Исследование проводится IBP каждые два года. В 2023 году в рамках OBS анализировались 125 юрисдикций.
Сбор и обработка данных для исследования осуществляется следующим образом:
1. эксперты, представляющие конкретную страну, заполняют анкету, включающую 228 вопросов с вариантами ответов, каждый из которых предусматривает начисление определенного количества баллов**; вопросы охватывают такие сферы, как:
- доступность бюджетной информации для общественности (109 вопросов);
- возможность участия общественности в бюджетном процессе (18);
- функционирование законодательных органов и высших органов финансового контроля (18);
- качество бюджетной документации и управление государственными финансами (83 вопроса) – соответствующие вопросы используются для понимания контекста и не входят в итоговые оценки;
2. эксперты IBP сверяют полученные данные с релевантными аналитическими материалами международных организаций (МВФ, Всемирного банка и ОЭСР);
3. анонимный эксперт, обладающий знаниями о бюджетной системе соответствующей страны, рассматривает и комментирует полученные результаты;
4. c 2023 года комментарии также могут представить сотрудники государственных органов анализируемой страны (в 2023 году такие комментарии поступили от 100 стран);
5. эксперты IBP считают средний балл по трем направлениям (используется простое среднее):
- участие общественности – наличие в стране официальных и функционирующих механизмов, позволяющих гражданам принимать участие в бюджетном процессе;
- контроль за исполнением бюджета – наличие в стране законодательных органов и высших органов финансового контроля , уполномоченных на контроль бюджетного процесса, и исполнение ими соответствующих функций;
- открытость бюджета – доступность для общественности информации о бюджете, возможность ознакомления с ней в разумные сроки;
6. по каждому направлению странам присваиваются баллы от 0 до 100 (где 100 – наилучший результат);
7. с учетом полученных оценок и собранных комментариев подготавливаются страновые отчеты, а на основе результатов по направлению «открытость бюджета» составляется отдельный рейтинг – Индекс открытости бюджета.
В 2023 году в лидерах рейтинга по Индексу открытости бюджета оказались Грузия (87 баллов из 100), Новая Зеландия (87 баллов), Швеция (85 баллов), ЮАР (83 балла) и Молдавия (81 балл).
Самые низкие оценки у Йемена, Венесуэлы и Афганистана (каждая из стран получила 0 баллов), а также Судана и Катара (получивших по 2 балла).
Средние показатели по миру в 2023 году составили:
- 45 баллов из 100 – для показателя открытости бюджета;
- 15 баллов – для показателя участия общественности;
- 45 баллов – для показателя функционирования законодательных органов;
- 62 балла – для показателя функционирования высших органов финансового контроля.
Как отмечают эксперты IBP, с 2008 года уровень открытости бюджета в среднем увеличился на 24%, однако для большинства стран все еще находится значительно ниже того, который считается достаточным – 61 балл и выше. Показатели участия общественности и функционирования законодательных органов также остаются неудовлетворительными.
Несмотря на невысокие средние результаты, в некоторых регионах наблюдается устойчивый прогресс. Так, начиная с 2012 года, значительно выросли оценки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Африки (по показателю открытости бюджета – в среднем, на 20 и на 10 баллов соответственно).
В регионе Восточной Европы и Центральной Азии, регионе Ближнего Востока и Северной Африки и регионе Латинской Америки и Карибского бассейна также наблюдается в целом положительная динамика: средняя оценка уровня прозрачности бюджета здесь выросла на 6, 6 и 4 балла соответственно.
В то же время для стран Южной Азии и региона Западной Европы, США и Канады отмечается ухудшение результатов: средний балл для них снизился на 21 и на 4 пункта соответственно.
Россия в 2023 году продемонстрировала следующие результаты:
- показатель открытости бюджета – 66 баллов из 100 (на 7 баллов меньше, чем по данным предыдущего исследования);
- показатель общественного участия – 33 балла (на 5 баллов больше);
- показатель функционирования законодательных органов – 78 баллов (на 6 баллов больше);
- показатель функционирования высших органов финансового контроля – 89 баллов (результат не изменился).
Для повышения открытости и улучшения позиций в рейтинге эксперты IBP предложили странам следующие рекомендации:
- публиковать восемь основных бюджетных документов, в том числе предпринять усилия по предоставлению бюджетной информации о расходах, доходах, долге, макроэкономических прогнозах и нефинансовых показателях;
- расширять возможности участия общественности на всех этапах бюджетного цикла, в частности, в составлении бюджетов в секторах, которые оказывают непосредственное влияние на доступ к качественным товарам и услугам;
- укреплять потенциал законодательных органов по решению бюджетных вопросов;
- развивать активное сотрудничество высших органов финансового контроля как с законодательными органами, так и с общественностью;
- способствовать созданию коалиций организаций гражданского общества для участия в бюджетном процессе.
*International Budget Partnership (IBP) – это международная некоммерческая организация, продвигающая принципы открытости бюджетной системы во всех юрисдикциях. К функциям IBP относится:
- улучшение знаний и укрепление навыков организаций гражданского общества, функционирующих на уровне стран, по вопросам участия в разработке государственного бюджета, а также мониторинга его исполнения;
- оценка возможности участия общественности в разработке государственного бюджета, его прозрачности и подотчетности его исполнения;
- сотрудничество с международными заинтересованными сторонами с целью стимулирования их участия в решении бюджетных вопросов;
- анализ прогресса правительств в повышении открытости бюджетов, а также воздействия по данному вопросу IBP и ее партнеров на основе собранных фактических данных и дальнейшая подготовка соответствующих рекомендаций.
**Вопросы могут иметь три или пять вариантов ответа – в зависимости от степени, в которой соответствующие стандарты реализованы в стране. Для вопросов с пятью вариантами ответа баллы начисляются следующим образом: вариант «а» – 100 баллов, вариант «б» – 67 баллов, вариант «в» – 33 балла, вариант «г» – 0 баллов, вариант «е» («не применимо») – вопрос не учитывается при подведении итогов. Для вопросов с тремя вариантами ответов страна может получить 100 баллов в случае выбора варианта «а», 0 баллов – в случае выбора варианта «б»; при выборе варианта «в» («не применимо») вопрос не учитывается в результатах.