Соответствующий Закон от 25 января 2023 года № 653 «О государственных закупках» (Ley De Compras Públicas, далее – Закон о государственных закупках, Закон) заменяет ранее действовавший Закон от 5 апреля 2000 г. № 868 «О государственных закупках и государственных контрактах» (Ley de Adquisiciones y Contrataciones de la Administración Pública) и предусматривает следующие новеллы:
1. Сфера регулирования
Из сферы действия нового Закона были исключены отдельные случаи заключения государственных контрактов на поставку товаров, работ, услуг (ТРУ), включая контракты:
- между государственными органами и организациями, в отношении которых такие органы осуществляют прямой или косвенный контроль;
- касающиеся приобретения и аренды недвижимости;
- касающиеся параметрического страхования с международными организациями;
- предусматривающих выплату членских взносов и/или приобретение абонементов в случае, если их выплата и/или приобретение должным образом обосновано в рамках выполнения государственным органом своих функций;
- в рамках стратегических проектов общественного значения, реализуемых государственными органами;
- в рамках закупочной деятельности Управления коммунального хозяйства (Dirección de Obras Municipales).
2. Заключение контрактов с единственным поставщиком
Одновременно был расширен перечень ситуаций, в которых разрешается заключение государственных контрактов с единственным поставщиком, в который вошли:
- продление действующего контракта с тем же поставщиком в случае, если в первоначальный контракт по финансовым причинам необходимые органу ТРУ были включены не в полном объеме;
- приобретение оружия, материалов и специализированного оборудования для борьбы с преступностью;
- закупка ТРУ, необходимых для стандартизации программного обеспечения, оборудования, их дополнительных или запасных частей с целью обеспечения совместимости с существующими системами, которые закупались у этого же поставщика;
- неизбежная нехватка медицинских товаров и услуг;
- повторное проведение закупки ТРУ сразу после признания первой закупки несостоявшейся (в предыдущей редакции требовалось дважды признать закупку несостоявшейся).
3. Институциональное устройство системы государственных закупок
С целью повышения эффективности государственных закупок Законом предусматривается формирование в стране комплексной Национальной системы государственных закупок (Sistema Nacional de Compras Públicas – SINAC), включающей:
- Национальное управление по государственным закупкам (Dirección Nacional de Compras Públicas – DINAC);
- подразделения государственных закупок (Unidades de Compras Públicas), создаваемые в каждом государственном органе и учреждении;
- подразделения, создаваемые внутри государственных органов и учреждений, и/или подведомственные государственным органам и учреждениям организации, ответственные за определение потребности органа или учреждения в ТРУ (Unidades Solicitantes);
- финансовые или аналогичные им подразделения государственных органов и учреждений, ответственные, совместно с подразделениями по государственным закупкам, за годовое планирование закупок и выделение средств на их проведение, оплату по контрактам и т.п.;
- иные субъекты государственных закупок, включая участников торгов, поставщиков, субподрядчиков.
При этом в функции DINAC, согласно положениям Закона о государственных закупках и Закона от 25 января 2023 года № 653 «О создании Национального управления по государственным закупкам» (Ley De Creación De La Dirección Nacional De Compras Públicas), войдет:
- контроль и мониторинг соблюдения государственными органами и организациями положений Закона о государственных закупках, получение сообщений о нарушениях и принятие мер реагирования, в частности, приостановка выбора поставщика до устранения или обоснования замечаний;
- привлечение физических и юридических лиц к ответственности за нарушение положений Закона, а также передача информации о выявлении признаков преступлений в рамках проведения государственных закупок Генеральной прокуратуре;
- управление электронной системой государственных закупок (Sistema Electrónico de Compras Públicas – COMPRASAL); при этом DINAC будет отвечать не только за функционирование системы, но и за порядок ее работы: так, в исключительных случаях Управление сможет утверждать специальные процедуры представления сведений в COMPRASAL, предполагающие отсутствие необходимости раскрывать информацию о конкретных государственных закупках;
- разработка и публикация методических материалов, касающихся проведения государственных закупок, функционирования SINAC, иных вопросов, типовых форм документов для заключения государственных контрактов и иных материалов;
- оказание консультационной и технической помощи при осуществлении государственных закупок;
- ежегодное представление Совету министров рекомендаций по реформированию политики в сфере регулирования государственных закупок и т.д.
Кроме того, в соответствии с принятым Законом в стране учреждается Трибунал по вопросам государственных закупок (Tribunal de Contratación Pública), ответственный за рассмотрение заявлений о нарушениях, в том числе коррупционных, выявленных в ходе проведения закупочных процедур.
4. Электронная платформа
Одновременно в стране создается электронная система государственных закупок (COMPRASAL), которая будет функционировать во взаимодействии с Интегрированной системой управления финансами (Sistema de Administración Financiera Integrado – SAFI), а также системами муниципального уровня, не подпадающими под действие SAFI.
COMPRASAL станет обязательной для использования всеми государственными органами и учреждениями и иными субъектами, принимающими участие в государственных закупках, и будет включать, в частности:
- Национальный реестр государственных закупок и контрактов (Registro Nacional De Adquisiciones Y Contrataciones De La Administración Pública);
- Единый реестр государственных поставщиков (Registro Único de Proveedores del Estado – RUPES), в котором должны будут зарегистрироваться все физические и юридические лица, принимающие или планирующие принимать участие в государственных закупках (за исключением закупок, проводимых в условиях чрезвычайных ситуаций, и малых закупок). При этом в реестре будут содержаться как минимум сведения о квалификации поставщиков, ранее заключенных с ними контрактах, совершенных правонарушениях и т.д.;
- Реестр санкций (Registro de Sanciones), в который включается информация о привлечении поставщиков к ответственности за использование антиконкуретных практик и коррупцию.
5. Комплаенс
Все органы и подразделения, создаваемые в соответствии с Законом, обязаны в течение трех лет с момента его принятия пройти сертификацию в области противодействия коррупции в соответствии с существующими международными стандартами управления качеством [хотя в нормативном акте не уточняется, каким именно стандартом надлежит руководствоваться, можно предположить, что речь идет о стандарте ISO 37001 Anti-bribery management systems].
Иные организации, участвующие в государственных закупках, должны назначить сотрудника, ответственного за контроль соблюдения требований законодательства при проведении государственных закупок.
Принятый Закон был подвергнут резкой критике, прежде всего из-за исключения из сферы его регулирования определенных типов закупок: при таком подходе, как отмечается, значительно повышаются риски коррупции, так как для соответствующих закупок устанавливаются крайне низкие требования к прозрачности процедуры заключения контрактов и фактически отсутствует какая-либо конкуренция при выборе поставщика.
Отдельную озабоченность экспертов вызывает вывод из-под действия Закона такой широкой и субъективной категории, как заключение контрактов в рамках стратегических проектов. Как представляется, такая лазейка может использоваться недобросовестными заказчиками для заключения широкого круга контрактов, в том числе дорогостоящих, без проведения конкурентных процедур выбора поставщика и обхода последующего контроля за расходованием государственных средств.
Одновременно неоднозначной видится предусмотренная Законом возможность заключения контрактов с единственным поставщиком сразу же после признания первоначальной закупки несостоявшейся: это, как отмечают эксперты, может способствовать росту числа злоупотреблений, связанных с заключением контрактов с «лояльными» поставщиками, в том числе готовыми выплачивать должностным лицам заказчика «коррупционную ренту» за получение контракта.