В Соединенных Штатах в дополнение к гораздо более привычному регулированию конфликта интересов у физических лиц соответствующее понятие используется и применительно к юридическим лицам – в контексте осуществления государственных закупок.
В частности, согласно Положению о федеральных закупках (Federal Acquisition Regulation – FAR), наличие конфликта интересов у организации означает, что в связи с выполнением определенной деятельности или наличием отношений с определенными субъектами компания 1) не может беспристрастно предоставлять помощь или консультации правительству, 2) не может объективно выполнять работу по федеральному контракту или 3) имеет несправедливое конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами [потенциальными подрядчиками] (FAR 2.101).
Однако, хотя соответствующие требования к регулированию OCI появились еще в 1960-х годах, FAR не предполагало издание методических рекомендаций, позволяющих заказчикам лучше ориентироваться в вопросе недопущения конфликта интересов в связи с заключением контрактов, что, по мнению экспертов, снижало их эффективность.
Теперь, согласно принятому Закону от 27 декабря 2022 года № 117-324 «О предотвращении конфликтов интересов у организаций, принимающих участие в федеральных закупках» (Preventing Organizational Conflicts of Interest in Federal Acquisition Act), Федеральным советом по регулированию закупок (Federal Acquisition Regulatory Council – FARC) должны быть внесены изменения в раздел 9.5 главы 9 FAR (Federal Acquisition Regulation – FAR), предполагающие:
1. разработку и/или актуализацию:
- определений, описывающих конкретные виды OCI, в том числе связанных с неравным доступом потенциальных подрядчиков к информации, нарушением объективности (когда выполнение работ по одному государственному контракту позволяет получить выгоду по другим государственным контрактам) и предвзятостью требований контракта (когда подрядчик предоставлял услуги по разработке документации для закупки, а затем представил предложение для участия в этой закупке);
- определений, рекомендаций и поясняющих примеров, касающихся взаимоотношений компаний-подрядчиков с государственными, частными, национальными и иностранными организациями, которые могут привести к OCI, включая использование неправомерного влияния для поддержки заключения контракта;
- поясняющих примеров, касающихся OCI в случае присуждения государственным органом контракта на оказание консультационных услуг организации, сотрудники которой одновременно выполняют работу для частной компании, ведущей деятельности в сфере регулирования данного органа;
2. предоставление органам исполнительной власти (executive agencies) типовых форм конкурсных предложений и контрактов, включающих требования к подрядчикам раскрывать информацию, касающуюся потенциальных OCI, а также ограничения на заключение в будущем контрактов с органами (организациями), если наличие с ними действующих контрактов будет создавать OCI. Соответствующие документы при этом могут быть адаптированы органом, если это потребуется для минимизации специфических рисков, характерных для конкретного органа;
3. установление обязанности органов исполнительной власти внедрить или обновить процедуры урегулирования конфликта интересов с тем, чтобы они учитывали планируемые изменения в FAR, а также проводить периодическую оценку и доработку, при необходимости, таких процедуры;
4. обновление положений подраздела 9.506 FAR с целью предоставления заказчику возможности учитывать стандарты и процедуры, используемые подрядчиками для предотвращения OCI, при выявлении и оценке потенциальных OCI.
Ведомство должно пересмотреть FAR в течение 18 месяцев с момента опубликования Закона.