Обновленный Закон, в частности, устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу. Ранее в Индии ответственность была предусмотрена только за пассивное взяточничество (статья 7 Закона), а преследование взяткодателей было возможно лишь в контексте подстрекательства к совершению преступления (глава V Уголовного кодекса Индии). Теперь Законом предусмотрено тюремное заключение и (или) штраф за обещание или дачу «неправомерного преимущества» с целью склонения должностного лица к ненадлежащему исполнению или вознаграждения за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей (статья 8 Закона).
При этом термин «неправомерное преимущество» («undue advantage») заменяет используемый ранее в статьях Закона, касающихся взяточничества, термин «ценность» («valuable thing»), однако интерпретация данного понятия в Законе отсутствует. Вместе с тем, содержащиеся в Законе примеры позволяют сделать вывод, что к таким «неправомерным преимуществам» относятся любые материальные выплаты, в том числе платежи за упрощение формальностей. Одновременно эксперты отмечают, что отсутствие в Законе определения «ненадлежащего исполнения должностных обязанностей» («improper discharge of public duty») может в дальнейшем создавать проблемы правоприменения норм Закона.
В связи с установлением ответственности за дачу взятки Закон также предусматривает возможность преследования коммерческих организаций в случае, если связанные с организацией лица предоставляют или обещают предоставить неправомерное преимущество должностному лицу в целях получения или сохранения деловых возможностей или преимуществ при ведении бизнеса для данной организации (статья 9 Закона).
При этом под «коммерческими организациями» понимаются:
- организации, зарегистрированные в Индии и осуществляющие свою деятельность на территории Индии или за ее пределами;
- организации, зарегистрированные в других странах, но ведущие свою деятельность, полностью или частично, на территории Индии;
- партнерские компании или иные объединения, сформированные на территории Индии и ведущие деятельность в Индии или за ее пределами;
- партнерства или объединения, зарегистрированные в других странах, но ведущие деятельность, полностью или частично, на территории Индии.
Под «связанными лицами» подразумеваются лица, действующие от имени или в интересах организации: работники организации, ее агенты, дочерние компании.
За совершение вышеназванного преступления организации грозит наложение штрафа. Кроме того, в случае, если судом будет доказано совершение преступления организацией, к ответственности будут также привлечены директора, менеджеры, секретари и иные руководящие работники организации, с согласия или в результате попустительства которых стало возможным совершение преступлений. Указанным лицам грозит тюремное заключение сроком от 3 до 7 лет и штраф (статья 10 Закона).
Вместе с тем, Закон предусматривает возможность освобождения от ответственности как для юридических, так и для физических лиц.
Так, статьей 9 Закона определено, что коммерческая организация, доказавшая принятие надлежащих комплаенс-процедур, установленных соответствующими руководящими документами, для предотвращения совершения связанными с ней лицами коррупционных нарушений, не подлежит привлечению к ответственности. Требования к комплаенс-программам, которые будут удовлетворять условиям освобождения от ответственности, должно утвердить индийское правительство (в настоящее время такие требования отсутствуют).
Закон также вводит возможность освобождения от ответственности за дачу взятки для физических лиц в случае, если имело место вымогательство взятки, и лицо сообщило об этом соответствующим органам в течение 7 дней со дня дачи взятки. При этом к ситуациям, когда взятка давалась в целях оказания содействия правоприменительным или следственным органам («провокация взятки»), положения Закона не применяются.