Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Во Вьетнаме вступил в силу новый антикоррупционный закон

Во Вьетнаме вступил в силу обновленный Закон о борьбе с коррупцией № 36/2018/QH14 (Luật Phòng, Chống Tham Nhũng — версия на английском). Он устанавливает нормы, касающиеся, прежде всего, противодействия коррупции в негосударственном секторе.

Так, Закон обязывает коммерческие организации принимать кодекс поведения и внедрять механизмы внутреннего контроля с тем, чтобы предотвратить конфликты интересов и коррупционную деятельность, а также сформировать культуру неподкупности внутри организации.

На отдельные категории организаций частного сектора, а именно на публичные компании, кредитные организации, общественные организации, созданные по решению Премьер-министра, Министра иностранных дел или руководителей народных комитетов провинций, а также общественные организации, устав которых разрешает сбор пожертвований с населения, Закон распространяет положения, применяемые к государственным организациям:

  • о раскрытии информации и прозрачности деятельности,
  • о регулировании конфликта интересов,
  • об ответственности руководителей и их заместителей за коррупционную деятельность в их организации.

Для указанных категорий организаций также установлено, что любой акт коррупции, совершенный должностным лицом, не являющийся достаточно серьезным для возбуждения уголовного преследования, может повлечь административные санкции. В частности, за коррупционные деяния предусмотрен штраф в размере до 100 млн. донгов (около 275 000 рублей). Руководители таких организаций могут также нести личную прямую ответственность или солидарную ответственность со своими заместителями за коррупцию внутри организации. В этом случае руководитель и заместитель, несущие солидарную ответственность, могут быть оштрафованы на сумму до 40 млн. донгов каждый (около 110 000 рублей), а если руководитель несет прямую ответственность, то, помимо штрафа, ему грозит публикация информации о нем на сайте компетентных органов.

В Законе также впервые дано определение понятия «конфликт интересов»: под ним подразумевается ситуация, при которой интересы должностного лица и его родственников оказывают или могут оказать влияние на исполнение им своих должностных обязанностей. В случае если должностному лицу известно или должно быть известно о наличии у него конфликта интересов, оно обязано уведомить об этом компетентного сотрудника. В случае если иному лицу стало известно о наличии конфликта интересов у кого-либо из коллег, оно также обязано уведомить об этом своего непосредственного руководителя или работодателя.

В дополнение к Закону было принято Постановление № 59/2019/ND-CP, которым были установлены правила реализации нового Закона. В правилах, помимо прочего, определено, что в отношении публичных и кредитных организаций периодически могут проводиться проверки со стороны государственных инспекций на предмет соблюдения положений Закона. В случае обнаружения нарушений компания должна будет принять меры по их исправлению, а в случае выявления фактов уголовно наказуемых деяний соответствующие материалы передаются в компетентные органы.

В Правилах также разъясняется применение на практике установленных Законом ограничений для бывших государственных служащих, претендующих на замещение должности в определенных организациях негосударственного сектора. Так, Законом предусмотрен запрет для бывших должностных лиц на осуществление руководящих или исполнительных функций в негосударственных организациях, ведущих свою деятельность в сфере, которая находилась под его управлением в период замещения государственной должности, а Правила определяют конкретные параметры для реализации этого ограничения, в том числе сроки, которые применяются к различным категориям должностных лиц в конкретных областях. Например, бывшему сотруднику Министерства промышленности и торговли будет запрещено занимать руководящую должность в частной торговой компании в течение 12–24 месяцев после выхода на пенсию или ухода с должности. Такие ограничения направлены на предотвращение практики «doanh nghiệp sân sau», что буквально переводится как «бизнес на заднем дворе», то есть использование своих связей в государственном секторе для получения коммерческой организацией преимуществ, например, привилегий при заключении государственных контрактов.

Постановление также вводит обновленные правила дарения и получения подарков государственными служащими. Согласно новым правилам, должностным лицам запрещено получать подарки, прямо или косвенно, от юридических или физических лиц, имеющих отношение к деятельности получателя или вопросам, находящимся в сфере его управления, когда такие подарки преподносятся в связи с исполнением должностных обязанностей или когда цель их получения не ясна. Сведения о подарках, полученных в связи с определенными событиями (например, праздниками, свадьбами и т.п.), должны быть раскрыты должностными лицами вне зависимости от их стоимости (ранее подобные правила действовали только для подарков стоимостью больше 500 000 донгов – около 1 400 рублей).

В ситуациях, когда должностные лица в силу определенных обстоятельств не имеют возможности отказаться от подарка, они обязаны передать его на баланс органа/организации, сообщив о факте дарения непосредственному руководителю в течение пяти рабочих дней с даты его получения, а также раскрыть характер своих отношений с дарителем. Если орган/организация не может по тем или иным причинам вернуть такой подарок дарителю, он передается в соответствующий департамент для его последующей реализации.

Темы
Стандарты поведения
Меры ответственности
Конфликт интересов
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.