Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
Во Франции опубликовано руководство по осуществлению пожертвований
В.И. Ожерельева

Антикоррупционное агентство Франции (Agence Française AnticorruptionAFA) опубликовало Руководство по противодействию коррупции при спонсорской и благотворительной деятельности (Sécuriser Les Opérations De Parrainage Et De Mécénat Des Entreprises).

Как отмечено в документе, при предоставлении спонсорской и/или благотворительной помощи могут иметь место такие коррупционные правонарушения, как:

  • активный и пассивный подкуп уполномоченных лиц организации-спонсора / благотворителя или организации-получателя средств: например, директор строительной компании планирует заключить контракт с поставщиком сырья, который, в свою очередь, предлагает поставлять сырье по сниженной цене в случае, если взамен строительная компания согласится спонсировать деятельность спортивной ассоциации, членом которой является руководитель поставщика;
  • активная и пассивная торговля влиянием: например, некоммерческая организация обеспечивает проведение кинофестиваля, и руководитель этой организации хочет получить спонсорскую поддержку; с этой целью он предлагает руководителю компании-кинопрокатчика оказать влияние на своего двоюродного брата – заместителя мэра, уполномоченного на принятие решений о выделении муниципальным образованием субсидий, – по вопросу предоставления средств из муниципального бюджета;
  • выполнение обязанностей в ситуации конфликта интересов: например, глава промышленного предприятия хочет спонсировать производство экипировки национальной спортивной команды, при этом являясь зятем президента соответствующей спортивной федерации;
  • фаворитизм: например, к директору компании, подавшей заявку на участие в тендере, проводимом местными органами власти, обращается один из членов закупочной комиссии органа, сообщает ему, что в настоящее время требованиям соответствуют две заявки, и предлагает принять решение в пользу его компании и поддержать ее заявку перед другими членами комиссии в обмен на предоставление компанией спонсорской помощи спортивному клубу, совет которого возглавляет член закупочной комиссии;
  • незаконное присвоение государственных средств: например, компания оказывает поддержку общественно значимому фонду, глава фонда обращается к руководителю отдела предоставления спонсорской помощи компании в связи с тем, что фонду срочно требуются средства, и предлагает как можно скорее продлить спонсорскую поддержку в обмен на передачу части финансирования лично руководителю;
  • растрата / хищение: например, директор компании хочет заключить соглашение о предоставлении спонсорской помощи с муниципальным органом, предполагающее переименование одного из зданий в муниципалитете в честь компании в обмен на ежегодные выплаты в течение определенного периода времени; председатель муниципального округа, который также является мэром одного из городов, входящих в него, предлагает компании бесплатно занять муниципальные площади, если она увеличит сумму своей спонсорской помощи;
  • злоупотребление выгодами, получаемыми от организации-получателя средств: например, билеты на известный музыкальный фестиваль, предоставленные компании-спонсору / благотворителю ассоциацией, организующей мероприятие, могут использоваться компанией для убеждения должностного лица, желающего посетить данный фестиваль, ускорить получение административного разрешения на его проведение;
  • нецелевое использование средств, предоставленных организации-получателю средств: например, часть денег организация может направить на подкуп должностного лица, уполномоченного на принятие решения о выборе поставщика по государственному контракту, на который претендует организация.

При этом риски совершения перечисленных нарушений, согласно документу, повышаются при наличии следующих факторов:

  • географическое расположение организации-получателя средств – затруднять предупреждение коррупции в данном случае может разница между нормами, принятыми в регионе, в котором находится организация-получатель средств, и правилами, действующими в регионе компании-спонсора / благотворителя, а также расположение получателя средств в регионах с менее строгим контролем (надзором) за соблюдением мер по противодействию коррупции;
  • участие в спонсорской и благотворительной деятельности государственных органов и организаций;
  • отсутствие в организациях-получателях средств комплаенс-программ;
  • в ряде случаев – желание спонсора / благотворителя получить значительную публичную огласку в качестве рекламы: в этом случае компания-спонсор / благотворитель может пойти на коррупционное правонарушение для того, чтобы именно она заключила сделку о спонсорской / благотворительной поддержке;
  • высокая конкуренция как между организациями-получателями средств, так и между компаниями-спонсорами / благотворителями;
  • сжатые сроки, ограничивающие возможность надлежащей оценки подверженности спонсорской и/или благотворительной деятельности коррупции и обеспечения того, чтобы предоставленные ресурсы были использованы по назначению;
  • отсутствие в организациях структурированного процесса принятия решений о предоставлении спонсорской и/или благотворительной помощи и т.д.

Для предупреждения и противодействия коррупции в рамках спонсорской и благотворительной деятельности авторы Руководства предлагают следующие рекомендации:

  • обеспечивать выделение достаточных ресурсов, в том числе человеческих, технических и финансовых, для сопровождения спонсорской и благотворительной деятельности;
  • по возможности назначать лицо, уполномоченное на рассмотрение заявок на предоставление спонсорской и благотворительной поддержки, но не участвующее в процессе принятия решений;
  • принимать решение о предоставлении спонсорской и/или благотворительной поддержки коллективно, например, в рамках работы специальной комиссии, принимающей окончательное решение, но при этом изначально не рассматривающей заявки; к участию в составе комиссии следует привлекать в том числе руководителей антикоррупционных подразделений, подразделений контроля (надзора) и/или внутреннего аудита, а также любых других специалистов с релевантными квалификацией и обязанностями;
  • обеспечивать предотвращение и урегулирование конфликтов интересов у всех лиц, вовлеченных в процесс предоставления / получения спонсорской и/или благотворительной поддержки, в частности, посредством введения обязанности декларировать интересы, а также процедуры отстранения от принятия решений в случае наличия конфликта интересов;
  • выявить и включить в общий перечень рисков коррупционные риски, возникающие в связи с осуществлением спонсорской и благотворительной деятельности, включая риски создания посреднических структур – корпоративных фондов, эндаумент-фондов, ассоциаций; такие риски могут зависеть от сектора деятельности, организационной структуры, размера компании, географического расположения;
  • принять политику и процедуры, связанные со спонсорской и благотворительной деятельностью, соответствующие кодексам поведения и антикоррупционным нормам организации, с указанием разрешенных операций и пошаговым описанием процессов; при этом рекомендуется учитывать выявленные коррупционные риски, которые на практике могут отличаться от зафиксированных в документах, например, для материнской и дочерней организаций;
  • в случае создания посреднических структур: привлекать к управлению такими структурами квалифицированных лиц, прошедших антикоррупционную проверку; принимать в таких структурах собственные правила и процедуры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; обеспечить коллегиальное принятие решений о выделении средств; обязать такие структуры направлять все административные и бухгалтерские документы компании-учредителю;
  • составлять письменное соглашение с антикоррупционной оговоркой по каждой сделке о предоставлении спонсорской и/или благотворительной поддержки, официально закрепляя соответствующие обязательства сторон и их приверженность борьбе с коррупцией;
  • проводить антикоррупционное обучение всех лиц, вовлеченных в осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;
  • принять внутренние процедуры оценки контрагентов и проектов, в обязательном порядке проводить такую оценку в рамках спонсорской и благотворительной деятельности, запрашивая информацию об организации-получателе средств, существующих коррупционных рисках организации, реализуемых мерах по предотвращению коррупционных правонарушений, а также сведения, позволяющие выявить признаки конфликта интересов;
  • предоставить сотрудникам организаций-получателей средств возможность раскрывать информацию о правонарушениях через внутренние каналы раскрытия информации организации-спонсора / благотворителя;
  • установить специальный контроль за бухгалтерскими операциями, связанными со спонсорской и благотворительной деятельностью, а также за финансовыми и материальными потоками между компанией спонсором / благотворителем и соответствующими организациями-получателями средств;
  • регулярно проверять эффективность мер по противодействию коррупции в рамках осуществления спонсорской и благотворительной деятельности и своевременно приводить их в соответствии с имеющимися нуждами.
Темы
Конфликт интересов
Заявители о коррупции
Обучение и просвещение
Комплаенс
Стандарты поведения

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.