Российская Федерация оставалась на 2-й фазе мониторинга выполнения Конвенции ОЭСР более шести лет. В первом отчете по данной фазе имплементации Конвенции, который был опубликован Рабочей группой еще в октябре 2013 года, было сформулировано 50 рекомендаций по приведению нормативной правовой базы Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции, которые страна должна выполнить, чтобы перейти на следующую фазу.
В качестве первоочередных мероприятий, направленных на предупреждение подкупа иностранных должностных лиц, России было необходимо, в частности:
- криминализировать обещание и предложение взятки иностранным должностным лицам;
- укрепить правовую основу для привлечения юридических лиц к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц;
- привлечь правоохранительные органы к активному расследованию преступлений, связанных с подкупом иностранных должностных лиц;
- разработать меры, предусматривающие арест и конфискацию в судебном порядке активов, полученных в результате коррупционной деятельности за рубежом, у физических и юридических лиц;
- ужесточить ответственность за взяточничество за рубежом для российских физических и юридических лиц, ведущих деятельность на международном уровне.
Однако процесс устранения недостатков в законодательстве сильно затянулся: к 2016 году страна полностью реализовала только 10 из 50 рекомендаций, еще 10 было реализовано частично. Из-за отсутствия видимого прогресса Рабочая группа обязала Россию предоставлять отчет о реализации рекомендаций каждые полгода, а также несколько раз проводила повторную оценку их выполнения.
В апреле 2019 года, когда большая часть рекомендаций уже была выполнена Российской Федерацией, Рабочей группой была организована Миссия высокого уровня в Москву, целью которой стало обсуждение исполнения оставшихся мер с представителями российских органов власти. По итогам Миссии российская сторона обязалась представить подробный доклад, содержащий информацию о принятых законах и ходе рассмотрения законопроектов, направленных на реализацию ключевых рекомендаций экспертов ОЭСР, к июню 2019 года.
К настоящему времени во исполнение указанных рекомендаций Россией были реализованы следующие меры:
- принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 382-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", регулирующий процедуру распоряжения имуществом, конфискованным по приговору или постановлению суда иностранного государства;
- принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 387-ФЗ "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", устанавливающий порядок признания, а также исполнения приговоров и других решений судов иностранных государств в части, касающейся конфискации доходов, полученных преступным путём;
- принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 530-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", предусматривающий ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций, а также вносящий изменения в УПК РФ, направленные на сокращение сроков наложения ареста на имущество, а также на регламентацию порядка действий правоохранительных органов в случае нахождения этого имущества на территории иностранного государства;
- принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 570-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", расширяющий диспозицию статьи 19.28 КоАП РФ для обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности в случае, когда преступление совершается в интересах третьих лиц, а также уточняющий круг лиц, которые могут выступать на стороне взяткополучателя.
Помимо этого, представители Российской Федерации сообщили о начале работы по расследованию преступлений в сфере подкупа иностранных должностных лиц: отсутствие соответствующей правоприменительной практики не раз становилось предметом критики со стороны экспертов ОЭСР.
Рабочая группа положительно оценила принимаемые в Российской Федерации меры по устранению недостатков законодательства и выразила готовность перевести страну на 3-ю фазу оценки имплементации Конвенции при условии выполнения Россией рекомендаций с наивысшим приоритетом:
- установление уголовной ответственности за обещание и предложение взятки иностранному должностному лицу в качестве отдельных составов преступлений (соответствующий законопроект № 235984-7 уже был внесен в Государственную Думу в 2017 году),
- исключение из УК РФ возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием в случае подкупа иностранного должностного лица.
Российская Федерация должна полностью выполнить указанные рекомендации к октябрю 2020 года, после чего Рабочая группа начнет проведение третьей фазы мониторинга в соответствии с графиком.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в 2012 году и к 2013 году прошла первую фазу мониторинга ее имплементации.
Мониторинг выполнения государствами положений Конвенции проводится Рабочей группой и включает 4 основных фазы. В ходе первой фазы оцениваются изменения законодательства, предпринятые государством для обеспечения соответствия правовой базы положениям Конвенции; в ходе второй фазы анализируются структуры, предназначенные для исполнения этого законодательства на практике, а также рассматривается реализация рекомендаций, полученных по итогам первой фазы; в ходе третьей фазы происходит оценка правоприменения, а также выполнения рекомендаций, данных на второй фазе; в ходе четвертой – те же вопросы рассматриваются применительно к специфическим особенностям государства.