Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В США установлена ответственность иностранных чиновников за получение взятки

В США вступил в силу нормативный правовой акт, распространяющий нормы антикоррупционного законодательства на иностранных должностных лиц (ИДЛ).

Бизнес
Бизнес

Намерение властей страны установить ответственность за подкуп на стороне спроса было закреплено еще в принятой в 2021 году Национальной стратегии по противодействию коррупции.

Соответствующий Закон «О предотвращении вымогательства за рубежом» (The Foreign Extortion Prevention Act – FEPA), являющийся частью Закона от 22 декабря 2023 года «О полномочиях в области национальной обороны на 2024 год» (National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2024), вносит изменения в статью 201 главы 11 раздела 18 Кодекса законов США – Взяточничество и конфликты интересов (18 U.S.C., Chapter 11 – Bribery, graft, and conflicts of interest), криминализируя пассивный подкуп со стороны ИДЛ и дополняя тем самым ответственность физических и юридических лиц за активный подкуп ИДЛ, установленную Законом США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act – FCPA).

Согласно FEPA, ИДЛ запрещено прямо или косвенно требовать, просить, получать и/или соглашаться на получение любых вознаграждений для себя и/или для любого другого лица или неправительственной организации в обмен на:

  • оказание влияния при выполнении любого официального действия;
  • побуждение совершить любое действие (бездействие) в нарушение должностных обязанностей;
  • предоставление любых неправомерных преимуществ в связи с приобретением или сохранением бизнеса для любого лица или с любым лицом, а также в случае передачи бизнеса любому лицу.

К ИДЛ, подпадающим под действие FEPA, относятся:

  • любое должностное лицо или работник иностранного органа власти либо подконтрольных ему министерства, агентства или организации;
  • любой высокопоставленный внешнеполитический деятель, как определено в статье 1010.605 раздела 31 Свода федеральных нормативных актов или любого принятого в его развитие нормативного правового акта;
  • любое должностное лицо или работник публичной международной организации*;
  • любое лицо, как официально, так и неофициально действующее от имени или по поручению:
  1. иностранного органа власти либо подконтрольных ему министерства, агентства или организации;
  2. публичной международной организации.

Следует отметить, что такое определение круга лиц, относящихся к ИДЛ, является более широким, чем в FCPA, и включает, среди прочего, лиц, неофициально действующих от имени или по поручению органа (организации).

Положения FEPA действуют в случае, если нарушение со стороны ИДЛ имело место на территории США, а второй стороной являлся:

  • эмитент ценных бумаг США (issuer) – компания, акции которой обращаются на биржах ценных бумаг США, или компания, ведущая внебиржевую торговлю в США и обязанная представлять отчеты о своей деятельности в Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC);
  • отечественный (по отношению к США) хозяйствующий субъект (domestic concern) – компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством США и/или осуществляющая свою основную деятельность на территории США, или физическое лицо, являющееся гражданином или резидентом США.

При этом, как уточняется в нормативном акте, его положения не распространяются на случаи нарушения FCPA – как в рамках прямой ответственности, так и по обвинениям в сговоре, соучастии или в иных случаях. Как полагают эксперты, такое уточнение сделано специально с тем, чтобы при правоприменении FEPA у подозреваемых не было возможности апеллировать к «защите в связи с наличием фактов, опровергающих обвинения» (affirmative defense), предусмотренной FCPA**.

Как и FCPA, FEPA имеет экстратерриториальное действие, но, в отличие от FCPA, может применяться только в рамках уголовных расследований Министерством юстиции США (U.SDepartment of JusticeDOJ) и не наделяет полномочиями по ведению параллельных гражданско-правовых разбирательств SEC.

К ИДЛ, признанному виновным в соответствии с FEPA, могут применяться следующие санкции:

  • лишение свободы на срок до 15 лет;
  • штраф в размере не более $250 000 (около 22 млн рублей) или трехкратного денежного эквивалента полученного вознаграждения.

В целях мониторинга эффективности правоприменения FEPA на Генерального прокурора США (Attorney General) совместно с Государственным секретарем (Secretary of State) возлагается обязанность по ежегодной подаче в Комитет Сената США по вопросам судопроизводства (Committee on the Judiciary of the Senate) и Комитет Сената США по международным отношениям (Committee on Foreign Relations of the Senate) или в Комитет Палаты представителей по вопросам судопроизводства (Committee on the Judiciary of the House of Representatives) и Комитет Палаты представителей по международным отношениям (Committee on Foreign Affairs of the House of Representatives), а также публикации на сайте DOJ отчета о:

  • случаях требования незаконного вознаграждения со стороны ИДЛ и мерах иностранных государств по борьбе с соответствующими деяниями;
  • мерах, предпринимаемых в целях защиты эмитентов и отечественных хозяйствующих субъектов от вымогательства незаконного вознаграждения со стороны ИДЛ;
  • практике применения положений FEPA;
  • необходимых ресурсах и мерах для эффективного правоприменения FEPA.

*Для целей закона понятие «публичная международная организация» означает:

  • организацию, специально определенную указом Президента в соответствии с разделом 1 Закона об иммунитетах и привилегиях международных организаций (International Organizations Immunities Act);
  • любую другую международную организацию, для целей закона специально определенную указом Президента и действующую на момент публикации такого указа в Федеральном реестре.

**FCPA предусматривает ряд случаев, когда обвиняемое лицо может рассчитывать на «защиту в связи с наличием фактов, опровергающих обвинения» (affirmative defense), в частности:

  • платежи за упрощение формальностей (facilitating payments);
  • «обоснованные и разумные» расходы (reasonable and bona fide expenses);
  • платежи должностным лицам, которые прямо разрешены законодательством той страны, в органах или организациях которой они замещают должности.
Темы
Подкуп ИДЛ
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.