Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В ЮАР установлена ответственность организаций за неспособность предотвратить коррупцию

В ЮАР введен новый состав корпоративного преступления – неспособность организации предотвратить коррупционную деятельность.

Бизнес
Бизнес

Соответствующие нововведения основаны на ранее опубликованном отчете и рекомендациях Комиссии Зондо.

Согласно принятому Закону от 3 апреля 2024 года №15 «О внесении изменений в некоторые акты, регулирующие судебные разбирательства» (Judicial Matters Amendment Act 15 of 2023), организация может быть признана виновной в случае, если лицо, связанное с ней, предоставляет, соглашается предоставить или предлагает предоставить любую выгоду, совершая тем самым одно из правонарушений, установленных Главой 2 Закона от 28 апреля 2004 г. №12 «О предотвращении и борьбе с коррупционной деятельностью» (Prevention and Combating of Corrupt Activities Act 12 of 2004)*, с целью получения и/или удержания бизнеса и/или преимущества при ведении бизнеса для организации.

Соответствующие положения распространяются на организации частного сектора, а также государственные корпорации.

Связанным с организацией лицом признается лицо, которое выполняет услуги для организации или от имени организации, вне зависимости от статуса такого лица, а также от того, получает ли такое лицо какое-либо вознаграждение за свою работу или нет. Таким образом, связанными лицами будут считаться не только сотрудники и руководство организации, как было раньше, но и различного рода подрядчики и иные контрагенты организации.

Принятый нормативный акт предусматривает возможность освобождения организации от ответственности в случае, если она предоставит доказательства принятия надлежащих мер для предотвращения коррупционных правонарушений. При этом закон не устанавливает никаких конкретных санкций за неспособность организации предотвратить коррупционную деятельность; разъяснения о том, какие меры будут считаться «надлежащими», в законодательстве и иных регулирующих документах также отсутствуют.

Закон не имеет обратной силы: его положения будут распространяться только на текущие, продолжающиеся и будущие преступления, начиная с момента его принятия. Однако привлечение организаций к ответственности за имевшие место в прошлом коррупционные преступления по-прежнему возможно в соответствии с Законом от 1977 года №51 «Об уголовном судопроизводстве» (Criminal Procedure Act 51 of 1977), которым уже была предусмотрена ответственность юридических лиц за правонарушения, совершенные их сотрудниками или руководителями.


*В соответствии с Законом от 28 апреля 2004 г. №12 «О предотвращении и борьбе с коррупционной деятельностью» коррупционным правонарушением признается ситуация, когда любое лицо, прямо или косвенно:

  • принимает, соглашается принять или предлагает предоставить вознаграждение от любого лица в свою пользу и/или в пользу третьего лица;
  • предоставляет, соглашается предоставить или предлагает предоставить вознаграждение в пользу любого лица и/или в пользу третьего лица в обмен на:

1. незаконное, несправедливое, некомпетентное и/или предвзятое действие (бездействие);

2. злоупотребление и/или продажу информации и/или материалов, полученных в ходе осуществления полномочий, вытекающих из конституционных, законодательных, договорных или любых других юридических обязательств;

3. злоупотребление служебным положением;

4. злоупотребление доверием;

5. нарушение установленных законодательством обязанностей или правил;

6. иные действия (бездействие), направленные на получение неправомерных выгод / преимуществ.

В частности, к коррупционным правонарушениям относятся:

1. активный и пассивный подкуп:

  • государственного служащего;
  • иностранного должностного лица;
  • представителя органа власти;
  • члена органа законодательной власти;
  • члена органа судебной власти;
  • члена органа прокуратуры;
  • свидетеля.

2. активный и пассивный подкуп должностных лиц при:

  • трудоустройстве;
  • заключении контрактов, в том числе в рамках государственных закупок;
  • проведении спортивных мероприятий;
  • организации азартных игр;

3. правонарушения, связанные с нахождением в ситуации конфликта интересов.

Темы
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.