Каждый раунд оценки ГРЕКО включает в себя две стадии: в рамках первой стадии эксперты организации изучают существующую в стране инфраструктуру противодействия коррупции в определяемой в соответствии с раундом оценки сфере и формируют отчет, содержащий рекомендации по устранению выявленных недостатков; в рамках второй стадии осуществляется контроль за выполнением страной рекомендаций, данных на первой стадии.
Россия прошла первую стадию четвертого раунда оценки в 2017 году, полученные от экспертов ГРЕКО рекомендации включены в соответствующий Оценочный доклад (версия на английском, версия на русском).
В декабре 2019 года в рамках второй стадии четвертого раунда оценки был подготовлен Доклад о выполнении Российской Федерацией рекомендаций, опубликованный 18 августа 2020 года.
Предупреждение коррупции в отношении членов парламента
Согласно докладу, Россия выполнила в полном объеме только две из восьми рекомендаций, касающихся предупреждения коррупции в отношении членов парламента:
- Разработка практического руководства по сообщению парламентариями о подарках, полученных ими от третьих лиц;
- Обеспечение возможности применения санкций в отношении членов парламента за нарушения, связанные с представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах).
Большая часть рекомендаций в этом разделе выполнена частично:
- Повышение прозрачности законодательного процесса (i) путем введения обязанности проводить публичные обсуждения законопроектов; (ii) путем обеспечения доступа СМИ к парламентским слушаниям: оценщики ГРЕКО посчитали, что пункт (i) рекомендации выполнен частично, так как, несмотря на наличие ряда нормативных актов, предусматривающих возможность общественного обсуждения законопроектов, его проведение все еще не является обязательным. При этом пункт (ii) рекомендации признан выполненным в полном объеме;
- Разработка кодексов этики для членов парламента: ГРЕКО учла принятие кодексов этики Государственной Думы и Совета Федерации, однако отметила, что данные документы не охватывают некоторые значимые с точки зрения противодействия коррупции темы, например, взаимодействие с третьими лицами (лоббистами и иными лицами) и ограничения после ухода с должности;
- Обеспечение публикации деклараций парламентариев в полном объеме (в том числе с обязательным указанием всех источников доходов), кроме сведений, публикация которых нарушает право на частную жизнь: организация отметила положительную динамику в прохождении проекта указа Президента Российской Федерации, предусматривающего раскрытие должностными лицами источников доходов, однако указала, что проект обязывает парламентариев сообщать лишь об определенных видах источников своих доходов и оставляет на личное усмотрение представление сведений об иных источниках;
- Совершенствование системы представления сведений о доходах посредством создания эффективных механизмов контроля: ГРЕКО положительно оценивает разработанный законопроект, предусматривающий расширение полномочий комиссий Государственной Думы и Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – комиссии), однако отмечает, что реальным показателем его эффективности будет способность комиссий использовать свои новые полномочия на практике;
- Обеспечение обучения парламентариев по вопросам соблюдения этики и регулирования конфликта интересов: ГРЕКО также положительно оценивает проведенные среди членов парламента обучающие мероприятия. Вместе с тем, эксперты организации отмечают, что с 2018 года обучение прошла только половина депутатов, а информация об иных запланированных обучающих мероприятиях не представлялась.
Еще одна рекомендация осталась полностью нереализованной:
- Сохранение возможности инициирования проверок деклараций парламентариев только за компетентными комиссиями для обеспечения независимости законодательной власти: ГРЕКО считает, что данная рекомендация не может считаться выполненной, так как, несмотря на внесение законопроекта, возлагающего функции принятия решения о проведении проверки деклараций на комиссии, внешние органы, например, Президент, все еще обладают полномочиями инициировать проверку вне зависимости от решения комиссии.
Предупреждение коррупции в отношении судей
Российская Федерация удовлетворительно выполнила четыре из девяти рекомендаций по предупреждению коррупции в отношении судей:
- Определение критериев честности в процессе отбора, назначения и продвижения судей и обеспечение их доступности для общественности;
- Увеличение срока пребывания в должности мировых судей до пожизненного;
- Разработка практического руководства по вопросам сообщения судьями о подарках, полученных ими от третьих лиц;
- Повышение эффективности антикоррупционного обучения судей и создание доступной для мировых судей системы обучения и консультирования по соответствующим вопросам.
Частично выполнены две рекомендации:
- Предоставление сторонам разбирательства возможности обжалования отказа в ходатайстве об отводе судьи без ущерба для проведения разбирательства в разумные сроки: эксперты учли разработанный законопроект, предусматривающий соответствующую возможность, но выразили свою готовность засчитать данную рекомендацию выполненной полностью только после его принятия;
- Повышение прозрачности системы представления сведений о доходах судей в отношении всех источников доходов: как и в случае с депутатами, российские власти ссылаются на проект указа Президента Российской Федерации, предусматривающий раскрытие лицами, замещающими государственные должности (в число которых входят и судьи) источников доходов, который, как отмечает ГРЕКО, обязывает раскрывать не все виды источников доходов и поэтому не может свидетельствовать о выполнении рекомендации в полном объеме.
Невыполненными ГРЕКО посчитала три из девяти рекомендаций в данном разделе:
- Пересмотр процесса подбора судей для сохранения независимости судебной власти от исполнительной и усиление роли судебной власти в процессе отбора кандидатов: по мнению экспертов организации, российские власти не предоставили дополнительной информации о предпринятых в этом направлении мерах, ссылаясь на то, что решающая роль в процессе назначения остается за Президентом;
- Возвращение в Кодекс судейской этики исключенных из него положений о беспристрастности и неподкупности (относительно близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса): ГРЕКО выразила несогласие с Советом судей, который решил не включать удаленные ранее пункты в Кодекс судебной этики, так как счел их дублирующими нормы процессуального права. Эксперты не видят противоречия в изложении указанных пунктов как в законе, так и в Кодексе и отмечают, что целью последнего является разъяснение принципов, которым должны следовать судьи при исполнении обязанностей;
- Ограничение иммунитета судей деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия: организация также не согласна с выводом Совета судей о том, что нынешняя система иммунитета судей является удовлетворительной. По мнению ГРЕКО, форма неприкосновенности, касающаяся процедуры возбуждения уголовного дела в отношении судей, выходит за рамки функционального иммунитета и является излишней.
Предупреждение коррупции в отношении прокуроров
Три из пяти рекомендаций, направленных на противодействие коррупции в отношении прокуроров, были выполнены в полном объеме:
- Повышение прозрачности процедуры назначения на руководящие должности в органах прокуратуры обладающих надлежащим опытом кандидатов извне;
- Разработка практического руководства по вопросам сообщения прокурорами о подарках, полученных ими от третьих лиц;
- Обеспечение регулярного антикоррупционного обучения прокуроров.
Оставшиеся две рекомендации признаны выполненными частично:
- Введение четких и объективных критериев разделения задач между прокурорами для обеспечения справедливого и равноправного распределения нагрузки и исключения неправомерного влияния: ГРЕКО учла указания о критериях распределения дел, принятые Коллегией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, однако отметила, что данные критерии носят общий характер, оставляя простор для субъективизма на практике, и нуждаются в доработке;
- Обеспечение большей иерархической независимости и прозрачности принятия мер дисциплинарной ответственности: эксперты учли принятые меры по обеспечению прозрачности привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, создание открытого реестра, содержащего результаты дисциплинарных разбирательств. Тем не менее, в докладе отмечается, что для выполнения рекомендации в полном объеме необходимо принять меры для снижения зависимости дисциплинарных разбирательств от системы служебной подчиненности: в настоящее время решающую роль в оценке действий подчиненного играет его непосредственный руководитель, у которого может иметься заинтересованность в определенных результатах соответствующего разбирательства.
Таким образом, из 22 рекомендаций Российской Федерацией 9 были выполнены в полном объеме, еще 9 – выполнены частично, полностью невыполненными остались 4 рекомендации. Дополнительная информация о выполнении оставшихся рекомендаций должна быть представлена российской делегацией до 30 июня 2021 года.