Со вступлением в должность нового президента в 2015 году борьба с коррупцией, прежде всего в государственных структурах, активизировалась. Количеством исков по делам коррупционной направленности возросло, однако темпы их рассмотрения и вынесения судебных решений остались низкими. Так, в 2015-2016 годах в Танзании было выдвинуто почти 4 000 обвинений в коррупционных правонарушениях, при этом расследование было завершено только чуть более чем в 300 случаях.
Новообразованная Коллегия, расположенная в отдельном помещении в Дар-эс-Саламе, будет заниматься ускоренным рассмотрением дел коррупционной и экономической направленности, по заявлениям официальных лиц, срок рассмотрения не будет превышать 9 месяцев. В состав коллегии войдут 14 судей, назначенных старшим судьей Танзании и прошедших предварительное обучение.
По мнению сторонников создания специализированной судебной инстанции, такая реформа позволит повысить оперативность расследования коррупционных правонарушений и окажет значительную поддержку антикоррупционным органам, прежде всего Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией.
В то же время критики реформы полагают, что она может привести к дублированию функций в структуре судебной власти страны и сокращению ресурсов на повседневные судебные разбирательства, что, в свою очередь, только увеличит нагрузку на судебную систему. Кроме того, отмечается, что в Танзании остро стоит проблема зависимости антикоррупционных органов, судов и органов прокуратуры от президента, осуществляющего ключевые назначения в этих структурах. Это существенно увеличивает риски политического вмешательства при рассмотрении дел о коррупционных правонарушениях, в том числе и во вновь созданных специализированных судах.
Создание отдельных судебных инстанций для рассмотрения дел о коррупционных нарушениях пока не является часто встречающейся практикой. Попытки внедрения такого механизма предпринимались лишь отдельными странами Азии и Восточной Европы. Тем не менее, антикоррупционные суды получают все большее распространение в африканских странах: за последние семь лет подобные структуры, наряду с Танзанией, появились, например, в Уганде и Кении.
Вопросы, связанные с полезностью и эффективностью антикоррупционных судов, начинают обсуждаться и экспертным сообществом. Так, исследовательский центр U4 запустил отдельный проект по изучению особенностей деятельности подобных институтов, в рамках которого в 2016 году вышла первая серия публикаций. В нее вошли краткие обзоры по Индонезии, Филиппинам, Словакии, и Уганде. Опыт этих стран свидетельствует о том, что создание антикоррупционных судов, действительно, зачастую приводит к сокращению сроков рассмотрения дел о коррупционных правонарушениях. Вместе с тем, их деятельность сопряжена с весьма существенными трудностями, например, нехваткой квалифицированных кадров, зависимостью эффективности деятельности судов от предварительной работы следствия и последующего правоприменения, а также отсутствием реальных возможностей объективного рассмотрения дел, затрагивающих высшие эшелоны власти.