Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Узбекистане принят закон о конфликте интересов
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Узбекистане принят нормативный правовой акт, устанавливающий ограничения, запреты и обязанности в сфере регулирования конфликта интересов.

Сфера применения

Соответствующий Закон от 5 июня 2024 года № ЗРУ-931 «О конфликте интересов» (Ўзбекистон Республикасининг қонуни манфаатлар тўқнашуви тўғрисида) распространяется на работников административно-управленческого персонала, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность на основании трудового договора (контракта) либо на избираемых или назначаемых должностях (далее – ДЛ) в:

  • государственных органах и органах местного самоуправления;
  • государственных учреждениях;
  • государственных унитарных предприятиях;
  • государственных целевых фондах;
  • акционерных обществах с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более.

Одновременно – но только применительно к деятельности в сфере государственных закупок – положения Закона также касаются ДЛ:

  1. юридических лиц с совокупной долей вышеперечисленных государственных органов (организаций) в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более;
  2. юридических лиц с совокупной долей организаций, указанных в пункте 1, в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более.

Определение конфликта интересов

Конфликтом интересов, в соответствии с Законом, признается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) ДЛ влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

При этом личной заинтересованностью признается любая выгода (преимущество), которую может получить ДЛ или связанные с ним лица в результате непосредственного либо косвенного принятия им решений или иного участия в этом процессе.

Связанными с ДЛ лицами являются:

  • близкие родственники – родители, братья, сестры, дети, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов;
  • юридическое лицо, акциями или долями уставного фонда (уставного капитала) которого владеют ДЛ и/или его близкие родственники;
  • юридическое лицо, в котором ДЛ и/или его близкие родственники являются руководителями или членами органа управления.

Обязанности ДЛ

В соответствии с Законом, ДЛ обязано:

  1. не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при выполнении должностных (служебных) обязанностей;
  2. не принуждать находящихся в его непосредственном подчинении сотрудников или иных сотрудников к действиям (бездействию), прямо или косвенно преследующим его личные интересы.
  3. уведомлять о реальном конфликте интересов своего непосредственного руководителя или подразделение внутреннего антикоррупционного контроля и/или кадровое подразделение (далее – специальное подразделение) в следующих случаях:
  • на работу с непосредственной подчиненностью ДЛ приняты его близкие родственники или к работе ДЛ на основании гражданско-правового договора привлечены связанные с ним лица;
  • ДЛ участвует в принятии решений по вопросам, касающимся связанных с ним лиц;
  • близкий родственник ДЛ работает в качестве ответственного должностного лица по направлению проверки в проверяемом ДЛ юридическом лице или данное юридическое лицо является связанным с ДЛ лицом;
  • ДЛ стало известно о любых иных реальных конфликтах интересов.

Такое уведомление должно содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество, информацию о должности и персональный идентификационный номер физического лица-ДЛ;
  • фамилию, имя, отчество, персональный идентификационный номер физического лица-близкого родственника ДЛ (при наличии) или наименование и ИНН лица, связанного с ДЛ, с которым возникает конфликт интересов;
  • информацию о реальном конфликте интересов;
  • указание на принятые меры по урегулированию конфликта интересов.

При поступлении уведомления руководителю он обязан в течение одного рабочего дня предоставить информацию о принятых в рамках его полномочий мерах по урегулированию конфликта интересов специальному подразделению; при поступлении уведомления в специальное подразделение оно в течение трех дней представляет информацию в комиссию по этике для рассмотрения вопроса о достаточности (правильности) принятых мер;

4. подавать декларацию о потенциальном конфликте интересов при принятии на работу, переводе на другую работу, а также при изменении персональных данных, которая должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество ДЛ, его персональный идентификационный номер физического лица, данные о замещаемой им должности;
  • фамилию, имя и отчество близких родственников ДЛ, их персональный идентификационный номер физического лица (при его наличии), а также сведения об их местах работы и замещаемых ими должностях;
  • наименование акционерного общества, акционером которого являются ДЛ и/или его близкие родственники и его ИНН;
  • наименование юридического лица, учредителем (участником), членом органа управления которого являются близкие родственники ДЛ, а также его ИНН.

Одновременно на ДЛ возлагается обязанность по сообщению:

  • о случаях поступления предложений о трудоустройстве от организации (ее структурного подразделения), находящейся в сфере контроля органа (организации), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность;
  • об известных ему случаях конфликта интересов у других ДЛ.

Обязанности связанных лиц

Согласно Закону, связанные с ДЛ лица обязаны:

  1. не допускать конфликт интересов;
  2. подавать декларацию о потенциальном конфликте интересов, которая должна содержать:
  • фамилию, имя, отчество, персональный идентификационный номер физического лица или наименование и ИНН юридического лица, которые являются связанными с ДЛ лицами;
  • фамилию, имя и отчество, должность ДЛ;
  • сведения о родстве с ДЛ или о связанности юридического лица с ДЛ.

Иные ограничения и запреты

Закон также устанавливает для ДЛ и связанных лиц ряд иных ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов.

В частности, ДЛ запрещается:

  • получать личную выгоду вследствие злоупотребления служебным положением;
  • скрывать сведения либо представлять заведомо ложные или недостоверные сведения в уведомлении о конфликте интересов;
  • работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой;
  • быть учредителем (акционером, участником) коммерческих организаций, за исключением случаев владения до 10% свободно обращающихся акций акционерных обществ;
  • владеть акциями или долями в уставном фонде (уставном капитале) субъекта предпринимательской деятельности, находящегося под контролем органа (организации), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность, а также быть членом органа управления такого субъекта;
  • участвовать в качестве представителя в рассмотрении органом (организацией), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность, дел, касающихся ДЛ или связанных с ним лиц;
  • участвовать в покупке или аренде имущества организации, в которой ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность; данное ограничение распространяется также на лиц, связанных с ДЛ.

После увольнения бывшее ДЛ в течение 2 лет может быть принято на работу в организации (их структурные подразделения), в отношении которых ДЛ прямо или косвенно осуществляло контроль в период замещения должности, только с согласия специального подразделения.

Выявление конфликта интересов

Выявление конфликта интересов, согласно Закону, может осуществляться посредством анализа сведений, полученных из следующих источников:

  • деклараций о потенциальном конфликте интересов;
  • данных конкурсной документации участников государственных закупок, протоколов заседаний закупочной комиссии, заключенных договоров;
  • обращений физических и юридических лиц о реальном и/или потенциальном конфликте интересов в деятельности ДЛ;
  • списков аффилированных лиц и конечных выгодоприобретателей (бенефициаров) коммерческих организаций;
  • модуля регистрации субъектов предпринимательства Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;
  • информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС»;
  • межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда»;
  • Центрального депозитария ценных бумаг;
  • представлений, внесенных по результатам изучения, проведенного специально уполномоченным государственным органом;
  • публикаций в СМИ.

Урегулирование конфликта интересов

В соответствии с Законом, для урегулирования конфликта интересов могут быть приняты следующие меры:

  • перевод ДЛ, непосредственно подчиненного руководителю, по отношению к которому возник конфликт интересов, к другому руководителю;
  • добровольный самоотвод или принудительное отстранение ДЛ от участия в работе коллегиального органа, в рамках которой может возникнуть конфликт интересов;
  • пересмотр круга должностных (служебных) обязанностей ДЛ;
  • установление ограничения на использование ДЛ информации и документов государственного органа (организации), которые могут привести к конфликту интересов;
  • обеспечение коллегиального контроля за осуществлением ДЛ полномочий по принятию решений в индивидуальном порядке;
  • представление предложений ДЛ об устранении у него личной заинтересованности;
  • отказ ДЛ от личной выгоды, противоречащей интересам государственного органа (организации), в котором он осуществляет трудовую (служебную) деятельность;
  • в случае невозможности принятия мер по устранению личной заинтересованности ДЛ – его перевод на другую должность, равнозначную предыдущей, или расторжение трудового договора (контракта) на общих основаниях с согласия ДЛ.

Меры ответственности

Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности:

  • за несообщение о наличии конфликта интересов – штраф в размере от трех до пяти базовых расчетных величин (от 1,02 млн до 1,7 млн сумов, от около 7 тыс. до 12 тыс. рублей);
  • за повторное несообщение о наличии конфликта интересов в течение года после применения административного взыскания, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, о котором стало известно ДЛ, – штраф в размере от пяти до десяти базовых расчетных величин (от 1,7 млн сумов до 3,4 млн сумов, от около 12 тыс. до 24 тыс. рублей);
  • за повторное непринятие мер по урегулированию конфликта интересов в течение года после применения административного взыскания – штраф в размере от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин (от 3,4 млн до 5,1 млн сумов, от около 24 тыс. до 36 тыс. рублей);
  • за несообщение о наличии конфликта интересов и непринятие мер по его урегулированию в сфере государственных закупок – штраф в размере от двадцати до тридцати базовых расчетных величин (от 6,8 млн до 10,2 млн сумов, от около 48 тыс. до 71,5 тыс. рублей).

Полномочия в сфере регулирования конфликта интересов

Антикоррупционное агентство (Коррупцияга қарши курашиш агентлиги) в целях реализации положений Закона наделяется следующими полномочиями:

  • координировать и анализировать деятельность государственных органов (организаций) в сфере регулирования конфликтов интересов;
  • при выявлении обстоятельств, указывающих на наличие конфликтов интересов, вносить в государственные органы (организации) представления о прекращении сделки, изменении или отмене решения и/или иного документа либо вносить в суд иски о признании их недействительными;
  • утверждать типовые формы Реестра учета конфликта интересов, уведомления о реальном конфликте интересов и декларации о потенциальном конфликте интересов;
  • подготавливать и публиковать методические рекомендации по регулированию конфликта интересов для государственных органов (организаций);
  • контролировать процесс возмещения ущерба интересам граждан, организаций, общества или государства, причиненного в результате конфликта интересов;
  • проводить мероприятия, направленные на систематическое повышение квалификации сотрудников специальных подразделений;
  • готовить протоколы об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства о конфликте интересов, для направления в суд;
  • анализировать информацию и материалы, связанные с конфликтом интересов, предоставленные государственными органами (организациями).

Органы (организации), на которых распространяется действие Закона, должны:

  • внедрить системы информирования ДЛ о реальных конфликтах интересов и определить внутренний порядок по предупреждению конфликта интересов;
  • сформировать Реестр учета конфликтов интересов;
  • вести деятельность по урегулированию конфликтов интересов, а также обеспечить работу комиссий по этике и специальных подразделений;
  • контролировать объективность служебных проверок по фактам выявленных конфликтов интересов и обеспечить рассмотрение их результатов комиссиями по этике;
  • обеспечивать пересмотр/отмену решений и сделок, принятых (совершенных) в условиях конфликта интересов, либо обращаться в установленном порядке в суд с исками о признании таких решений и сделок недействительными;
  • принимать меры по поощрению сотрудников, показывающих пример в предупреждении конфликта интересов;
  • принимать меры по обеспечению возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям, обществу или государству в результате конфликта интересов, а также по восстановлению доверия населения к соответствующему органу (организации).

Специализированные подразделения, согласно Закону:

  • рассматривают декларации о потенциальном конфликте интересов и уведомления о реальном конфликте интересов, дают заключения о наличии (отсутствии) конфликта интересов, а затем вносят предложения в комиссию по этике;
  • принимают и рассматривают обращения физических и юридических лиц о реальных и/или потенциальных конфликтах интересов у ДЛ;
  • проводят служебные проверки в отношении ДЛ, нарушивших требования Закона;
  • осуществляют разъяснительную работу по предупреждению конфликта интересов среди ДЛ;
  • анализируют случаи конфликта интересов, выявленные в государственных органах (организациях), обобщают информацию о них и разрабатывают предложения по совершенствованию мер регулирования;
  • публикуют ежегодные отчеты о состоянии соблюдения требований Закона в государственных органах (организациях) на их официальных веб-сайтах.

На комиссии по этики возлагаются следующие полномочия:

  • принимать меры по обеспечению соблюдения ДЛ требований, установленных Законом;
  • рассматривать вопросы о достаточности (правильности) мер, принимаемых для урегулирования конфликта интересов;
  • осуществлять коллегиальный контроль за случаями, связанными с реальным конфликтом интересов;
  • по результатам служебной проверки выносить заключения о наличии (отсутствии) нарушений требований, установленных Законом;
  • вносить руководителю государственного органа (организации) предложения о привлечении к ответственности ДЛ, не сообщившего о конфликте интересов, предоставившего заведомо ложную или недостоверную информацию либо скрывшего такую информацию.

Закон вступит в силу 6 декабря 2024 года.

Темы
Конфликт интересов
Декларирование
Меры ответственности

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.