Антикоррупционный портал
В Сингапуре введены соглашения об отсрочке судебного преследования

В Сингапуре принят Закон о реформе уголовного судопроизводства (Criminal Justice Reform Act; проект Закона размещен на сайте Парламента), вносящий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (Criminal Procedure Code) и Закон о доказательствах и доказывании (Evidence Act).

Данный нормативный акт, среди прочего, вводит возможность использования при разрешении дел, касающихся отдельных видов преступлений, соглашений об отсрочке судебного преследования (deferred prosecution agreement – DPA). Так, Закон дополняет УПК новой Частью VIIA, посвященной таким соглашениям, которые, согласно его положениям, представляют собой:

соглашениям между государственным обвинителем и обвиняемым лицом или лицом, в отношении которого ведется производство, в контексте предполагаемого преступления, в соответствии с которым:

а) данное лицо соглашается соблюдать требования, налагаемые на него таким соглашением; и

б) государственный обвинитель соглашается с тем, что, после утверждения соглашения Верховным судов в соответствии со статьей 149F [утверждение DPA судом], статьи 149C [юридическая сила DPA в рамках судебных разбирательств в период его действия] и 149I [прекращение действия DPA] применяются в рамках производства, ведущегося в отношении данного лица в контексте предполагаемого преступления.

Воспользоваться соглашением об отсрочке судебного преследования могут корпорации, общества с ограниченной ответственностью, товарищества или объединения без образования юридического лица (но не физические лица) и только до того, как дело будет передано на судебное разбирательство. К преступлениям, в отношении которых может использоваться такого рода инструмент, отнесены, в том числе преступления коррупционной направленности: получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, коррупция при осуществлении закупок.

Соглашение об отсрочке судебного преследования должно содержать:

  • обвинительный акт или его проект (составленный прокурором) применительно к предполагаемому преступлению;
  • изложение обстоятельств дела, в котором могут быть представлены, в том числе признательные показания лица, заключающего DPA;
  • обязательства, налагаемые на лицо, заключающее DPA, которые могут включать обязательства:
    1. выплатить государственному обвинителю финансовый штраф;
    2. компенсировать ущерб жертвам предполагаемого преступления;
    3. выплатить пожертвование благотворительной организации или иному незаинтересованному лицу;
    4. вернуть незаконно полученные в результате совершения предполагаемого преступления доходы;
    5. внедрить комплаенс-программу или принять меры по совершенствованию существующей, касающиеся внутренних политик, или обучения сотрудников, или и того, и другого;
    6. назначить лицо, которое будет:
      • оценивать и осуществлять мониторинг механизмов внутреннего контроля;
      • консультировать стороны соглашения на предмет возможных улучшений комплаенс-программы, которые являются необходимыми или которые позволят снизить риски повтора неправомерного поведения, запрещенного в рамках DPA; и
      • информировать прокурора о любых нарушениях в ходе имплементации комплаенс-программы или механизмов внутреннего контроля;
    7. обеспечивать сотрудничество в ходе:
      • любого расследования, связанного с предполагаемым преступлением; и
      • любого расследования, связанного с возможным совершением преступления руководителем, сотрудником или агентом лица, заключающего DPA, совершение которого стало возможным полностью или в большей степени вследствие фактов, аналогичных предшествовавшим совершению предполагаемого преступления, в отношении которого заключается DPA;
    8. оплатить любые обоснованные издержки, понесенные государственным обвинителем в рамках разбирательства по предполагаемому преступлению.

Соглашение вступает в силу только после того, как Верховный суд подтвердит, что:

  • оно соответствует интересам правосудия;
  • его условия являются справедливыми, обоснованными и соразмерными.

В настоящее время соглашения об отсрочке судебного преследования уже используются в ряде государств. Страной, наиболее активно применяющей DPA, является США, где данный инструмент, наряду с соглашениями об отказе от уголовного преследования (non-prosecution agreement – NPA), чаще всего используется прокурорами при разрешении дел о нарушении положений Закона о коррупционных практиках за рубежом (FCPA). Помимо США, возможность заключения соглашений об отсрочке судебного преследования предусмотрена в законодательстве Великобритании, Франции, Бразилии, обсуждается возможность введения такого способа разрешения дел в Канаде и Австралии. При этом правоприменительные органы, как правило, издают руководящие документы, касающиеся порядка использования DPA (например, сравнительно недавно такое руководство было принято в Бразилии). В сингапурском варианте издание таких разъяснений не предусмотрено, что в целом соответствует обычной практике данного государства, где исторически не принято раскрывать принципы, которыми руководствуются работники органов прокуратуры при реализации своих полномочий.

Темы
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.