Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Греции принят новый закон об антикоррупционном декларировании
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Греции определен новый порядок декларирования активов и интересов.

1. Сфера регулирования

Соответствующий Закон от 28 февраля 2023 года №5026 «О декларировании активов и финансовых интересов, мерах по укреплению Европейской прокуратуры и иных срочных мерах» (Υποβολή των δηλώσεων περιουσιακής κατάστασης (πόθεν έσχες) και οικονομικών συμφερόντων Ρυθμίσεις για την ενίσχυση της Ευρωπαϊκής Εισαγγελίας Λοιπές επείγουσες ρυθμίσεις) устанавливает обязанность по раскрытию активов и интересов для:

  • членов правительства, министров, заместителей министров, лидеров политических партий, депутатов, а также управляющих финансами политических партий;
  • генеральных и специальных секретарей Парламента (Βουλής) и Генерального правительства (Γενικής Κυβέρνησης), вспомогательного политического персонала;
  • должностных лиц органов децентрализованных администраций (административно-территориальные единицы в Греции – прим. авт.) и органов местного самоуправления, в частности, губернаторов, мэров;
  • руководителей государственных органов, государственных корпораций, организаций с государственным участием;
  • государственных служащих, ответственных за выдачу лицензий и разрешений и/или обладающих полномочиями по контролю и надзору;
  • лиц, ответственных за осуществление государственных закупок;
  • судей, прокуроров и иных должностных лиц органов судебной власти;
  • должностных лиц Банка Греции (Τράπεζα της Ελλάδος) и иных кредитных организаций;
  • владельцев, акционеров и руководителей СМИ, журналистов;
  • военачальников Генерального штаба национальной обороны (Γενικού Επιτελείου Εθνικής Άμυνας), Генерального штаба армии (Γενικών Επιτελείων Στρατού) и иных соответствующих структур;
  • должностных лиц правоохранительных органов;
  • должностных лиц налоговых органов, органов финансового контроля и надзора;
  • президентов, членов советов директоров, акционеров спортивных федераций и спортивных организаций, спортивных судей;
  • руководителей медицинских учреждений и некоторых иных категорий лиц.

Указанные лица также должны представлять сведения об активах и интересах своих супругов, сожителей и несовершеннолетних детей.

2. Содержание декларации

В декларации активов должны быть отражены сведения о:

  • декларанте, в том числе персональные данные, информация о его трудовой деятельности, государственный налоговый номер и иная общая информация;
  • активах, находящихся в собственности и/или владении декларанта, в Греции или за рубежом, в том числе об их стоимости, способах приобретения, а в случае приобретения нового актива или увеличения имеющегося – об источниках средств, на которые приобретены/увеличены активы.

К декларируемым активам при этом относятся:

  • доходы от любых источников;
  • имущество, а также вещные права на него с его точной идентификацией;
  • акции отечественных и иностранных компаний, акции взаимных фондов и производные финансовые инструменты всех видов, облигации и долговые обязательства, в частности, обязательства по займам перед отечественными и иностранными кредитными и/или финансовыми организациями, иными юридическими лицами публичного и частного права, размер которых превышает €5000 (около 460 тыс. рублей);
  • депозиты в банках, сберегательных кассах и других кредитных и финансовых организациях, страховые продукты, вклады в бизнес и/или инвестиционные фонды и трасты;
  • сейфы, арендуемые у отечественных и/или иностранных кредитных организаций и/или иных компаний, которые предоставляют такую услугу;
  • транспортные средства, в том числе плавучие и воздушные;
  • доли в уставном капитале компаний и/или иные формы участия;
  • штрафы, взносы юридическим лицам публичного права, взносы в организации социального обеспечения и иные соответствующие платежи, размер которых превышает €5000.

Декларация интересов, представляемая вместе с декларацией активов, должна включать сведения о:

  • профессиональной деятельности декларанта;
  • участии декларанта в управлении юридическими лицами, ассоциациями и т.д.;
  • любой оплачиваемой регулярной деятельности, которую декларант осуществляет одновременно с выполнением своих должностных обязанностей, как в качестве наемного работника, так и в качестве самозанятого;
  • любой иной оплачиваемой неосновной деятельности декларанта, если общая сумма вознаграждения превышает €10000 (около 916 тыс. рублей) за календарный год;
  • участии декларанта в организации и/или совместном предприятии, если такое участие может повлиять на выполнение декларантом его должностных обязанностей;
  • любых финансовых интересах, которые могут создать реальный или потенциальный конфликт интересов; под конфликтом интересов при этом понимается ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на добросовестное исполнение им должностных обязанностей, кроме случаев, когда такое лицо извлекает выгоду только как один из граждан или один из представителей иной широкой категории лиц;
  • интересах, внесенных в Реестр прозрачности (Μητρώο Διαφάνειας), в котором регистрируются представители интересов (лоббисты) и указываются сведения об их деятельности, влияющей на принятие государственных решений;
  • для лиц, замещающих выборные должности: получении финансовой поддержки от третьих лиц, предоставленной в связи с их общественной деятельностью, в случае если общая сумма превышает €3000 (около 275 тыс. рублей) за календарный год.

3. Порядок представления и проверки декларации

Декларация подается исключительно в электронном виде через единое электронное приложение (https://www.pothen.gr/). При этом декларант может автоматически запросить в системе налоговые декларации, сведения об имуществе и данные из кредитных и финансовых организаций.

Декларации необходимо представлять в течение 90 дней после вступления (избрания) на должность и ежегодно – в период замещения должности и еще 2 лет (3 лет – для отдельных должностей) после увольнения; при необходимости декларант также может подать уточненную декларацию в течение 30 дней после представления первоначальной. В случае представления декларации по истечении установленных сроков система потребует декларанта оплатить государственную пошлину в размере до €400 (около 36,5 тыс. рублей).

Функции сбора и хранения деклараций возлагаются на Генеральный секретариат информационных систем (Γενική Γραμματεία Πληροφοριακών Συστημάτων), обязанность по проверке деклараций и оказанию консультационной поддержки декларантам – на Комитет по аудиту (Επιτροπή Ελέγχου).

Согласно Закону, в первый год после его принятия должны быть проверены 5% деклараций, во второй – 6%, а далее – не менее 7% деклараций. В эту выборку входят: обязательные – декларации ряда высших должностных лиц и лиц, на которых были поданы жалобы или в отношении которых было начато расследование; дополнительные – выбираются с учетом существующих коррупционных рисков, данных из внутренних и внешних источников информации или, в исключительных случаях, в соответствии с иными критериями, которые будут определяться Комитетом по аудиту ежегодно и до начала срока подачи деклараций.

Декларации высших должностных лиц, в частности, членов правительства, министров и т.д., а также губернаторов и мэров будут публиковаться на сайте Парламента и Комитета по аудиту.

4. Меры ответственности

Закон также устанавливает меры ответственности за несоблюдение требований, в частности:

  • в случае непредставления декларации, несвоевременной подачи декларации или представления заведомо недостоверных сведений – лишение свободы на срок не менее 1 года и штраф;
  • в случае сокрытия имущества на сумму более €30 тыс. (около 2,7 млн рублей) – лишение свободы на срок не менее 2 лет и штраф в размере от 1000 до 5000 суточных величин (сумма суточной величины при этом находится в диапазоне от €10 до €100);
  • в случае сокрытия имущества на сумму более €300 тыс. (около 27,5 млн рублей) – лишение свободы на срок до 10 лет и штраф в размере от 1000 до 10000 суточных величин (сумма суточной величины при этом находится в диапазоне от €20 до €100);
  • в случае отказа от регистрации в едином электронном приложении для подачи деклараций, воспрепятствования проведению проверки деклараций – лишение свободы на срок не менее 6 месяцев;
  • в случае нарушения конфиденциальности данных декларантов – лишение свободы на срок не менее 3 месяцев;
  • в случае содействия подаче заведомо недостоверных сведений – лишение свободы на срок не менее 6 месяцев и штраф;
  • в случае неуведомления обязанными лицами о нарушении или попытке нарушения требований Закона – лишение свободы на срок до 2 лет.

Кроме того, в случае, если лицо, обвиняемое в сокрытии имущества, не докажет законное происхождение незадекларированных активов, они могут быть конфискованы по решению суда, вместе с вынесением приговора за совершение соответствующего правонарушения.


Принятый акт отменяет ранее действовавший Закон от 31 декабря 2003 г. №3213 «О декларировании и аудите имущества членов парламента, государственных служащих, владельцев СМИ и иных категорий лиц» (Νόμος ν. 3213/2003 Δήλωση και έλεγχος περιουσιακής κατάστασης βουλευτών, δημόσιων λειτουργών και υπαλλήλων, ιδιοκτητών μέσων μαζικής ενημέρωσης και άλλων κατηγοριών προσώπων), за исключением статьи 8 и статей 9, 10, 11 и 12 в части, касающейся применения статьи 8. 

Темы
Декларирование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.