Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Португалии принят обновленный Кодекс поведения для высших должностных лиц

Постановлением Совета министров от 3 декабря 2019 года № 184/2019 (Resolução do Conselho de Ministros n.º 184/2019) в Португалии был утвержден Кодекс поведения для высших должностных лиц.

Он представляет собой обновленную редакцию аналогичного документа, утвержденного в 2016 году. Положения Кодекса распространяются на членов действующего правительства, членов их кабинетов, лиц, замещающих руководящие должности в государственных органах, подведомственных правительству, а также на директоров и лиц, замещающих руководящие должности, в государственных институтах и организациях.

Новый Кодекс практически не отличается от предыдущего: в нем содержатся основные принципы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности перечисленным категориям должностных лиц, указание на их права и обязанности, положения о конфликте интересов и ограничениях, связанных с принятием подарков и приглашений.

Так, согласно Кодексу, конфликтом интересов для высших должностных лиц признается ситуация, когда существуют разумные и серьезные сомнения в беспристрастности их поведения или решения в соответствии со статьями 69 и 73 Кодекса об административных процедурах (Código do Procedimento Administrativo). В указанных статьях при этом содержится перечень ситуаций, в которых должностные лица должны быть отстранены от участия в принятии решения, акта, заключении контракта или осуществлении иного действия, связанного с реализацией функций государственного управления, в связи с возможным наличием у них определенных личных интересов (то есть, по сути, ограничения на осуществление ими действий в ситуациях конфликта интересов).

Для недопущения возникновения конфликтов интересов Кодексом также предусмотрен запрет для должностных лиц принимать от частных, национальных или иностранных физических и юридических лиц, а также от иностранных публичных организаций материальные ценности, краткосрочного или длительного пользования, или услуги, получение которых может повлиять на беспристрастность и добросовестность исполнения ими своих обязанностей. При этом, согласно положениям Кодекса, такая «возможность влияния» появляется в случае, если стоимость указанных объектов превышает 150 евро (учитывается стоимость всех подарков, полученных от одного и того же физического или юридического лица в течение года). Следует отметить, что такое ограничение было введено в связи со скандалом 2016 года, связанным с Galp Energia, пригласившей некоторых высокопоставленных чиновников посмотреть игры Евро-2016 во Франции*.

Кодексом, однако, предусмотрено исключение, когда подарки стоимостью выше установленного лимита могут приниматься должностными лицами, но только от имени государства. Подобное исключение распространяется на предложения, отказ от которых может быть истолкован как нарушение межведомственного уважения, особенно в отношениях между государствами. Единственное нововведение, появившееся в Кодексе 2019 года, касается порядка передачи таких подарков: в соответствии с предыдущей версией документа, они должны были «передаваться учреждениям, деятельность которых направлена на социальные цели», в обновленной версии указано, что судьбу подарков будет решать соответствующий генеральный секретарь (подобная должность существует в каждом государственном органе). В обязанности генерального секретаря также будет входить ведение реестра полученных подарков. В апреле-мае этого года по решению Совета министров была создана временная выставка таких подарков, которые получал премьер-министр Антониу Кошта, его заместитель Эдуарду Кабрита и государственный секретарь по вопросам гражданства и добросовестности Катарина Марселино. Среди десятков подарков можно было увидеть скульптуру из черного дерева, полученную от Мозамбика, беспилотник Phantom 3 advanced и телефон Huawei с именем премьер-министра – от Китая, сервиз на 12 персон – от Колумбии, облицованный плиткой куб – от Бразилии, декоративную серебряную тарелку – от Египта, декоративные фигурки Дон Кихота и Санчо Панса – от Испании, а также различные спиртные напитки, часы, парфюмерию, украшения и произведения искусства.

Кодекс также запрещает высшим должностным лицам принимать от частных, национальных или иностранных физических и юридических лиц, а также от иностранных публичных организаций приглашения к участию в социальных, институциональных или культурных мероприятиях (ограничения по стоимости такие же, как и для подарков – 150 евро). Вместе с тем, в отдельных случаях Кодекс допускает принятие приглашений, расходы на которые превышают установленный лимит, если они «соотносятся с институциональным характером или необходимостью исполнения непосредственных должностных обязанностей».

В документе отмечается, что он устанавливает общие принципы, которые следует учитывать при издании приказов, инструкций, руководящих указаний и директив членам правительства, руководителям государственных органов, институтов и учреждений. Членам правительства также рекомендуется поощрять принятие адаптированных кодексов поведения в находящихся в их ведении органах и организациях. 


*Летом 2016 года португальская нефтяная компания Galp оплатила поездки на Чемпионат Европы по футболу 2016 года во Франции нескольким португальским политикам и высокопоставленным государственным служащим, среди которых были: Жуао Васконцелос, государственный секретарь по промышленности, Хорхе Кошта Оливейра, государственный секретарь по иностранным делам, и Фернандо Роша Андраде, государственный секретарь по налоговым вопросам. 

По данному факту Генеральной прокуратурой Португалии было возбуждено дело  о “ненадлежащем получении подарков лицами, замещающими государственные должности, при исполнении своих служебных обязанностей” в отношении всех чиновников, принявших приглашение, и причастных сотрудников Galp Energia. Пристальное внимание правоприменителей к этому делу было обусловлено тем, что Роша Андраде являлся ответственным за защиту интересов Налоговой службы Португалии в нескольких судебных разбирательствах, противной стороной в которых выступала Galp Energia. Так, предметом одного из разбирательств являлся спор в отношении Чрезвычайного вклада в энергетический сектор (Extraordinária sobre o Sector Energético - CESE), общая сумма которого достигала 270 млн. евро. Таким образом, в действиях Андраде усматривались признаки конфликта интересов. По итогам разбирательства все чиновники лишились своих должностей.
 

Темы
Стандарты поведения
Конфликт интересов

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.