Данный нормативный акт, среди прочего, вводит возможность использования при разрешении дел, касающихся отдельных видов преступлений, соглашений об отсрочке судебного преследования (deferred prosecution agreement – DPA). Так, Закон дополняет УПК новой Частью VIIA, посвященной таким соглашениям, которые, согласно его положениям, представляют собой:
соглашениям между государственным обвинителем и обвиняемым лицом или лицом, в отношении которого ведется производство, в контексте предполагаемого преступления, в соответствии с которым:
а) данное лицо соглашается соблюдать требования, налагаемые на него таким соглашением; и
б) государственный обвинитель соглашается с тем, что, после утверждения соглашения Верховным судов в соответствии со статьей 149F [утверждение DPA судом], статьи 149C [юридическая сила DPA в рамках судебных разбирательств в период его действия] и 149I [прекращение действия DPA] применяются в рамках производства, ведущегося в отношении данного лица в контексте предполагаемого преступления.
Воспользоваться соглашением об отсрочке судебного преследования могут корпорации, общества с ограниченной ответственностью, товарищества или объединения без образования юридического лица (но не физические лица) и только до того, как дело будет передано на судебное разбирательство. К преступлениям, в отношении которых может использоваться такого рода инструмент, отнесены, в том числе преступления коррупционной направленности: получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, коррупция при осуществлении закупок.
Соглашение об отсрочке судебного преследования должно содержать:
- обвинительный акт или его проект (составленный прокурором) применительно к предполагаемому преступлению;
- изложение обстоятельств дела, в котором могут быть представлены, в том числе признательные показания лица, заключающего DPA;
- обязательства, налагаемые на лицо, заключающее DPA, которые могут включать обязательства:
- выплатить государственному обвинителю финансовый штраф;
- компенсировать ущерб жертвам предполагаемого преступления;
- выплатить пожертвование благотворительной организации или иному незаинтересованному лицу;
- вернуть незаконно полученные в результате совершения предполагаемого преступления доходы;
- внедрить комплаенс-программу или принять меры по совершенствованию существующей, касающиеся внутренних политик, или обучения сотрудников, или и того, и другого;
- назначить лицо, которое будет:
- оценивать и осуществлять мониторинг механизмов внутреннего контроля;
- консультировать стороны соглашения на предмет возможных улучшений комплаенс-программы, которые являются необходимыми или которые позволят снизить риски повтора неправомерного поведения, запрещенного в рамках DPA; и
- информировать прокурора о любых нарушениях в ходе имплементации комплаенс-программы или механизмов внутреннего контроля;
- обеспечивать сотрудничество в ходе:
- любого расследования, связанного с предполагаемым преступлением; и
- любого расследования, связанного с возможным совершением преступления руководителем, сотрудником или агентом лица, заключающего DPA, совершение которого стало возможным полностью или в большей степени вследствие фактов, аналогичных предшествовавшим совершению предполагаемого преступления, в отношении которого заключается DPA;
- оплатить любые обоснованные издержки, понесенные государственным обвинителем в рамках разбирательства по предполагаемому преступлению.
Соглашение вступает в силу только после того, как Верховный суд подтвердит, что:
- оно соответствует интересам правосудия;
- его условия являются справедливыми, обоснованными и соразмерными.
В настоящее время соглашения об отсрочке судебного преследования уже используются в ряде государств. Страной, наиболее активно применяющей DPA, является США, где данный инструмент, наряду с соглашениями об отказе от уголовного преследования (non-prosecution agreement – NPA), чаще всего используется прокурорами при разрешении дел о нарушении положений Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA). Помимо США, возможность заключения соглашений об отсрочке судебного преследования предусмотрена в законодательстве Великобритании, Франции, Бразилии, обсуждается возможность введения такого способа разрешения дел в Канаде и Австралии. При этом правоприменительные органы, как правило, издают руководящие документы, касающиеся порядка использования DPA (например, сравнительно недавно такое руководство было принято в Бразилии). В сингапурском варианте издание таких разъяснений не предусмотрено, что в целом соответствует обычной практике данного государства, где исторически не принято раскрывать принципы, которыми руководствуются работники органов прокуратуры при реализации своих полномочий.