Как отмечено в документе, в стране наблюдается рост уровня мошенничества и коррупции в государственном секторе. Этому, в частности, способствуют такие факторы, как:
- ослабление контроля за государственными расходами в период пандемии COVID-19;
- отсутствие в большинстве государственных органов регулярной оценки рисков мошенничества и коррупционных при осуществлении государственных закупок и низкая достоверность результатов анализа уровня мошенничества в рамках программы «Измерение и предотвращение мошенничества» (Fraud Measurement and Assurance – FMA)*;
- нехватка специалистов по борьбе с мошенничеством и коррупцией, прошедших соответствующее обучение, а также имеющих необходимое влияние в своих государственных органах;
- низкие темпы правоприменения в сфере борьбы с мошенничеством и коррупцией;
- отсутствие согласованности полномочий федеральных и местных органов власти по вопросам противодействия мошенничеству и коррупции;
- развитие цифровых технологий, предоставляющее организованным преступным группировкам возможность использовать скрытые идентификационные данные (например, в криптовалютах), фишинг и т.д.
Для снижения возросшего уровня мошенничества и коррупции правительство страны уже предприняло следующие шаги:
- Министерство финансов Великобритании (HM Treasury, далее – Минфин) возложило на ряд органов власти обязанность по компенсации организациям расходов на борьбу с мошенничеством и коррупцией: не менее 3 фунтов стерлингов за каждый фунт стерлингов, инвестированный по соответствующему направлению;
- Управление по борьбе с мошенничеством в государственном секторе (Public Sector Fraud Authority – PSFA, далее – Управление)** увеличило численность сотрудников с 60 до 150 человек;
- увеличена численность сотрудников Минфина, отвечающих за измерение уровня мошенничества и коррупции, с 99 до 180 человек;
- стала обязательной процедура первичной оценки влияния мошенничества (Initial Fraud Impact Assessments – IFIA) с целью выявления мошенничества и коррупции на начальном этапе реализации инициатив правительства;
- были разработаны и внедрены «Функция противодействия мошенничеству в государственном секторе» (Government Counter Fraud Function – GCFF) и соответствующие «Функциональные стандарты противодействия мошенничеству» (Counter Fraud Functional Standards), содержащие минимальные требования, которые должны реализовать государственные органы для обеспечения эффективной борьбы с мошенничеством, взяточничеством и коррупцией, а также профстандарт «Профессия специалиста по противодействию мошенничеству в государственном секторе» (Government Counter Fraud Profession – GCFP), определяющий требования к компетенциями для лиц, ответственных за противодействие мошенничеству и коррупции в государственных органах; соответствие указанным стандартам планируется сделать обязательными требованием при утверждении Минфином государственных расходов;
- подготовлен законопроект, запрещающий лицам, уличенным ранее в мошенничестве и/или коррупции, принимать участие в государственных закупках, и иные.
В целях дальнейшего снижения уровня мошенничества и коррупции в государственном секторе авторы доклада дают следующие рекомендации:
1) Минфину:
- совместно с Кабинетом министров Великобритании (Cabinet Office) подготовить и представить перечень мер, предпринимаемых правительством для восстановления доверия населения к органам власти и поощрения высших должностных лиц к демонстрации на своем примере важности борьбы с мошенничеством и коррупцией;
- разработать перечень мер по внедрению IFIA в официальные процессы утверждения государственных расходов, перечень и порядок применения санкций в случае выявления нарушений, предоставлять государственным органам консультационную поддержку по проведению IFIA;
- предоставлять органам власти необходимую помощь в возврате активов, полученных в результате мошенничества и/или коррупции;
- составить перечень мер по выявлению проблем в сфере борьбы с мошенничеством и коррупцией на региональном и местном уровнях, а также поощрению региональных и местных государственных органов, которые эффективно выявляют и противодействуют мошенничеству и коррупции;
2) Управлению:
- обеспечить публикацию ежегодных аналитических отчетов об уровне мошенничества и коррупции в государственных органах, в том числе об основных рисках и имеющихся проблемах;
- предоставлять Комитету сведения о результатах ежегодной оценки кадрового состава, а также эффективности работы государственных органов, в том числе о принятых в целях борьбы с мошенничеством и коррупцией мерах, обеспечении соответствующих процессов надлежащими ресурсами и достижении результатов в данной сфере;
- разработать межведомственную коммуникационную стратегию для усиления сотрудничества государственных органов в части противодействия мошенничеству и коррупции и обмена опытом по привлечению к ответственности за соответствующие нарушения, осуществлять мониторинг реализации стратегии.
* FMA была запущена в 2014 году Центром экспертизы по борьбе с мошенничеством (Counter Fraud Centre of Expertise – CoEx) Кабинета министров Великобритании. Эта программа помогает органам и организациям государственного сектора выявлять случаи мошенничества в сферах, характеризующихся высокими рисками, а также пробелы в системе контроля. В частности, программа предусматривает:
1) оценку рисков мошенничества в сфере государственных расходов для определения 3 сфер с высоким уровнем риска;
2) подробный анализ рисков мошенничества в выбранных сферах;
3) тестирование и измерение уровня мошенничества и ошибок в части контроля в таких сферах.
С 2014 года в правительстве было проведено 53 мероприятия по измерению ущерба от мошенничества.
** Управление было учреждено в 2022 году в качестве экспертного центра по борьбе с мошенничеством и коррупцией в государственном секторе, подведомственного Министерству финансов и Кабинету министров. В функции PSFA входит:
- надзор за деятельностью органов власти в сфере борьбы с мошенничеством и коррупцией, проверка соответствия органов функциональным стандартам противодействия мошенничеству;
- оценка масштабов мошенничества и коррупции в государственных органах, проведение исследований по соответствующим темам;
- обеспечение обмена опытом между специалистами по борьбе с мошенничеством и коррупцией различных государственных органов, разработка профессиональных стандартов, развитие потенциала в рамках GCFP;
- консультирование государственных органов и должностных лиц;
- разработка межправительственной политики, направленной на совершенствование мер по борьбе с мошенничеством и коррупцией;
- организация Международного форума по борьбе с мошенничеством в государственном секторе (International Public Sector Fraud Forum) для обмена передовым опытом;
- создание службы, оказывающей поддержку государственным органам в части понимания и оценки рисков мошенничества и коррупции, с которыми они сталкиваются, предоставление помощи в разработке мер противодействия соответствующим нарушениям, а также мониторинга их внедрения и эффективности;
- создание Национальной службы анализа данных по борьбе с мошенничеством (National Counter Fraud Data Analytics Service), агрегирующей релевантные данные, а также передовые и инновационные технологии борьбы с мошенничеством и коррупцией;
- привлечение к гражданско-правовой ответственности за мошенничество и коррупцию, подготовка материалов для подачи уголовных исков;
- координация использования профессиональных стандартов – GCFF и GCFP.