Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Австралии обновлено законодательство о борьбе с коррупцией за рубежом

В Австралии изменен порядок противодействия подкупу иностранных должностных лиц (ИДЛ).

Закон от 8 марта 2024 года №5 «О внесении изменений в законодательство о преступлениях (Борьба со взяточничеством за рубежом)» (Crimes Legislation Amendment (Combatting Foreign Bribery) Act 2024) предусматривает, в частности, введение нового состава преступления – неспособность организации предотвратить подкуп ИДЛ.

Подкуп ИДЛ, в соответствии с австралийским законодательством, имеет место в случае, если лицо предоставляет, предлагает и/или обещает выгоду или иное преимущество ИДЛ при том, что такая выгода или преимущество не является законно причитающейся ИДЛ, а взяткодатель намеревается оказать неправомерное влияние на ИДЛ при исполнении им своих обязанностей с целью получения / сохранения бизнеса или незаконного конкурентного преимущества. Субъектом преступления может являться как физическое, так и юридическое лицо.

Вносимые поправки предполагают, что юридическое лицо теперь может быть также привлечено к ответственности за неспособность предотвратить подкуп ИДЛ – в случае, если связанное с ним лицо совершает преступление подкупа ИДЛ или вовлечено в преступное поведение за пределами страны, которое в случае совершения на территории страны считалось бы подкупом ИДЛ, с целью получения данным юридическим лицом выгоды или иного преимущества, не ограничивающегося имуществом.

Соответствующие положения могут применяться к:

  • корпорациям, созданным в соответствии с Конституцией (constitutional corporation), – иностранным компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории Австралии, либо торговым или финансовым организациям, образованным в пределах Австралии;
  • компаниям, зарегистрированным на территории Австралии;
  • компаниям, которые считаются зарегистрированным на территории Австралии в соответствии с разделом 119A Закона от 28 июня 2001 года № 50 «О корпорациях» (Corporations Act 2001).

Связанным с организацией лицом признается:

  • должностное лицо, работник, агент или контрагент юридического лица;
  • дочерняя организация юридического лица;
  • лицо, подконтрольное юридическому лицу;
  • лицо, иным образом выполняющее услуги для юридического лица или от его имени.

Согласно Закону, в случае признания виновным в неспособности предотвратить подкуп ИДЛ юридическое лицо будет обязано выплатить штраф, размер которого не превышает наибольшую из следующих сумм:

  • 100 тыс. штрафных единиц (размер 1 штрафной единицы может отличаться в зависимости от штата и территории – прим. ред.);
  • если возможно определить стоимость полученной выгоды или иного преимущества – сумма, эквивалентная такой стоимости;
  • если невозможно определить стоимость полученной выгоды или иного преимущества – 10% от годового оборота юридического лица за последние 12 месяцев, заканчивая месяцем совершения преступления включительно.

При этом юридическое лицо может быть освобождено от ответственности, если предоставит доказательства того, что на момент совершения преступления им были приняты надлежащие процедуры предотвращения подкупа ИДЛ. Руководство по мерам, которые могут быть приняты организацией с целью предупреждения подкупа ИДЛ, согласно Закону, должно быть подготовлено и опубликовано Генеральной прокуратурой страны.

Одновременно Закон уточняет ряд положений, касающихся объекта совершения преступления подкупа ИДЛ:

  • расширяет установленный ранее круг лиц, считающихся ИДЛ – в частности, к ним теперь отнесены выдвигающиеся или уже выдвинутые кандидаты на должность;
  • закрепляет порядок установления [не]правомерности оказываемого на ИДЛ влияния – для этого правоприменителям теперь потребуется ответить на ряд вопросов, в частности:
  1. кто является получателем, в том числе предполагаемым, выгоды или иного преимущества;
  2. что представляет из себя выгода или иное преимущество;
  3. каким образом будет получена выгода или иное преимущество;
  4. появились ли у объекта подкупа какие-либо обязательства в связи с получением выгоды или иного преимущества;
  5. имеются ли документы, подтверждающие получение выгоды или иного преимущества, и т.д.

Вносимые изменения вступают в силу 8 сентября 2024 года.

Темы
Комплаенс
Подкуп ИДЛ
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.