Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Великобритании обновлено законодательство о борьбе с коррупцией в частном секторе

В Великобритании изменен порядок противодействия мошенничеству и коррупции в организациях частного сектора.

1. Состав преступлений

Соответствующий Закон от 26 октября 2023 года «Об экономической преступности и корпоративной прозрачности» (The Economic Crime and Corporate Transparency Act 2023) предусматривает, в частности, введение нового состава преступления – неспособность организации предотвратить мошенничество, в том числе мошенничество с государственными средствами, мошенничество с использованием служебного положения и растрату/хищение.

Положения закона распространяются на организации и партнерства, в том числе без образования юридического лица, зарегистрированные в Великобритании, а также на иностранные компании, ведущие деятельность на территории страны.

При этом к ответственности могут быть привлечены организации, соответствующие как минимум двум из следующих критериев:

  • 250 и более сотрудников в штате;
  • годовой оборот в размере от 36 млн фунтов стерлингов (около 4,1 млрд рублей);
  • размер общих активов от 18 млн фунтов стерлингов (около 2 млрд рублей).

Организация может быть признана виновной в случае, если:

  • лицо, связанное с организацией, совершает преступление непосредственно в интересах этой организации или в интересах лица (дочерних компаний лица), которому организация оказывает услуги; «лицом, связанным с организацией», при этом может считаться: сотрудник, агент, дочерняя компания (в т.ч. и не оказывающая услуги от имени организации – в отличие от Закона от 8 апреля 2010 г. «О взяточничестве» (Bribery Act 2010)), иное лицо, предоставляющее те или иные услуги организации или оказывающее их от ее имени;
  • сотрудник организации совершает преступление с целью получения прямой или косвенной выгоды для организации.

В случае признания организации виновной на нее может быть наложен штраф, размер которого будет определяться в судебном порядке; при этом максимальный размер штрафа законом не установлен.

Смягчающими ответственность обстоятельствами являются доказанное организацией наличие надлежащих процедур предотвращения мошенничества либо предоставление компанией доказательств невозможности внедрить соответствующие процедуры в ее деятельность.

Полное освобождение организации от ответственности возможно в случае, если будет доказано, что в соответствующей ситуации она сама являлась жертвой преступления.

2. Принцип «идентификации»

Принятый нормативный правовой акт также изменяет принцип «идентификации» – юридический тест для решения вопроса о том, могут ли намерения и действия физического лица рассматриваться как намерения и действия юридического лица – для ряда экономических преступлений, в том числе для:

  • активного и пассивного подкупа;
  • подкупа иностранных должностных лиц.
  • мошенничества с государственными средствами;
  • злоупотребления должностным положением;
  • сговора с целью мошенничества.

До его принятия действия должностных лиц и сотрудников организаций могли стать основанием для привлечения компании к ответственности за указанные преступления только в случае, если было установлено, что соответствующее лицо представляло «руководящий разум и волю» организации.

Теперь, согласно Закону, компания может быть привлечена к ответственности за действия более широкого круга лиц, а именно – «высшего руководства» (senior managers) организации, то есть лиц, играющих значительную роль в:

  • принятии решений относительно всей или существенной части деятельности организации;
  • фактическом управлении организацией или существенной частью ее деятельности.

3. Крипто-активы (цифровые активы)

Кроме прочего, Закон предоставил правоохранительным органам, в частности, Национальному агентству по борьбе с преступностью (The National Crime AgencyNCA), право в ходе расследования преступлений, в том числе коррупционного характера:

  • изымать любое имущество в случае наличия разумных оснований полагать, что оно связано с крипто-активами, которые были приобретены в результате совершения преступления или на доходы от преступления, например, является внешним «кошельком» для таких активов, а также использовать любую информацию, полученную при изучении соответствующего имущества, в целях идентификации крипто-кошелька или получения доступа к нему;
  • замораживать и/или арестовывать крипто-активы в рамках гражданского судопроизводства;
  • конвертировать изъятые крипто-активы в денежные средства по решению суда при наличии запроса от сотрудника правоохранительного органа или лица, у которого были изъяты эти активы;
  • уничтожать крипто-активы в случае, если их реализация нецелесообразна или имеются разумные основания полагать, что реализация крипто-активов будет противоречить общественным интересам.

Положения Закона, касающиеся порядка изъятия крипто-активов, вступают в силу с момента его принятия; положения, касающиеся изменения принципа «идентификации», – в декабре 2023 года; положения, касающиеся введения нового состава преступления, – после разработки и утверждения нормативных правовых актов, устанавливающих требования в части принятия «надлежащих процедур предотвращения мошенничества».

Темы
Комплаенс
Возврат активов
Подкуп ИДЛ
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.