В соответствующем документе, представленном президенту, особое внимание уделяется теме противодействия коррупции при проведении государственных закупок.
Как отмечено в докладе, данная сфера характеризуется целым рядом проблем, в том числе:
- высокой степенью зависимости закупок от лиц, обладающих политической и административной властью, а также слабой вовлеченностью частного сектора в разработку законодательства, регулирующего соответствующую сферу;
- чрезмерной децентрализацией системы государственных закупок, ведущей к тому, что функции по осуществлению закупок нередко возлагаются на лиц, не имеющих достаточных квалификации, уровня подготовки и опыта;
- отсутствием надлежащей системы отчетности при осуществлении закупок, а также надлежащего мониторинга и контроля за проведением закупок.
В целях повышения эффективности функционирования системы государственных закупок Комиссия полагает необходимым обеспечить более тесную кооперацию между государством и частным сектором, а также предлагает реализовать следующие меры:
1) Утверждение Национальной хартии против коррупции в государственных закупках (National Charter against Corruption in Public Procurement), предусматривающей разработку единого кодекса поведения, устанавливающего этические стандарты осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и его принятие в качестве обладающего обязательной юридической силой документа;
2) Повышение прозрачности закупок посредством разработки и внедрения стандартов, соответствующих Принципам ОЭСР по обеспечению неподкупности в сфере государственных закупок (OECD Principles for Integrity in Public Procurement);
3) Создание нового узкоспециализированного антикоррупционного ведомства – Агентства по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок (Public Procurement Anti-Corruption Agency – PPACA), обеспечение его автономности и предоставление необходимых финансовых и человеческих ресурсов.
По мнению авторов отчета, PPACA может быть сформировано по аналогии с Комиссией по конкуренции (Competition Commission), в структуре которой выделены специальные отделы с конкретными полномочиями. В частности, в PPACA могут быть предусмотрены такие подразделения, как Совет, Контрольный отдел, Отдел судебных расследований, Трибунал и Суд, которые будут, соответственно, отвечать за издание руководящих принципов для повышения эффективности системы государственных закупок, осуществлять контроль и надзор в сфере государственных закупок, проводить расследования нарушений, заключать досудебные соглашения и т.д.
При этом набор сотрудников в новое ведомство предлагается осуществлять не посредством прямого назначения по решению правительства, а с использованием прозрачных процедур в рамках публичного конкурса, что позволит снизить риски формирования штата PPACA только из «лояльных» правительству лиц. Одновременно для уменьшения политического влияния на ведомство предлагается предусмотреть иные, помимо финансирования из государственного бюджета, источники дохода, например, получение средств за счет введения обязательного сбора, выплачиваемого PPACA всеми участниками государственных закупок;
4) Создание профессионального объединения специалистов по закупкам (Procurement Officer’s Profession) с закреплением его статуса на уровне законодательства. Соответствующее объединение будет устанавливать минимально обязательные требования к квалификации, подготовке и опыту лиц, ответственных за проведение государственных закупок. В случае, если должностное лицо не отвечает таким требованиям, оно может быть исключено из членов профессионального объединения или понести иное дисциплинарное наказание;
5) Стимулирование раскрытия информации о нарушениях в сфере государственных закупок и обеспечение защиты заявителей. С этой целью Комиссия рекомендует создать специальный канал раскрытия информации в PPACA, а также принимать меры по защите любого лица, раскрывающего информацию о фактах коррупции, мошенничества или иных правонарушениях в государственных закупках, выплачивать вознаграждение в размере определенного процента от суммы, взысканной в результате привлечения к ответственности виновных лиц, предоставлять иммунитет от уголовного или гражданского преследования за добровольное раскрытие информации о правонарушении, которое в ином случае могло повлечь за собой судебное преследование заявителя;
6) Обеспечение возможности заключения досудебных соглашений в случае, если организация:
- добровольно сообщила о нарушении;
- сотрудничала со следствием;
- приняла меры для предотвращения аналогичных нарушений в будущем;
- выплатила штраф или выполнила иные действия по исправлению последствий нарушения;
7) Освобождение лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета в организации, от уголовной и гражданской ответственности за выявленные коррупционные и мошеннические нарушения компании в случае, если такой сотрудник добросовестно выполнял свои обязанности;
8) Внесение изменений в Закон от 2018 года № 6 «О финансировании политических партий» (Political Party Funding Act 6 of 2018), предусматривающих криминализацию предоставления пожертвований политическим партиям с целью обеспечения участия в тендере или заключения государственного контракта;
9) Проведение обучения лиц, ответственных за осуществление государственных закупок, и повышение качества их профессиональной подготовки;
10) Внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие заключение государственных контрактов с единственным поставщиков;
11) Общая гармонизация законодательства, регулирующего осуществление государственных закупок.
Дополнительно Комиссия предлагает принять меры по повышению ответственности организаций за коррупцию, в том числе в сфере закупок, посредством введения нового состава преступления – неспособность предотвратить взяточничество. Организация частного или государственного сектора будет считаться виновной в совершении соответствующего преступления в случае, если связанное с ней лицо передает, соглашается или обещает передать любое незаконное вознаграждение с намерением получить или сохранить бизнес или преимущества при ведении бизнеса для такой организации. Связанным лицом будет считаться лицо, которое оказывает услуги для данной организации или от ее имени; официальная должность такого лица при этом не имеет значения. В случае, если в организации были приняты надлежащие меры по предотвращению взяточничества со стороны связанных с ней лиц, предлагается освобождать ее от ответственности.
Одновременно в отчете Комиссии представлены результаты нескольких крупных расследований, завершенных в прошлом году:
- в отношении государственной компании South African Airways (SAA), ее дочернего предприятия South African Airways Technical (SAAT) и государственной компании South African Express, а также отдельных должностных лиц соответствующих организаций, в том числе Дуду Мьени (Dudu Myeni) и Яхе Квинана (Yakhe Kwinana) – бывших председателей совета директоров SAA и SAAT соответственно, обвиняемых в передаче значительной части доходов в Фонд Джейкоба Зумы, коррупции и мошенничестве;
- в отношении государственных компаний Eskom, Transnet и SAA, подозреваемых в необоснованном расходовании бюджетных средств на функционирование принадлежащего влиятельной семье Гупта медиапредприятия The New Age Media в период 2011–2017 гг.;
- в отношении Налоговой службы ЮАР (South African Revenue Service), эффективность деятельности которой в период руководства Тома Мойане оказалась под вопросом, так как последний предположительно являлся союзником бывшего президента страны Джейкоба Зумы, был назначен им на соответствующую должность задолго до официального решения и мог действовать в интересах своего покровителя.
*Помимо уже опубликованного документа, Комиссия представит еще две части доклада в конце января и конце февраля 2022 года соответственно.