Органический закон от 28 апреля 2023 г. № 6.745 «О прекращении прав собственности» (Ley Orgánica de Extinción de Dominio) содержит положения об изъятии в доход государства имущества, приобретенного в том числе в результате совершения коррупционных и иных смежных преступлений.
1. Имущество, подлежащее изъятию
Согласно Закону, под «имуществом», которое может стать предметом конфискации, понимается все то, чем можно владеть и что поддается экономической оценке, будь то движимое или недвижимое, осязаемое или неосязаемое, материальное или нематериальное имущество, включая акции, ценные бумаги и цифровые активы, а также прибыль, плоды, продукты, возвраты или размены, полученные от такого имущества.
При этом имущество может быть конфисковано в случае, если оно:
- получено или приобретено прямо или косвенно в результате незаконной деятельности, как это предусмотрено принятым Законом (незаконной деятельностью, согласно указанному нормативному акту, является любая деятельность, предусмотренная законодательством о борьбе с коррупцией, организованной преступностью, финансированием терроризма, отмыванием денег и незаконным оборотом психотропных веществ и наркотиков, даже если по соответствующему уголовному делу не было вынесено приговора);
- полностью или частично используется или предназначается тем или иным образом для использования в незаконной деятельности;
- являлось материальным объектом незаконной деятельности;
- получено в результате частичного или полного физического или юридического преобразования или конвертации имущества, перечисленного в предыдущих пунктах;
- имеет законное происхождение, но использовалось для сокрытия имущества незаконного происхождения;
- имеет законное происхождение, но было объединено с имуществом незаконного происхождения;
- представляет собой неоправданное увеличение активов в случае, если есть разумные основания полагать, что такое увеличение имело место в результате незаконной деятельности;
- представляет собой увеличение активов физического или юридического лица, прямо или косвенно связанного с лицом, в отношении которого ведется расследование или возбуждено дело о конфискации, в случае если есть разумные основания полагать, что такое увеличение имело место в результате незаконной деятельности;
- представляет собой увеличение активов физического или юридического лица, которое извлекло выгоду или прибыль из товаров, плодов, продуктов, доходов, прибыли или процентов, полученных в результате незаконной деятельности в случае, если отсутствуют достоверные доказательства законности происхождения такого увеличения активов;
- представляет собой поступления, ренту, плоды, продукты или прибыль, полученные от имущества, прямо или косвенно связанного с незаконной деятельностью;
- имеет законное происхождение, а стоимость эквивалентна какому-либо из вышеуказанного имущества при условии, что такое имущество невозможно обнаружить, идентифицировать, арестовать, заморозить, изъять или конфисковать;
- имеет законное происхождение, а стоимость эквивалентна какому-либо из вышеуказанного имущества, если доказано право третьей стороны на такое имущество.
При этом Закон имеет обратную силу: имущество, соответствующее одному из перечисленных условий, может быть изъято, даже если предпосылки для его приобретения имели место еще до принятия нормативного акта.
2. Институциональная среда
В целях реализации положений закона в стране создаются:
- Верховным судом (Tribunal Supremo de Justicia) – специализированные суды первой и апелляционной инстанций, на которые возлагаются функции по рассмотрению дел, связанных с конфискацией активов; на формирование таких судов Закон отводит 60 дней, до этого момента соответствующие функции будут выполнять гражданские суды первой инстанции и высшие гражданские суды;
- Генеральной прокуратурой (Ministerio Público) – специальные подразделения по вопросам прекращения прав собственности (Fiscalías Especializadas en materia de Extinción de Dominio). Сотрудники таких подразделений наделяются полномочиями по выявлению, отслеживанию, аресту, изъятию и возврату активов, полученных незаконно, на национальном и международном уровнях, а также по обеспечению сотрудничества с зарубежными органами, ответственными за возврат активов. До момента их учреждения соответствующие функции будут выполнять прокуроры, компетентные в вопросах коррупции, организованной преступности, финансирования терроризма, отмывания денег и незаконного оборота психотропных веществ и наркотиков;
- Служба по управлению конфискованными активами (Servicio de Bienes Recuperados – SBR), которая отвечает за управление изъятыми активами, в частности, за их продажу.
3. Порядок конфискации
В соответствии с Законом, полномочиями начинать расследования в отношении активов, которые могут быть связаны с незаконной деятельностью, наделяются органы прокуратуры. Такое расследование может быть инициировано органами прокуратуры по собственной инициативе или в случае поступления информации о нарушении.
По итогам расследования органы прокуратуры обращаются в специализированные суды, которые:
- в течение 3 дней принимают заявление от органов прокуратуры;
- уведомляют обвиняемое лицо и иных заинтересованных лиц о судебном разбирательстве;
- назначают подготовительное слушание в срок от 10 до 15 дней с момента поступления заявления органов прокуратуры;
- назначают слушание по существу в течение 15 дней после подготовительного слушания, в ходе которого принимается окончательное решение о конфискации.
При этом до завершения разбирательства на имущество обвиняемого может быть наложен запрет на отчуждение или обременение, арест, заморозка, осуществлено предварительное изъятие или конфискация или предприняты иные разумные меры. Такие действия призваны обеспечить реальную возможность изъятия имущества по решению суда.
4. Гражданская конфискация
Важной новеллой Закона стало введение возможности изъятия имущества без вынесения обвинительного приговора: решение о прекращении прав собственности теперь принимается в рамках гражданского производства независимого от уголовного разбирательства.
5. Служебные разоблачения
Закон также вводит для государственных должностных лиц, которым стало известно о подлежащем конфискации имуществе, обязанность уведомлять об этом органы прокуратуры.
Иные лица, сообщившие о таком имуществе, могут претендовать на вознаграждение в размере, устанавливаемом Службой по управлению конфискованными активами, а также получают право на защиту согласно действующему законодательству, касающемуся совершения разоблачений.
Принятый закон был подвергнут критике со стороны экспертов, которые полагают, что его эффективное правоприменение будет затруднено в связи с существующими в стране неблагоприятными условия, в частности:
- политизированностью и коррумпированностью институтов власти, что может приводить к использованию закона как инструмента преследования оппозиции и конкурентов;
- возможностью нецелевого использования изъятого имущества в связи с отсутствием в Законе механизмов, позволяющих контролировать последующее распоряжение активами после их конфискации. При этом экспертами отмечается, что ранее уже имели место случаи, когда имущество, изъятое у наркоторговцев, оказывалось в собственности высокопоставленных должностных лиц, а конфискованные дома использовались Главным управлением военной контрразведки (Dirección General de Contrainteligencia Militar) в качестве пыточных центров;
- отсутствием возможностей для возврата значительных объемов выведенных из страны активов;
- низкой эффективностью деятельности структур, на которые возложены полномочия по конфискации активов.