Соответствующие нововведения основаны на ранее опубликованном отчете и рекомендациях Комиссии Зондо.
Согласно принятому Закону от 3 апреля 2024 года №15 «О внесении изменений в некоторые акты, регулирующие судебные разбирательства» (Judicial Matters Amendment Act 15 of 2023), организация может быть признана виновной в случае, если лицо, связанное с ней, предоставляет, соглашается предоставить или предлагает предоставить любую выгоду, совершая тем самым одно из правонарушений, установленных Главой 2 Закона от 28 апреля 2004 г. №12 «О предотвращении и борьбе с коррупционной деятельностью» (Prevention and Combating of Corrupt Activities Act 12 of 2004)*, с целью получения и/или удержания бизнеса и/или преимущества при ведении бизнеса для организации.
Соответствующие положения распространяются на организации частного сектора, а также государственные корпорации.
Связанным с организацией лицом признается лицо, которое выполняет услуги для организации или от имени организации, вне зависимости от статуса такого лица, а также от того, получает ли такое лицо какое-либо вознаграждение за свою работу или нет. Таким образом, связанными лицами будут считаться не только сотрудники и руководство организации, как было раньше, но и различного рода подрядчики и иные контрагенты организации.
Принятый нормативный акт предусматривает возможность освобождения организации от ответственности в случае, если она предоставит доказательства принятия надлежащих мер для предотвращения коррупционных правонарушений. При этом закон не устанавливает никаких конкретных санкций за неспособность организации предотвратить коррупционную деятельность; разъяснения о том, какие меры будут считаться «надлежащими», в законодательстве и иных регулирующих документах также отсутствуют.
Закон не имеет обратной силы: его положения будут распространяться только на текущие, продолжающиеся и будущие преступления, начиная с момента его принятия. Однако привлечение организаций к ответственности за имевшие место в прошлом коррупционные преступления по-прежнему возможно в соответствии с Законом от 1977 года №51 «Об уголовном судопроизводстве» (Criminal Procedure Act 51 of 1977), которым уже была предусмотрена ответственность юридических лиц за правонарушения, совершенные их сотрудниками или руководителями.
*В соответствии с Законом от 28 апреля 2004 г. №12 «О предотвращении и борьбе с коррупционной деятельностью» коррупционным правонарушением признается ситуация, когда любое лицо, прямо или косвенно:
- принимает, соглашается принять или предлагает предоставить вознаграждение от любого лица в свою пользу и/или в пользу третьего лица;
- предоставляет, соглашается предоставить или предлагает предоставить вознаграждение в пользу любого лица и/или в пользу третьего лица в обмен на:
1. незаконное, несправедливое, некомпетентное и/или предвзятое действие (бездействие);
2. злоупотребление и/или продажу информации и/или материалов, полученных в ходе осуществления полномочий, вытекающих из конституционных, законодательных, договорных или любых других юридических обязательств;
3. злоупотребление служебным положением;
4. злоупотребление доверием;
5. нарушение установленных законодательством обязанностей или правил;
6. иные действия (бездействие), направленные на получение неправомерных выгод / преимуществ.
В частности, к коррупционным правонарушениям относятся:
1. активный и пассивный подкуп:
- государственного служащего;
- иностранного должностного лица;
- представителя органа власти;
- члена органа законодательной власти;
- члена органа судебной власти;
- члена органа прокуратуры;
- свидетеля.
2. активный и пассивный подкуп должностных лиц при:
- трудоустройстве;
- заключении контрактов, в том числе в рамках государственных закупок;
- проведении спортивных мероприятий;
- организации азартных игр;
3. правонарушения, связанные с нахождением в ситуации конфликта интересов.