Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Россия переходит на 3-ю фазу оценки имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством

13 декабря 2019 года Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении международных коммерческих сделок выразила свою готовность перевести Россию на 3-ю фазу Мониторинга выполнения Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок при условии введения в УК РФ обещания и предложения взятки в качестве самостоятельных составов преступлений до октября 2020 года. Соответствующий пресс-релиз был опубликован на сайте ОЭСР.

Российская Федерация оставалась на 2-й фазе мониторинга выполнения Конвенции ОЭСР более шести лет. В первом отчете по данной фазе имплементации Конвенции, который был опубликован Рабочей группой еще в октябре 2013 года, было сформулировано 50 рекомендаций по приведению нормативной правовой базы Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции, которые страна должна выполнить, чтобы перейти на следующую фазу.

В качестве первоочередных мероприятий, направленных на предупреждение подкупа иностранных должностных лиц, России было необходимо, в частности:

  • криминализировать обещание и предложение взятки иностранным должностным лицам;
  • укрепить правовую основу для привлечения юридических лиц к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц;
  • привлечь правоохранительные органы к активному расследованию преступлений, связанных с подкупом иностранных должностных лиц;
  • разработать меры, предусматривающие арест и конфискацию в судебном порядке активов, полученных в результате коррупционной деятельности за рубежом, у физических и юридических лиц;
  • ужесточить ответственность за взяточничество за рубежом для российских физических и юридических лиц, ведущих деятельность на международном уровне.

Однако процесс устранения недостатков в законодательстве сильно затянулся: к 2016 году страна полностью реализовала только 10 из 50 рекомендаций, еще 10 было реализовано частично. Из-за отсутствия видимого прогресса Рабочая группа обязала Россию предоставлять отчет о реализации рекомендаций каждые полгода, а также несколько раз проводила повторную оценку их выполнения.

В апреле 2019 года, когда большая часть рекомендаций уже была выполнена Российской Федерацией, Рабочей группой была организована Миссия высокого уровня в Москву, целью которой стало обсуждение исполнения оставшихся мер с представителями российских органов власти. По итогам Миссии российская сторона обязалась представить подробный доклад, содержащий информацию о принятых законах и ходе рассмотрения законопроектов, направленных на реализацию ключевых рекомендаций экспертов ОЭСР, к июню 2019 года.

К настоящему времени во исполнение указанных рекомендаций Россией были реализованы следующие меры:

Помимо этого, представители Российской Федерации сообщили о начале работы по расследованию преступлений в сфере подкупа иностранных должностных лиц: отсутствие соответствующей правоприменительной практики не раз становилось предметом критики со стороны экспертов ОЭСР.

Рабочая группа положительно оценила принимаемые в Российской Федерации меры по устранению недостатков законодательства и выразила готовность перевести страну на 3-ю фазу оценки имплементации Конвенции при условии выполнения Россией рекомендаций с наивысшим приоритетом:

 - установление уголовной ответственности за обещание и предложение взятки иностранному должностному лицу в качестве отдельных составов преступлений (соответствующий законопроект № 235984-7 уже был внесен в Государственную Думу в 2017 году),

- исключение из УК РФ возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием в случае подкупа иностранного должностного лица.

Российская Федерация должна полностью выполнить указанные рекомендации к октябрю 2020 года, после чего Рабочая группа начнет проведение третьей фазы мониторинга в соответствии с графиком.


Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в 2012 году и к 2013 году прошла первую фазу мониторинга ее имплементации.

Мониторинг выполнения государствами положений Конвенции проводится Рабочей группой и включает 4 основных фазы. В ходе первой фазы оцениваются изменения законодательства, предпринятые государством для обеспечения соответствия правовой базы положениям Конвенции; в ходе второй фазы анализируются структуры, предназначенные для исполнения этого законодательства на практике, а также рассматривается реализация рекомендаций, полученных по итогам первой фазы; в ходе третьей фазы происходит оценка правоприменения, а также выполнения рекомендаций, данных на второй фазе; в ходе четвертой – те же вопросы рассматриваются применительно к специфическим особенностям государства.

Темы
Меры ответственности
Подкуп ИДЛ
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.