Соответствующий Княжеский указ от 15 июня 2023 года № 9.931 «О принципах и правилах этики, профессионального поведения и соблюдении норм членами Правительства» (Ordonnance Souveraine n° 9.931 du 15 juin 2023 fixant les principes et règles éthiques, déontologiques et de conformité des membres du Gouvernement) распространяется на членов Правительства, в том числе Государственного министра (Ministre d’État) и советников-министров (Conseillers de Gouvernement-Ministres).
1. Конфликт интересов
Под конфликтом интересов в принятом Указе понимается любая ситуация, в которой частные интересы влияют или могут повлиять на независимое, беспристрастное и объективное выполнение государственным должностным лицом его функций. При этом конфликт интересов может быть реальным и потенциальным.
Согласно Указу, все члены Правительства обязаны принимать меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов.
В случае возникновения конфликта интересов у советника-министра он обязан уведомить об этом Государственного министра, в случае возникновения конфликта интересов у Государственного министра он подает уведомление в Совет правительства (Conseil de Gouvernement); после этого по решению Государственного министра или Совета Правительства соответствующее лицо должно быть отстранено от принятия решений, создающих конфликт интересов.
2. Декларирование активов и интересов
В течение 2 месяцев со дня назначения члены Правительства обязаны представить Председателю Высшей счетной комиссии (Président de la Commission Supérieure des Comptes) декларацию об активах, а советники-министры в тот же срок обязаны также подать Государственному министру декларации об интересах.
В период замещения должности соответствующие декларации представляются должностными лицами в случае существенных изменений, а декларации об активах также – в течение 2 месяцев после увольнения.
В декларации об активах отражаются сведения о:
- доходах;
- недвижимом имуществе, в том числе недостроенном;
- ценных бумагах;
- полисах страхования;
- счетах в банках, а также сберегательных книжках и иных сберегательных продуктах;
- движимом имуществе стоимостью более €15 тыс. (около 1,5 млн рублей);
- транспортных средствах, в том числе лодках, кораблях и самолетах;
- коммерческих активах и помещениях, а также расходах на его содержание;
- любом имуществе, находящемся за рубежом, а также счетах, открытых в финансовых организациях за рубежом;
- обязательствах стоимостью выше €100 тыс. (около 10 млн рублей).
Декларация об интересах включает следующую информацию:
- оплачиваемая профессиональная деятельность, в том числе осуществляемая в последние 5 лет до назначения;
- консультационная деятельность, в том числе осуществляемая в последние 5 лет до назначения;
- доли участия в руководящих органах частных компаний, в том числе принадлежащие декларанту в течение последних 5 лет до назначения;
- прямые инвестиции;
- профессиональная деятельность супругов и гражданских партнеров (партнеров, связанных с должностным лицом договором гражданской солидарности или другим аналогичным договором, касающимся организации совместной жизни или сожительства, заключенным за границей в соответствии с иностранным правом);
- волонтерская деятельность, в том числе супругов и гражданских партнеров;
- замещение выборных должностей, должностей в частных компаниях, в том числе в течение последних 5 лет до назначения.
Если декларации не были представлены или содержат неполные сведения, декларанту направляется запрос на уточнение информации в течение месяца. В случае, если он не отреагирует надлежащим образом на соответствующий запрос, сведения о невыполнении должностным лицом обязанности по представлению декларации публикуются в Официальном вестнике княжества (Journal de Monaco).
3. Получение подарков
Согласно Указу, члены Правительства не должны требовать и/или принимать подарки, в том числе в форме оказания услуг, приглашений или получения иных преимуществ, предназначенных для них самих, их родственников или организаций, с которыми они имеют или имели деловые или политические отношения, если такие подарки:
- могут повлиять или казаться влияющими на беспристрастность, независимость или объективность выполнения должностным лицом его полномочий;
- могут являться или казаться вознаграждением, полученным в связи с выполнением должностным лицом действий, входящих в его должностные обязанности;
- могут повлиять или казаться влияющими на должностное лицо при принятии им решений.
Исключением являются:
- подарки, предоставляемые в рамках дипломатического обычая и действующих правил вежливости, оценочная стоимость которых не превышает €200 (около 19 тыс. рублей);
- приглашения на мероприятия в качестве представителя Княжества Монако.
Остальные подарки должны быть либо возвращены дарителю вместе с официальным заявлением об отказе или иным документом, подтверждающим возврат, либо переданы в Директорию (Administration des Domaines) с предоставлением следующих сведений:
- дата получения подарка;
- имя дарителя и, если известно, его должность или наименование организации, от лица которой был преподнесен подарок;
- имя получателя подарка;
- вид подарка;
- назначение подарка;
- оценочная стоимость подарка.
4. Вращающаяся дверь
Одновременно для членов Правительства устанавливается обязанность в течение 2 лет после увольнения получать разрешение у создаваемого в соответствии с Указом Комитета по вопросам этики на выполнение оплачиваемой деятельности; при этом Комитет по итогам рассмотрения запроса бывшего должностного лица может рекомендовать ограничение занятия такой деятельностью на срок не более 2 лет после ухода с государственной должности.
5. Обучение
На членов Правительства также возлагается обязанность по прохождению обучения по вопросам этики перед вступлением в должность.
6. Комитет по этике
В соответствии с Указом, при Государственном министре учреждается Комитет по вопросам этики (Comité d’éthique), состоящий из трех членов, которые будут назначаться Княжеским указом на 5 лет без возможности переизбрания.
В функции Комитета войдет, в том числе:
- консультирование членов Правительства по вопросам соблюдения утвержденных Указом норм;
- оценка наличия конфликта интересов у членов Правительства;
- рассмотрение уведомлений бывших членов Правительства о намерении выполнять оплачиваемую деятельность;
- оценка соблюдения иных предусмотренных Указом ограничений, запретов и обязанностей.