Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Новая международная инициатива: договор об обмене данными об активах

Северная Македония стала первой страной, ратифицировавшей Международный договор об обмене данными для проверки деклараций об активах (International Treaty on Exchange of Data for the Verification of Asset Declarations, далее – Договор).

Среди государств, подписавших, но еще не ратифицировавших Договор, – Черногория, Сербия и Молдавия, а эксперты призывают присоединиться к соглашению и другие страны.

Договор был разработан Региональной антикоррупционной инициативой (Regional Anti-Corruption Initiative – RAI) при поддержке представителей антикоррупционных органов стран Юго-Восточной Европы и иных заинтересованных сторон – Базельского института управления (Basel Institute of Governance), Управления ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime), Программы развития ООН (United Nations Development Programme), Всемирного банка (World Bank) и Европейской комиссии (European Commission). В основе соглашения лежат положения таких международных антикоррупционных документов, как:

  • пункт 1 статьи 43 Конвенции ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption, далее – КПК ООН), согласно которому государства-участники должны рассматривать возможность оказания друг другу помощи в расследованиях и разбирательствах по гражданским и административным делам, связанным с коррупцией;
  • Резолюция Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции 6/4 «Расширение использования гражданских и административных процедур для борьбы с коррупцией, в том числе на основе международного сотрудничества, в рамках Конвенции ООН против коррупции» (Resolution 6/4 of the Conference of the States Parties to the United Nations Convention against Corruption «Enhancing the use of civil and administrative proceedings against corruption, including through international cooperation, in the framework of the United Nations Convention against Corruption»).

Цель Договора заключается в обеспечении прямого обмена информацией о декларациях об активах между его участниками.

К информации, которая может быть передана, относятся сведения о:

  • налогах;
  • банковских счетах;
  • ценных бумагах;
  • недвижимости;
  • транспортных средствах и ином движимом имуществе;
  • связанных с декларантом предприятиях, компаниях, трастах, фондах и аналогичных юридических лицах;
  • правах на интеллектуальную собственность.

Для обмена информацией от государств-участников требуется создание Координационных центров (focal point), ответственных за направление и получение запросов на передачу информации, предоставление необходимых сведений, в том числе аккумуляция таких сведений от компетентных национальных органов, публикацию статистических данных о полученных / направленных запросах.

Договором предусматривается, что обмен информацией может происходить:

  • по запросу;
  • автоматически при создании соответствующих механизмов передачи данных;
  • по инициативе Координационных центров, которым стала известна информация, которая, по разумному предположению, может иметь отношение к достижению целей Договора.

Кроме прочего, Договором предусматривается создание и регулярное обновление Центрального реестра общедоступных онлайн-баз данных, имеющихся у государств-участников.

К Договору может присоединиться любое государство, способное самостоятельно обеспечить достижение целей Договора, а также государство Европейского союза (ЕС).


Следует отметить, что, поскольку проверка деклараций об активах является превентивной мерой, использование механизмов взаимной правовой помощи, применяемых исключительно в уголовных делах, для этого оказывается невозможным.

В то же время, как отмечают эксперты, коррумпированные должностные лица часто скрывают свои активы, в том числе незаконные, за границей, но органы, проверяющие декларации об активах, не имеют доступа к данным за рубежом. Именно эта причина указывается в качестве основной, на которую ссылаются проверяющие органы, поясняя, почему они могут использовать потенциал деклараций об активах лишь в очень ограниченной степени: отслеживание активов обычно останавливается на внутренних границах, и ни КПК ООН, ни какой-либо другой международный договор не решает эту проблему.

Предлагаемый же Договором механизм обмена информацией об активах может повысить эффективность соответствующего инструмента предупреждения коррупции, а ратификация Договора предоставит государствам-участникам возможность обмениваться соответствующей информацией вне уголовных разбирательств.

Темы
Декларирование
Международное сотрудничество

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.