедрении таких мер с тем, чтобы соответствовать их размерам, ресурсам и специфическим рискам, в том числе посредством повышения их информированности об установленных законодательством и ведомственными актами требованиях.
5. Обеспечение честности и прозрачности в работе спортивных организаций.
Национальный план предусматривает масштабную работу по борьбе с коррупцией в сфере спорта, в том числе при организации крупных международных спортивных мероприятий, которые будут проведены во Франции в ближайшие годы: Чемпионата мира по регби в 2023 году, а также Олимпийских и Паралимпийских игр в 2024 году. Среди мер, предлагаемых к реализации:
- включение в документы, касающиеся организации крупных спортивных мероприятий, положений о предотвращении и выявлении коррупции, а также создание механизмов противодействия коррупции непосредственно в управляющих структурах спортивных организаций;
- проведение AFA систематических проверок управляющих структур спортивных организаций и иных заинтересованных сторон;
- определение руководящих этических принципов для предотвращения коррупции в сфере спорта, а также помощь спортивным организациям в разработке и внедрении антикоррупционной политики, соответствующей их размерам, ресурсам и специфическим рискам.
6. Повышение эффективности системы наказаний за коррупцию.
Для оценки эффективности уже существующих нормативных актов и предусмотренных законодательством санкций за коррупционные правонарушения и их последующего усовершенствования к 2021 году планируется провести комплексный качественный и количественный анализ применяемых уголовных и административных санкций, а также дисциплинарных наказаний и систематизировать полученные результаты.
7. Расширение международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией.
Национальный план противодействия коррупции Франции также определяет приоритетные направления международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, среди которых:
- координация работы по реализации различных международных соглашений с целью минимизации возможных правовых коллизий и дублирования наказаний;
- содействие развитию Международной сети антикоррупционных органов (Network of Corruption Prevention Authorities - NCPA);
- оказание помощи иностранным государствам, в том числе в ходе проводимых международных расследованиях, для активизации борьбы с коррупцией;
- включение вопросов борьбы с коррупцией в число приоритетных направлений деятельности Франции на международных форумах и мероприятиях.