Борьба с отмыванием денег (AML) - набор мер, направленных на противодействие использования финансового учреждения для легализации средств, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Отмывание денег несет значительные негативные последствия для общемирового экономического развития и безопасности. Борьба с легализацией средств, полученных преступным путем является одной из наиболее актуальных задач, которые стоят перед международной банковской системой.
AML тесно связана с антикоррупцией, в частности, положения по борьбе с легализацией незаконных доходов включает в себя Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года: согласно документу, отмывание денег является одним из коррупционных преступлений. Конвенция ООН настоятельно рекомендует, но не обязывает криминализировать сокрытие, легализацию или передачу незаконных активов.
Система AML в США
Основой существующей на сегодня системы AML в США является “Закон о банковской тайне” (The Bank Secrecy Act - BSA), принятый в 1970 году. Он наделяет широкий спектр финансовых институтов обязанностями сообщать подробности определенных сделок в Министерство финансов США. В частности, кассовые операции, размер которых превышает $10000, должны быть отражены в Отчетах о валютных операциях (CTR). Помимо этого, финансовые институты должны вести учет сомнительных транзакций в Отчетах о подозрительной деятельности (SAR).
Базы данных, созданные на основе отчетов, обрабатываются Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), которая проводит анализ транзакций, выявляет закономерности, характерные для финансовых преступлений, и использует собранные данные в расследованиях. Ответственность за соответствие финансовых учреждений требованиям BSA несут финансовые регуляторы.
В США давно ведутся разговоры о необходимости актуализации существующей на данный момент системы AML в связи с наличием очевидных уязвимостей и не оптимизированных процессов. Представленный Банковским комитетом Сената США проект призван восполнить существующие пробелы законодательства путем внесения следующих изменений:
1. Бенефициарное владение
Проект обязывает компании предоставлять в Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) информацию обо всех бенефициарных владельцах при регистрации компании, а также актуализировать соответствующую информацию в течение 90 дней после любых изменений в бенефициарном владении.
2. Судебные требования к иностранным банкам
Новый закон требует от иностранных банков предоставлять информацию по запросу для доказательственных целей в суд в определенной форме, обязывает банк соблюдать судебные требования и не раскрывать их потенциальным субъектам расследования. Также он предусматривает санкции для тех банков, которые не соблюдают эти требования.
3. Реформирование Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN)
Акт также вносит некоторые изменения в работу Сети по борьбе с финансовыми преступлениями. Во-первых, он устанавливает для работников FinCEN заработную плату, сопоставимую с заработной платой федеральных финансовых регуляторов. Во-вторых, он учреждает в FinCEN экспертный центр финансовых расследований, который, в сотрудничестве с другими федеральными государственными органами, будет наделен полномочиями по обнаружению потенциальной деятельности по отмыванию денег. В-третьих, он учреждает институт обратной связи FinCEN с финансовыми институтами.
4. Обмен информацией
Закон устанавливает новые правила обмена информацией между государственными органами:
Министерство юстиции будет предоставлять Министерству финансов данные об эффективности системы AML, а также данные о выявленных закономерностях в контексте AML;
правоохранительные органы будут сотрудничать с органами финансового регулирования для того, чтобы иметь возможность предоставлять финансовым институтам обратную связь по отчетам о подозрительной деятельности.
5. Пороговые значения Отчетов о валютных операциях (CTR) и Отчетов о подозрительной деятельности (SAR)
В соответствии с законопроектом Министерство финансов обязуется определить необходимость корректировки пороговых значений для CTR и SAR в долларах. При этом Министерство должно учесть предполагаемые расходы финансовых институтов, а также соответствие международным нормам.
6. Введение дополнительных штрафов за нарушение Закона о банковской тайне
Законопроект наделяет Министра финансов полномочиями на введение дополнительных санкций в отношении субъектов, повторно нарушивших Закон о банковской тайне. Для них устанавлиается наказание в виде штрафа в размере до трехкратной суммы незаконной выгоды, полученной в результате совершения правонарушения.
7. Реформа Системы по борьбе с отмыванием денег (AML-CFT)
В соответствии с новым законопроектом, определение “монеты и валюта” теперь включает и цифровую валюту. Таким образом, существующие платежные системы попадают под контроль AML-CFT.
Проект закона также предусматривает процедуру утверждения программного обеспечения для мониторинга транзакций. По словам инициаторов, это будет способствовать внедрению новых технологий для улучшения системы отслеживания отдельных транзакций с учетом рисков.
Поддержка и будущее законопроекта
Представленный выше законопроект поддержали лидеры промышленных отраслей и правительственные группы. В частности, свою поддержку выразили: Американская ассоциация банкиров (ABA), Институт банковской политики (BPI), Национальная ассоциация окружных прокуроров, Братский орден полиции, а также Коалиция финансовой отчетности и корпоративной прозрачности (FACT).
Грег Баер, президент и генеральный директор BPI, заявил, что закон «помимо того, что модернизирует устаревшую систему борьбы с отмыванием денег, поможет правоохранительным органам и органам национальной безопасности исключить возможность создания подставных компаний, которые используются работорговцами наркоторговцами и террористами».
В то время как законопроект пользуется поддержкой обеих партий в Сенате, а также лидеров промышленности и правоохранительных органов, позиция Палаты представителей по данному вопросу все еще остается неясной: на момент написания заметки в Палате не было представлено сопутствующего законопроекта.
Тем не менее, будущее Закона “О незаконных денежных средствах” зависит, главным образом, от позиции председателя банковского комитета Сената Майка Крапо, который должен сопоставить реформу с другими приоритетными задачами, такими, как банковское законодательство о марихуане, реформа финансирования жилищного строительства и конфиденциальность данных.
Шансы на то, что законопроект “О незаконных денежных средствах” попадет на стол Президента в этом году, невелики, учитывая заполненность законодательного календаря 2019 года. Однако в случае принятия законопроект послужит отправной точкой для реформирования Системы борьбы с отмыванием денег в США.