Намерение властей страны установить ответственность за подкуп на стороне спроса было закреплено еще в принятой в 2021 году Национальной стратегии по противодействию коррупции.
Соответствующий Закон «О предотвращении вымогательства за рубежом» (The Foreign Extortion Prevention Act – FEPA), являющийся частью Закона от 22 декабря 2023 года «О полномочиях в области национальной обороны на 2024 год» (National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2024), вносит изменения в статью 201 главы 11 раздела 18 Кодекса законов США – Взяточничество и конфликты интересов (18 U.S.C., Chapter 11 – Bribery, graft, and conflicts of interest), криминализируя пассивный подкуп со стороны ИДЛ и дополняя тем самым ответственность физических и юридических лиц за активный подкуп ИДЛ, установленную Законом США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA).
Согласно FEPA, ИДЛ запрещено прямо или косвенно требовать, просить, получать и/или соглашаться на получение любых вознаграждений для себя и/или для любого другого лица или неправительственной организации в обмен на:
- оказание влияния при выполнении любого официального действия;
- побуждение совершить любое действие (бездействие) в нарушение должностных обязанностей;
- предоставление любых неправомерных преимуществ в связи с приобретением или сохранением бизнеса для любого лица или с любым лицом, а также в случае передачи бизнеса любому лицу.
К ИДЛ, подпадающим под действие FEPA, относятся:
- любое должностное лицо или работник иностранного органа власти либо подконтрольных ему министерства, агентства или организации;
- любой высокопоставленный внешнеполитический деятель, как определено в статье 1010.605 раздела 31 Свода федеральных нормативных актов или любого принятого в его развитие нормативного правового акта;
- любое должностное лицо или работник публичной международной организации*;
- любое лицо, как официально, так и неофициально действующее от имени или по поручению:
- иностранного органа власти либо подконтрольных ему министерства, агентства или организации;
- публичной международной организации.
Следует отметить, что такое определение круга лиц, относящихся к ИДЛ, является более широким, чем в FCPA, и включает, среди прочего, лиц, неофициально действующих от имени или по поручению органа (организации).
Положения FEPA действуют в случае, если нарушение со стороны ИДЛ имело место на территории США, а второй стороной являлся:
- эмитент ценных бумаг США (issuer) – компания, акции которой обращаются на биржах ценных бумаг США, или компания, ведущая внебиржевую торговлю в США и обязанная представлять отчеты о своей деятельности в Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC);
- отечественный (по отношению к США) хозяйствующий субъект (domestic concern) – компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством США и/или осуществляющая свою основную деятельность на территории США, или физическое лицо, являющееся гражданином или резидентом США.
При этом, как уточняется в нормативном акте, его положения не распространяются на случаи нарушения FCPA – как в рамках прямой ответственности, так и по обвинениям в сговоре, соучастии или в иных случаях. Как полагают эксперты, такое уточнение сделано специально с тем, чтобы при правоприменении FEPA у подозреваемых не было возможности апеллировать к «защите в связи с наличием фактов, опровергающих обвинения» (affirmative defense), предусмотренной FCPA**.
Как и FCPA, FEPA имеет экстратерриториальное действие, но, в отличие от FCPA, может применяться только в рамках уголовных расследований Министерством юстиции США (U.S. Department of Justice – DOJ) и не наделяет полномочиями по ведению параллельных гражданско-правовых разбирательств SEC.
К ИДЛ, признанному виновным в соответствии с FEPA, могут применяться следующие санкции:
- лишение свободы на срок до 15 лет;
- штраф в размере не более $250 000 (около 22 млн рублей) или трехкратного денежного эквивалента полученного вознаграждения.
В целях мониторинга эффективности правоприменения FEPA на Генерального прокурора США (Attorney General) совместно с Государственным секретарем (Secretary of State) возлагается обязанность по ежегодной подаче в Комитет Сената США по вопросам судопроизводства (Committee on the Judiciary of the Senate) и Комитет Сената США по международным отношениям (Committee on Foreign Relations of the Senate) или в Комитет Палаты представителей по вопросам судопроизводства (Committee on the Judiciary of the House of Representatives) и Комитет Палаты представителей по международным отношениям (Committee on Foreign Affairs of the House of Representatives), а также публикации на сайте DOJ отчета о:
- случаях требования незаконного вознаграждения со стороны ИДЛ и мерах иностранных государств по борьбе с соответствующими деяниями;
- мерах, предпринимаемых в целях защиты эмитентов и отечественных хозяйствующих субъектов от вымогательства незаконного вознаграждения со стороны ИДЛ;
- практике применения положений FEPA;
- необходимых ресурсах и мерах для эффективного правоприменения FEPA.
*Для целей закона понятие «публичная международная организация» означает:
- организацию, специально определенную указом Президента в соответствии с разделом 1 Закона об иммунитетах и привилегиях международных организаций (International Organizations Immunities Act);
- любую другую международную организацию, для целей закона специально определенную указом Президента и действующую на момент публикации такого указа в Федеральном реестре.
**FCPA предусматривает ряд случаев, когда обвиняемое лицо может рассчитывать на «защиту в связи с наличием фактов, опровергающих обвинения» (affirmative defense), в частности:
- платежи за упрощение формальностей (facilitating payments);
- «обоснованные и разумные» расходы (reasonable and bona fide expenses);
- платежи должностным лицам, которые прямо разрешены законодательством той страны, в органах или организациях которой они замещают должности.