Сфера применения
Соответствующий Закон от 5 июня 2024 года № ЗРУ-931 «О конфликте интересов» (Ўзбекистон Республикасининг қонуни манфаатлар тўқнашуви тўғрисида) распространяется на работников административно-управленческого персонала, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность на основании трудового договора (контракта) либо на избираемых или назначаемых должностях (далее – ДЛ) в:
- государственных органах и органах местного самоуправления;
- государственных учреждениях;
- государственных унитарных предприятиях;
- государственных целевых фондах;
- акционерных обществах с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более.
Одновременно – но только применительно к деятельности в сфере государственных закупок – положения Закона также касаются ДЛ:
- юридических лиц с совокупной долей вышеперечисленных государственных органов (организаций) в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более;
- юридических лиц с совокупной долей организаций, указанных в пункте 1, в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более.
Определение конфликта интересов
Конфликтом интересов, в соответствии с Законом, признается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) ДЛ влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
При этом личной заинтересованностью признается любая выгода (преимущество), которую может получить ДЛ или связанные с ним лица в результате непосредственного либо косвенного принятия им решений или иного участия в этом процессе.
Связанными с ДЛ лицами являются:
- близкие родственники – родители, братья, сестры, дети, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов;
- юридическое лицо, акциями или долями уставного фонда (уставного капитала) которого владеют ДЛ и/или его близкие родственники;
- юридическое лицо, в котором ДЛ и/или его близкие родственники являются руководителями или членами органа управления.
Обязанности ДЛ
В соответствии с Законом, ДЛ обязано:
- не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при выполнении должностных (служебных) обязанностей;
- не принуждать находящихся в его непосредственном подчинении сотрудников или иных сотрудников к действиям (бездействию), прямо или косвенно преследующим его личные интересы.
- уведомлять о реальном конфликте интересов своего непосредственного руководителя или подразделение внутреннего антикоррупционного контроля и/или кадровое подразделение (далее – специальное подразделение) в следующих случаях:
- на работу с непосредственной подчиненностью ДЛ приняты его близкие родственники или к работе ДЛ на основании гражданско-правового договора привлечены связанные с ним лица;
- ДЛ участвует в принятии решений по вопросам, касающимся связанных с ним лиц;
- близкий родственник ДЛ работает в качестве ответственного должностного лица по направлению проверки в проверяемом ДЛ юридическом лице или данное юридическое лицо является связанным с ДЛ лицом;
- ДЛ стало известно о любых иных реальных конфликтах интересов.
Такое уведомление должно содержать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество, информацию о должности и персональный идентификационный номер физического лица-ДЛ;
- фамилию, имя, отчество, персональный идентификационный номер физического лица-близкого родственника ДЛ (при наличии) или наименование и ИНН лица, связанного с ДЛ, с которым возникает конфликт интересов;
- информацию о реальном конфликте интересов;
- указание на принятые меры по урегулированию конфликта интересов.
При поступлении уведомления руководителю он обязан в течение одного рабочего дня предоставить информацию о принятых в рамках его полномочий мерах по урегулированию конфликта интересов специальному подразделению; при поступлении уведомления в специальное подразделение оно в течение трех дней представляет информацию в комиссию по этике для рассмотрения вопроса о достаточности (правильности) принятых мер;
4. подавать декларацию о потенциальном конфликте интересов при принятии на работу, переводе на другую работу, а также при изменении персональных данных, которая должна содержать:
- фамилию, имя, отчество ДЛ, его персональный идентификационный номер физического лица, данные о замещаемой им должности;
- фамилию, имя и отчество близких родственников ДЛ, их персональный идентификационный номер физического лица (при его наличии), а также сведения об их местах работы и замещаемых ими должностях;
- наименование акционерного общества, акционером которого являются ДЛ и/или его близкие родственники и его ИНН;
- наименование юридического лица, учредителем (участником), членом органа управления которого являются близкие родственники ДЛ, а также его ИНН.
Одновременно на ДЛ возлагается обязанность по сообщению:
- о случаях поступления предложений о трудоустройстве от организации (ее структурного подразделения), находящейся в сфере контроля органа (организации), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность;
- об известных ему случаях конфликта интересов у других ДЛ.
Обязанности связанных лиц
Согласно Закону, связанные с ДЛ лица обязаны:
- не допускать конфликт интересов;
- подавать декларацию о потенциальном конфликте интересов, которая должна содержать:
- фамилию, имя, отчество, персональный идентификационный номер физического лица или наименование и ИНН юридического лица, которые являются связанными с ДЛ лицами;
- фамилию, имя и отчество, должность ДЛ;
- сведения о родстве с ДЛ или о связанности юридического лица с ДЛ.
Иные ограничения и запреты
Закон также устанавливает для ДЛ и связанных лиц ряд иных ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов.
В частности, ДЛ запрещается:
- получать личную выгоду вследствие злоупотребления служебным положением;
- скрывать сведения либо представлять заведомо ложные или недостоверные сведения в уведомлении о конфликте интересов;
- работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой;
- быть учредителем (акционером, участником) коммерческих организаций, за исключением случаев владения до 10% свободно обращающихся акций акционерных обществ;
- владеть акциями или долями в уставном фонде (уставном капитале) субъекта предпринимательской деятельности, находящегося под контролем органа (организации), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность, а также быть членом органа управления такого субъекта;
- участвовать в качестве представителя в рассмотрении органом (организацией), в котором ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность, дел, касающихся ДЛ или связанных с ним лиц;
- участвовать в покупке или аренде имущества организации, в которой ДЛ осуществляет трудовую (служебную) деятельность; данное ограничение распространяется также на лиц, связанных с ДЛ.
После увольнения бывшее ДЛ в течение 2 лет может быть принято на работу в организации (их структурные подразделения), в отношении которых ДЛ прямо или косвенно осуществляло контроль в период замещения должности, только с согласия специального подразделения.
Выявление конфликта интересов
Выявление конфликта интересов, согласно Закону, может осуществляться посредством анализа сведений, полученных из следующих источников:
- деклараций о потенциальном конфликте интересов;
- данных конкурсной документации участников государственных закупок, протоколов заседаний закупочной комиссии, заключенных договоров;
- обращений физических и юридических лиц о реальном и/или потенциальном конфликте интересов в деятельности ДЛ;
- списков аффилированных лиц и конечных выгодоприобретателей (бенефициаров) коммерческих организаций;
- модуля регистрации субъектов предпринимательства Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;
- информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС»;
- межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда»;
- Центрального депозитария ценных бумаг;
- представлений, внесенных по результатам изучения, проведенного специально уполномоченным государственным органом;
- публикаций в СМИ.
Урегулирование конфликта интересов
В соответствии с Законом, для урегулирования конфликта интересов могут быть приняты следующие меры:
- перевод ДЛ, непосредственно подчиненного руководителю, по отношению к которому возник конфликт интересов, к другому руководителю;
- добровольный самоотвод или принудительное отстранение ДЛ от участия в работе коллегиального органа, в рамках которой может возникнуть конфликт интересов;
- пересмотр круга должностных (служебных) обязанностей ДЛ;
- установление ограничения на использование ДЛ информации и документов государственного органа (организации), которые могут привести к конфликту интересов;
- обеспечение коллегиального контроля за осуществлением ДЛ полномочий по принятию решений в индивидуальном порядке;
- представление предложений ДЛ об устранении у него личной заинтересованности;
- отказ ДЛ от личной выгоды, противоречащей интересам государственного органа (организации), в котором он осуществляет трудовую (служебную) деятельность;
- в случае невозможности принятия мер по устранению личной заинтересованности ДЛ – его перевод на другую должность, равнозначную предыдущей, или расторжение трудового договора (контракта) на общих основаниях с согласия ДЛ.
Меры ответственности
Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности:
- за несообщение о наличии конфликта интересов – штраф в размере от трех до пяти базовых расчетных величин (от 1,02 млн до 1,7 млн сумов, от около 7 тыс. до 12 тыс. рублей);
- за повторное несообщение о наличии конфликта интересов в течение года после применения административного взыскания, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, о котором стало известно ДЛ, – штраф в размере от пяти до десяти базовых расчетных величин (от 1,7 млн сумов до 3,4 млн сумов, от около 12 тыс. до 24 тыс. рублей);
- за повторное непринятие мер по урегулированию конфликта интересов в течение года после применения административного взыскания – штраф в размере от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин (от 3,4 млн до 5,1 млн сумов, от около 24 тыс. до 36 тыс. рублей);
- за несообщение о наличии конфликта интересов и непринятие мер по его урегулированию в сфере государственных закупок – штраф в размере от двадцати до тридцати базовых расчетных величин (от 6,8 млн до 10,2 млн сумов, от около 48 тыс. до 71,5 тыс. рублей).
Полномочия в сфере регулирования конфликта интересов
Антикоррупционное агентство (Коррупцияга қарши курашиш агентлиги) в целях реализации положений Закона наделяется следующими полномочиями:
- координировать и анализировать деятельность государственных органов (организаций) в сфере регулирования конфликтов интересов;
- при выявлении обстоятельств, указывающих на наличие конфликтов интересов, вносить в государственные органы (организации) представления о прекращении сделки, изменении или отмене решения и/или иного документа либо вносить в суд иски о признании их недействительными;
- утверждать типовые формы Реестра учета конфликта интересов, уведомления о реальном конфликте интересов и декларации о потенциальном конфликте интересов;
- подготавливать и публиковать методические рекомендации по регулированию конфликта интересов для государственных органов (организаций);
- контролировать процесс возмещения ущерба интересам граждан, организаций, общества или государства, причиненного в результате конфликта интересов;
- проводить мероприятия, направленные на систематическое повышение квалификации сотрудников специальных подразделений;
- готовить протоколы об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства о конфликте интересов, для направления в суд;
- анализировать информацию и материалы, связанные с конфликтом интересов, предоставленные государственными органами (организациями).
Органы (организации), на которых распространяется действие Закона, должны:
- внедрить системы информирования ДЛ о реальных конфликтах интересов и определить внутренний порядок по предупреждению конфликта интересов;
- сформировать Реестр учета конфликтов интересов;
- вести деятельность по урегулированию конфликтов интересов, а также обеспечить работу комиссий по этике и специальных подразделений;
- контролировать объективность служебных проверок по фактам выявленных конфликтов интересов и обеспечить рассмотрение их результатов комиссиями по этике;
- обеспечивать пересмотр/отмену решений и сделок, принятых (совершенных) в условиях конфликта интересов, либо обращаться в установленном порядке в суд с исками о признании таких решений и сделок недействительными;
- принимать меры по поощрению сотрудников, показывающих пример в предупреждении конфликта интересов;
- принимать меры по обеспечению возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям, обществу или государству в результате конфликта интересов, а также по восстановлению доверия населения к соответствующему органу (организации).
Специализированные подразделения, согласно Закону:
- рассматривают декларации о потенциальном конфликте интересов и уведомления о реальном конфликте интересов, дают заключения о наличии (отсутствии) конфликта интересов, а затем вносят предложения в комиссию по этике;
- принимают и рассматривают обращения физических и юридических лиц о реальных и/или потенциальных конфликтах интересов у ДЛ;
- проводят служебные проверки в отношении ДЛ, нарушивших требования Закона;
- осуществляют разъяснительную работу по предупреждению конфликта интересов среди ДЛ;
- анализируют случаи конфликта интересов, выявленные в государственных органах (организациях), обобщают информацию о них и разрабатывают предложения по совершенствованию мер регулирования;
- публикуют ежегодные отчеты о состоянии соблюдения требований Закона в государственных органах (организациях) на их официальных веб-сайтах.
На комиссии по этики возлагаются следующие полномочия:
- принимать меры по обеспечению соблюдения ДЛ требований, установленных Законом;
- рассматривать вопросы о достаточности (правильности) мер, принимаемых для урегулирования конфликта интересов;
- осуществлять коллегиальный контроль за случаями, связанными с реальным конфликтом интересов;
- по результатам служебной проверки выносить заключения о наличии (отсутствии) нарушений требований, установленных Законом;
- вносить руководителю государственного органа (организации) предложения о привлечении к ответственности ДЛ, не сообщившего о конфликте интересов, предоставившего заведомо ложную или недостоверную информацию либо скрывшего такую информацию.
Закон вступит в силу 6 декабря 2024 года.