Статус заявителя и порядок раскрытия информации
В соответствии с Законом от 21 августа 2023 года №21.592 «О защите заявителей» (Establece un Estatuto de Protección en Favor del Denunciante), для государственных служащих и работников организаций государственного сектора устанавливается обязанность раскрывать ставшую им известной в ходе исполнения должностных обязанностей информацию о том, что было совершено, совершается или, по разумному предположению, может быть совершено преступление, административное правонарушение и/или дисциплинарный проступок, в том числе коррупционного характера, а также иные незаконные действия, фактически или потенциально затрагивающие государственное имущество, в:
- органах власти;
- организациях государственного сектора, а также организациях частного сектора, в которых государство или организации государственного сектора владеют контрольной долей или 50% уставного капитала либо имеют представительство или участие;
- некоммерческих организациях, созданных в соответствии с Конституционным органическим законом от 11 ноября 1992 года №19.175 «О региональной власти и управлении» (Ley Organica Constitucional Sobre Gobierno y Administracion Regional) и Конституционным органическим законом от 31 марта 1988 года №18.695 «О муниципалитетах» (Ley Organica Constitucional de Municipalidades);
- частных организациях, получающих государственную поддержку в виде субсидий и/или взносов на определенные цели.
Заявителем может стать не только служащий государственного органа (работник организации государственного сектора), но и:
- волонтер или стажер, осуществляющий деятельность в органе (организации) на платной или безвозмездной основе;
- лицо, являющееся кандидатом на должность или находящееся на ином этапе преддоговорных отношений с органом (организацией).
При этом для указанных категорий лиц раскрытие информации о нарушении является правом, а не обязанностью.
Требования к сообщению о нарушении
Согласно Закону, подаваемое заявителем сообщение должно содержать:
- данные, позволяющие идентифицировать заявителя;
- информацию о способах связи с заявителем, например, адрес электронной почты;
- подробное описание нарушения;
- сведения, позволяющие идентифицировать виновных лиц, а также иных лиц, которые, по мнению заявителя, осведомлены о нарушении;
- заявление на сохранение анонимности заявителя.
Кроме того, к сообщению, при необходимости, могут быть приложены документы и/или иные материалы, подтверждающие факт нарушения, а также запрос на предоставление мер защиты в случае отказа от сохранения анонимности заявителя.
Каналы раскрытия информации
Согласно Закону, Генеральный контролер (Contraloría General de la República) обязан создать электронную платформу для сбора, хранения и обработки сообщений; при этом она должна обеспечивать защиту конфиденциальности личности заявителя и любого третьего лица, сведения о котором содержатся в раскрываемой информации.
В случае подтверждения наличия нарушений в ходе рассмотрения сообщений Генеральный контролер должен:
- возбудить дисциплинарное производство в отношении нарушений, касающихся общественных интересов, в частности, коррупционных, и предложить уполномоченным органам рекомендации по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, или;
- передать сведения о нарушениях уполномоченным органам, в частности, органам прокуратуры.
Помимо использования для сообщения о нарушении электронной платформы, создаваемой Генеральным контролером, заявитель имеет право обратиться непосредственно в государственные органы, в том числе через электронные каналы раскрытия информации, которые могут создаваться в них в соответствии с Законом от 29 мая 2003 года № 19.880 «Об основах административных процедур, регламентирующих деятельность органов государственного управления» (Establece Bases De Los Procedimientos Administrativos Que Rigen Los Actos De Los Organos De La Administracion Del Estado) и иными нормативными актами.
Защита заявителей
В соответствии с Законом, право на защиту от репрессивных мер в связи с раскрытием информации о нарушении имеют:
- непосредственно заявитель;
- супруги/партнеры заявителя;
- родственники заявителя по восходящей и нисходящей линиям, а также по боковой линии до второй степени родства.
Репрессивные меры при этом представляют собой произвольные и необоснованные действия (бездействие) или действия (бездействие), которые тем или иным образом унижают или притесняют заявителя (связанное с заявителем лицо).
В Законе также представлен открытый перечень репрессивных мер, включающий:
- приостановление работы, увольнение, досрочное расторжение контракта/договора;
- изменение условий труда (перевод на другое место, в другое подразделение или на другую должность);
- проведение ежегодной предварительной квалификации в случае, если обвиняемое лицо является иерархическим начальником заявителя;
- снижение шансов кандидата на должность получить работу;
- иные меры.
Защиту от репрессивных мер для заявителей, обратившихся через создаваемую в соответствии с Законом электронную платформу, и связанных с ними лиц обязан обеспечивать Генеральный контролер – до тех пор, пока сохраняется опасность их применения в связи с раскрытием информации, даже после завершения разбирательства по факту нарушения, на которое подавалась жалоба.
Меры ответственности
За сознательное раскрытие заведомо недостоверной информации предусмотрена уголовная ответственность, в частности:
- за сообщение о преступлении – лишение свободы сроком от 10 лет и 1 дня до 15 лет и штраф в размере от 11 до 20 месячных налоговых единиц (МНЕ) (от 67 млн рублей до 125 млн рублей);
- за сообщение об административном правонарушении – лишение свободы сроком от 5 лет и 1 дня до 15 лет и штраф в размере от 6 до 10 МНЕ (от 37 млн рублей до 61 млн рублей);
- за сообщение о дисциплинарном проступке – лишение свободы сроком от 5 лет и 1 дня до 10 лет и штраф в размере от 1 до 5 МНЕ (от 6 млн рублей до 30 млн рублей).
Одновременно Закон предусматривает возможность смягчения ответственности для лиц, совершивших правонарушение, при условии, что:
- такое лицо самостоятельно сообщило о нарушении по соответствующему каналу раскрытия информации;
- такое лицо оказывало помощь следствию;
- информация, представленная таким лицом, способствовала выяснению фактов совершения правонарушения, позволила установить других участников преступления или предотвратить иное нарушение.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Генерального контролера в части создания канала раскрытия информации, должны быть приняты в течение 6 месяцев с момента опубликования Закона; положения Закона, касающиеся статуса заявителя и порядка раскрытия информации, каналов раскрытия информации и т.п., вступают в силу спустя 30 дней после даты опубликования указанных актов.