- Руководящие принципы G20 по обеспечению эффективной защиты осведомителей (G20 High-Level Principles for the Effective Protection of Whistleblowers);
- Сборник лучших практик G20 по содействию неподкупности и прозрачности инфраструктурного развития (G20 Compendium of Good Practices for Promoting Integrity and Transparency in Infrastructure Development).
Первый из них посвящен одной из приоритетных тем, заявленной Японией на год своего председательства в G20: защите лиц, сообщающих о фактах коррупции (whistleblowers). Принятые по итогам саммита Руководящие принципы основаны на существующих лучших практиках создания и функционирования соответствующих механизмов в странах ЕС и некоторых иных регионах. Представленные 12 принципов разделены на 3 больших раздела:
- создание надлежащей правовой среды;
- формирование соответствующих процедур для защищенных разоблачений, включая возможные репрессивные действия в отношении осведомителей;
- обеспечение эффективного правоприменения и оценки результативности соответствующего законодательства.
Создание надлежащей правовой среды должно предусматривать соблюдение следующих принципов:
- разработку и принятие нормативных правовых актов и политик, регулирующих защиту осведомителей; при этом желательным является принятие отдельного законодательства, посвященного исключительно данной теме;
- четкое определение ситуаций, для которых разоблачение будет давать право на последующую защиту (определение границ понятия «правонарушения», о совершении которого сообщает осведомитель);
- обеспечение защиты как можно более широкого круга потенциальных осведомителей как внутри отдельных организаций, так и в случае обращения заявителей к компетентным органам за пределами организации.
Формирование процедурной среды для защищенных разоблачений должно учитывать такие принципы, как:
- формирование доступных каналов обратной связи для обращения осведомителей (внутри отдельных организаций, при обращении к правоохранительным органам и при раскрытии информации широкой общественности) и обеспечение им надлежащей поддержки, а также запрет на использование положений трудовых соглашений о неразглашении определенной информации в целях воспрепятствования раскрытию информации о неправомерной деятельности;
- обеспечение конфиденциальности разоблачений и, когда это возможно, внедрение механизмов анонимных разоблачений;
- определение как можно более полного перечня возможных мер репрессивного характера в отношении осведомителей, от которых их необходимо защищать;
- обеспечение надежной и всеобъемлющей защиты осведомителей, в том числе: защиты от любых форм ответных или репрессивных действий; предоставления эффективных средств правовой защиты, позволяющей возместить прямой и косвенный ущерб, понесенный в результате таких действий; обеспечения защиты на время судебного разбирательства; пропорционального распределения бремени доказывания; информирования потенциальных осведомителей о доступных каналах обратной связи и о том, как их использовать, о средствах защиты, доступных в случае применения к ним любых форм возмездия после совершенного разоблачения, и о процедурах, доступных для запроса средств правовой защиты;
- установление эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций для лиц, применяющих меры репрессивного характера в отношении осведомителей, а также для лиц, нарушающих принципы конфиденциальности разоблачений, независимо от должности или положения таких лиц;
- обеспечение таких условий, при которых осведомители не будут привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение ими защищаемого разоблачения (за исключением случаев, когда такое лицо само было вовлечено в неправомерную деятельность или сообщало сведения, в достоверности которых не было уверено); странам также рекомендуется предусмотреть санкции, применяемые к осведомителям за сообщение заведомо ложных сведений.
Эффективное правоприменение и оценка результативности существующих процедур защиты заявителей должно базироваться на следующих принципах:
- повышение осведомленности о существующих механизмах защиты заявителей (в том числе с целью изменения общественного восприятия и отношения к защищенным раскрытиям информации и осведомителям) и организация специализированного обучения для лиц, ответственных за прием сообщений о служебных разоблачениях;
- проведение периодического мониторинга и оценки эффективности существующих мер по защите заявителей;
- обеспечение взаимодействия и обмена лучшими практиками по защите заявителей между странами-членами G20.
Второй принятый по итогам саммита документ посвящен обеспечению неподкупности и прозрачности при разработке и реализации проектов инфраструктурного развития (преимущественно в рамках государственных закупок). В нем представлены рекомендации по формированию соответствующей регуляторной среды, а также по использованию иных способов снижения рисков коррупции.
В Сборнике, в частности, отмечается, что:
- регулирование в рамках инфраструктурных проектов должно распространяться на всех участников, включая работников частного сектора, таких как поставщики, кредиторы, субподрядчики и консультанты;
- контроль и надзор (как внутренний, так и внешний) за инфраструктурными проектами должен осуществляться на протяжении всего проектного цикла;
- для всех заинтересованных сторон, работников государственного и частного сектора и граждан должны быть доступны «горячие линии» для осведомителей и другие механизмы обратной связи;
- необходимо предусмотреть четкие правила и руководящие принципы по предотвращению и регулированию конфликта интересов в рамках таких проектов;
- для предотвращения и выявления коррупции должны широко применяться принципы прозрачности и использоваться открытые данные.
Для каждой стадии инфраструктурного проекта в документе представлены рекомендации по снижению рисков неправомерной деятельности. Так, отмечается необходимость обеспечения прозрачности на этапе определения потребности государства в тех или иных проектах, а также обоснованности заявленной потребности, например, посредством формирования среднесрочных и долгосрочных планов закупочной деятельности. При необходимости может предусматриваться создание специального экспертного органа, отвечающего за оценку национальных инфраструктурных потребностей. Планируемые проекты не должны отражать интересы каких-либо определенных групп, а должны быть направлены на достижение общенациональных целей; в этой связи к обсуждению необходимости тех или иных инфраструктурных проектов следует привлекать общественность, а также обеспечивать открытость сведений о принимаемых решениях.
Для этапа оценки стоимости проекта отмечается необходимость повышения объективности и достоверности социальных, экономических и экологических технико-экономических обоснований за счет использования проверенных способов, комплексности и многомерности оценки. Для этого могут, например, приниматься стандартизированные руководства по оценке, проводиться отдельные конкурсные процедуры для отбора экспертов, осуществляющих оценку. Кроме того, проекты надлежит оценивать по соотношению цены и качества с тем, чтобы они представляли собой оптимальное распределение обязанностей и рисков с учетом конкретных характеристик планируемой инфраструктуры, а также оценивать релевантность различных способов реализации проекта, в том числе возможность использования государственно-частного партнерства.
На этапе планирования конкретной закупки особое внимание следует уделить тендерной документации и составлению технического задания, а именно обеспечить равный доступ всех заинтересованных сторон к соответствующей информации (размещение документов закупки в открытом доступе в машиночитаемых форматах, создание национальных или региональных единых порталов закупок).
Непосредственно закупочные процедуры должны проводиться в условия наличия ясных и прозрачных критериев отбора, беспристрастности решение о победителе, отсутствия конфликта интересов у ответственных должностных лиц. Для этого могут приниматься такие меры, как, например:
- вовлечение гражданского общества в процесс оценки квалификации победителя закупки;
- подробное описание обстоятельств, которые считаются конфликтом интересов;
- прогнозирование, выявление и управление ситуацией конфликта интересов, в том числе с использованием данных о ситуациях, которые могут повлиять на присуждение контракта, полученных на основании предшествующего опыта;
- введение так называемых «периодов остывания» (cooling-off periods), когда для бывших государственных служащих после их ухода с должности предусматриваются определенные ограничения на принятие предложений о трудоустройстве в коммерческие структуры, в отношении которых они принимали определенные государственные решения (например, в рамках государственных закупок);
- применение четко определенных критериев оценки заявок участников закупок и сравнительная оценка предложений как по финансовым, так и по техническим качественным критериям;
- получение обратной связи от участников закупок и обеспечение полного доступа к информации о закупках;
- создание реестров недобросовестных поставщиков, в том числе нарушающих принципы неподкупности, а также списков компаний, их владельцев и топ-менеджеров, которые были осуждены за административные или уголовные преступления (такие как взяточничество, отмывание доходов и уклонение от уплаты налогов), нарушения законодательства о конкуренции и трудового законодательства;
- декларирования конфликта интересов как потенциальными исполнителями государственных контрактов, так и ответственными лицами со стороны государственных заказчиков;
- принятие программ и руководств по соблюдению принципов неподкупности для частного сектора, создание различных площадок для коммуникации бизнес-организаций, в том числе с участием представителей государства;
- усиление регулирования для государственных организаций, например, путем поощрения их к разработке кодексов поведения;
- формирование реестров конечных бенефициаров компаний и их доступность для общественности.
Непосредственно для обнаружения коррупционных нарушений в рамках инфраструктурных проектов в документе также предлагается:
- создать эффективные каналы обратной связи для жалоб и сообщений о нарушениях, коррупции и мошенничестве для поставщиков, работников государственного сектора и частных лиц, установить четкие процедуры для рассмотрения жалоб и расследования сообщений о правонарушениях;
- обеспечить функционирование интегрированной онлайн-платформы, поддерживающей прозрачность государственных закупок и публичную отчетность;
- придерживаться международных руководств для компаний по защите осведомителей, таких как Рекомендации Всемирного банка по соблюдению добросовестности и Конвенция ООН против коррупции, сформировать специальную систему защиты лиц, совершивших служебные разоблачения, из числа государственных служащих и работников;
- обеспечение эффективного процесса внутреннего контроля государственных закупок на основе оценки рисков;
- предусмотреть криминализацию подкупа государственных чиновников, как внутренних, так и иностранных, введение мер ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения и т.д.
В качестве дополнительных мер в документе предлагаются:
- повышение профессионализма и наращивание потенциала государственных служащих, ответственных за планирование и реализацию государственных проектов, а также поставщиков;
- стандартизация данных (например, с учетом семантики, уникальных идентификаторов, определенных форматов) и обеспечение их функциональной совместимости для улучшения качества контроля и подотчетности внутри и вне государственного сектора;
- объединение усилий со стороны правительства, бизнеса и гражданского общества при оценке коррупционных рисков и их минимизации в рамках инфраструктурных проектов.