Закон полностью заменяет ранее действовавшие акты в сфере противодействия коррупции:
- Закон о коррупционных практиках государственных органов (Public Bodies Corrupt Practices Act, 1889);
- Закон о предупреждении коррупции 1906 года (Prevention of Corruption Act, 1906);
- Закон о предупреждении коррупции 1916 года (Prevention of Corruption Act, 1916);
- Закон о внесении изменений в Закон о предупреждении коррупции 2001 года (Prevention of Corruption (Amendment) Act 2001);
- Закон о внесении изменений в Закон о предупреждении коррупции 2010 года (Prevention of Corruption (Amendment) Act 2010).
В стране, в которой не существует единого Уголовного кодекса, регламентация в сфере уголовной юстиции реализуется посредством издания законов и регулирующих документов, касающихся отдельных видов преступлений. Принятый Закон криминализирует коррупционные деяния, устанавливает санкции за их совершение и определяет особенности правоприменения соответствующих норм.
При этом к уголовно наказуемым преступлениям отнесены:
- активное и пассивное взяточничество;
- активная и пассивная торговля влиянием;
- неправомерное использование должностного положения и конфиденциальной информации;
- дарение подарков, предоставление вознаграждений или преимуществ, которые могут быть использованы для стимулирования совершения преступления;
- подготовка и использование поддельных документов;
- принуждение к коррупции.
За совершение указанных преступлений виновным лицам может грозить штраф, лишение свободы, изъятие незаконно присвоенного имущества / полученного вознаграждения или любая комбинация таких санкций. При этом лицо может быть признано виновным не только в случае совершения преступления на территории Ирландии, но и за совершение действий за пределами страны, если они квалифицируются как коррупционные преступления в соответствии с законодательством страны.
Следует отметить, что новый Закон расширяет ранее определенный круг должностных лиц, которыми или в отношении которых может быть совершено коррупционное преступление, включая в него также должностных лиц органов местного самоуправления. Кроме того, Закон признает пассивным взяточничеством и пассивной торговлей влияния не только получение или согласие на получение вознаграждения, но также и истребование должностным лицом такого вознаграждения.
Закон также предусматривает уголовную ответственность юридических лиц в случае, если преступление, целью которого является получение или сохранение бизнеса для организации либо получение или сохранение преимущества при ведении деятельности организации, было совершено:
- директором, менеджером, секретарем или иным руководящим работником организации, а также лицом, на которого возложены обязанности указанных категорий лиц;
- «теневым директором» организации (лицом, в соответствии с инструкциями или указаниями которого привыкли действовать руководители компании – ст. 221 Закона об организациях (Companies Act 2014));
- сотрудником, агентом или дочерним предприятием организации.
Если преступление было совершено с согласия или в результате попустительства или было обусловлено любым умышленным пренебрежением со стороны директора, менеджера, секретаря или иного руководящего работника компании, такое физическое лицо также подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Вместе с тем, Закон вводит возможность освобождения организаций от ответственности в случае, если будут представлены доказательства принятия организацией всех необходимых мер и реализации надлежащих процедур дью-дилидженс с тем, чтобы предотвратить совершение преступления (статья 18 Закона). Руководящих документов, раскрывающих требования к таким мерам и процедурам, в настоящее время не представлено.