До принятия соответствующего Федерального закона от 29 декабря 2022 года №591-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность уведомлять обо всех фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений возлагалась на:
- государственных и муниципальных служащих;
- служащих Центрального банка Российской Федерации;
- работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Теперь, согласно внесенным поправкам, для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, также устанавливается требование уведомлять органы прокуратуры или иные компетентные органы о фактах склонения их к коррупции в срок не позднее 5 дней со дня обращения.
При этом, в соответствии с принятым законом, уведомление такими лицами о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о фактах совершения другими должностными лицами коррупционных правонарушений является основанием для предоставления им мер защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существующий в нашей стране механизм уведомления представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о склонении к коррупции фактически является вариацией типового антикоррупционного инструмента – служебных разоблачений (whistleblowing).
В зарубежных странах действие соответствующего механизма чаще всего затрагивает не только государственных служащих, но и более широкий круг потенциальных разоблачителей, вплоть до любого гражданина страны, а предметом разоблачений, как правило, является информация о любых ставших известными им фактах коррупционных или иных нарушений. Кроме того, для заявителей предусматривается широкий спектр мер защиты от возможных репрессий в связи с совершением ими разоблачения.
В Российской Федерации требование уведомлять об обращениях в целях склонения к коррупции распространяется только на перечисленные выше категории публичных должностных лиц и касается исключительно случаев, когда к совершению коррупционного правонарушения склоняют непосредственно такое лицо. Порядок раскрытия информации об иных коррупционных правонарушениях, о которых стало известно должностному лицу, российским законодательством не установлен: в этом случае служащий (работник), желающий сообщить о нарушении, сможет воспользоваться только общими нормами, предусматривающими возможность обращения граждан в правоохранительные и иные государственные органы.
Существенно ограничены в нашей стране и меры защиты, действующие для разоблачителей: до тех пор, пока на основании раскрытой информации о правонарушении не будет заведено уголовное дело, и лицо, сообщившее такую информацию, не станет участником уголовного судопроизводства, оно фактически может рассчитывать только на установленный антикоррупционным законодательством запрет в течение года с момента раскрытия информации применять к нему меры дисциплинарной ответственности без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (подпункт «а» пункта 21 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»).
И хотя в России предпринимались попытки разработать отдельное, более детализированное законодательство, регулирующее раскрытие информации о правонарушениях и меры защиты заявителей, например, в законопроектах 2015 и 2017 годов, ни один из них так и не был принят, а предлагаемые в них подходы к регулированию соответствующего антикоррупционного института не решали всех существующих проблем.
На наш взгляд, разработка реального применимого на практике законодательства о служебных разоблачениях требует тщательного изучения опыта зарубежных стран, особенно имеющих длительную историю законодательного регулирования служебных разоблачений и защиты лиц, сообщающих о нарушениях. В этой связи в 2023 году Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ планируется проведение научно-исследовательской работы по теме раскрытия информации о коррупционных правонарушениях и защиты разоблачителей.