Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Шри-Ланке принят антикоррупционный закон
Н.С. Горбачева, В.И. Ожерельева

В Шри-Ланке принят рамочный антикоррупционный закон, который, среди прочего, предусматривает создание антикоррупционного органа, определяет составы коррупционных преступлений, устанавливает порядок декларирования и правила раскрытия информации о нарушениях.

Соответствующий Закон от 9 августа 2023 года №9 «О борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Act. No. 9 of 2023), принятый в рамках выполнения требований Международного валютного фонда для выделения финансовой поддержки стране, предусматривает, в частности, следующее:

1. Антикоррупционный орган

Согласно Закону, в Шри-Ланке создается специальный антикоррупционный орган – Комиссия по расследованию сообщений о взяточничестве и коррупции (Commission to Investigate Allegations of Bribery or Corruption, далее – Комиссия).

Комиссия будет выполнять следующие функции:

  • проведение расследований, в том числе предварительных, по фактам коррупционных правонарушений, возбуждение уголовных дел или дел в мировых судах по результатам таких расследований;
  • как Центральный орган по декларированию активов и обязательств (Central Authority on Declarations of Assets and Liabilities): сбор, хранение и обработка деклараций об активах государственных должностных лиц;
  • сбор, хранение и обработка сообщений, поступающих от разоблачителей;
  • имплементация положений Конвенции ООН против коррупции (The United Nations Convention against Corruption) и контроль выполнения иных международных обязательств, связанных с противодействием коррупции, которые взяла на себя страна;
  • повышение осведомленности населения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, поощрение участия общественности, в том числе организаций гражданского общества и иных неправительственных организаций, в борьбе с коррупцией;
  • мониторинг и координация реализации эффективной государственной антикоррупционной политики, мониторинг деятельности государственных органов с целью выявления коррупционных нарушений и факторов, способствующих их совершению;
  • оказание консультационной и иной помощи государственным органам, организациям государственного и частного секторов по вопросам противодействия коррупции, государственным органам и организациям государственного сектора также по вопросам обеспечения честности и неподкупности государственного управления;
  • предоставление законодательным органам законопроектов, направленных на противодействие коррупции, комментариев к законопроектам, предложенным иными органами власти;
  • взаимодействие с государственными органами для содействия продвижению принципов верховенства права, надлежащего управления, добросовестности, прозрачности и подотчетности;
  • предоставление руководителям государственных органов обязательных к исполнению рекомендаций по принятию мер для снижения коррупционных рисков, а также последующий контроль их исполнения;
  • разработка и внедрение кодексов поведения для служащих (работников) субъектов государственного и частного секторов;
  • принятие мер по предупреждению коррупции при вступлении организаций частного сектора в договорные отношения с государством;
  • подготовка ежеквартальных отчетов о деятельности Комиссии, представляемых Президенту и Парламенту, и т.д.

В ходе расследований сотрудники Комиссии смогут:

  • входить в любые помещения, а также осматривать транспортные средства, в частности, судна, самолеты, и проводить обыски при наличии разумных оснований полагать, что там находятся доказательства совершения преступления, изымать такие доказательства;
  • производить арест подозреваемых без получения соответствующих ордеров в случае, если 1) коррупционное преступление совершается в присутствии сотрудника Комиссии, 2) имеются разумные основания полагать, что подозреваемый причастен к совершению коррупционного правонарушения, в частности, в распоряжении сотрудников Комиссии находятся сведения, раскрытые заявителями, 3) подозреваемое лицо препятствует исполнению служебных обязанностей сотрудника Комиссии, осуществляет или пытается осуществить побег из-под ареста, 4) подозреваемое лицо обнаружено в процессе сокрытия следов преступления;
  • проводить допрос задержанных лиц, снимать отпечатки пальцев, осуществлять фото-фиксацию и иные следственные действия;
  • замораживать активы подозреваемых лиц, в том числе запрещать проводить какие-либо операции с имуществом, находящимся за пределами Шри-Ланки;
  • запрашивать информацию у операторов связи, а также перехватывать и расшифровывать сообщения;
  • взаимодействовать с государственными органами иностранных государств и международными организациями;
  • заключать досудебные соглашения и т.д.

Комиссия будет действовать как автономный орган, не находящийся в функциональной зависимости от Правительства страны.

Возглавит ведомство Генеральный директор (Director-General), назначаемый Президентом на основе рекомендаций Конституционного совета (Constitutional Council) и консультаций с членами Комиссии, на 5 лет без права переизбрания. Члены Комиссии будут назначаться аналогичным образом на 3 года без права переизбрания.

Конфликт интересов

На Генерального директора, а также на всех служащих Комиссии Законом возлагается обязанность по предупреждению и урегулированию конфликта интересов.

Так, Генеральный директор и служащие Комиссии до вступления в должность должны представить в Конституционный Совет декларацию интересов по состоянию на дату назначения, а до начала рассмотрения какого-либо вопроса в случае наличия конфликта интересов обязаны уведомить об этом уполномоченное лицо Комиссии и должны быть отстранены от участия в принятии решения по нему в случае наличия, прямо или косвенно, какого-либо интереса.

Стандарты поведения

В соответствии с Законом, Комиссия должна разработать и утвердить Кодекс поведения, распространяющийся на всех служащих органа.

Одновременно служащие Комиссии должны проходить соответствующее обучение.

Кроме прочего, служащие Комиссии в случае склонения, прямо или косвенно, к незаконным, ненадлежащим или неэтичным действиям, влекущим за собой недобросовестное выполнение обязанностей, или иным образом противоречащим Кодексу поведения, обязаны сообщить об этом в соответствии с процедурой, установленной Комиссией.

2. Составы преступлений и меры ответственности

Закон устанавливает ответственность за:

  • активный и пассивный подкуп судей и иных участников судебной системы, а также членов Парламента, Советов провинций (Provincial Councils) и органов местного самоуправления, сотрудников полиции, служащих правоохранительных органов, иных государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, работников организаций государственного сектора, должностных лиц, уполномоченных на заключение государственных контрактов;
  • вымогательство или получение вознаграждения членами Парламента, Советов провинций и органов местного самоуправления за лоббирование интересов;
  • получение незаконного доступа к системе электронного декларирования активов;
  • предложение или вымогательство/получение вознаграждения за отказ от участия в тендерах на государственные закупки;
  • торговлю влиянием;
  • коммерческий подкуп;
  • активный и пассивный подкуп в ходе проведения спортивных мероприятий;
  • необоснованное обогащение;
  • совершение действий (бездействия), наносящих неправомерный ущерб Правительству или приносящих неправомерную выгоду, пользу или преимущество кому-либо;
  • преступный сговор с целью совершения коррупционного правонарушения и т.д.

При этом пособничество, а также покушение на совершение преступления будет наказываться так же, как и совершение самого преступления – лишением свободы сроком до 7 лет и штрафом в размере до 1 млн шри-ланкийских рупий (около 300 тыс. рублей) (за исключением совершения действий (бездействия), наносящих неправомерный ущерб Правительству или приносящих неправомерную выгоду, пользу или преимущество кому-либо, – в данном случае срок тюремного заключения увеличивается до 10 лет).

Суд также может обязать виновное лицо выплатить компенсацию лицам, признанным жертвами коррупционных правонарушений, и/или перечислить ее в специальный Фонд Комиссии (Fund of the Commission).

Одновременно Закон закрепляет возможность изъятия имущества без вынесения обвинительного приговора: решение о прекращении прав собственности теперь может быть принято Высоким судом по ходатайству Генерального директора или иного уполномоченного лица Комиссии в рамках гражданского производства независимо от уголовного разбирательства в случае, если в отношении имущества, которое суд считает полученным в результате совершения коррупционного преступления или используемым для совершения такого преступления, не было предоставлено опровергающих это доказательств.

3. Декларирование активов

Согласно Закону, все государственные должностные лица обязаны представлять декларации активов в течение 3 месяцев с момента назначения на должность или при выдвижении в качества кандидата на выборах, в период замещения должности – ежегодно и в случае существенного изменения стоимости активов на сумму более 10 млн шри-ланкийских рупий (около 3 млн рублей) за один месяц, в течение 14 дней после увольнения, а также на протяжении 2 лет после увольнения.

Декларации будут подаваться и обрабатываться в электронном виде через систему, администрируемую Комиссией. При этом для проверки деклараций Комиссия будет иметь доступ к записям и базам данных любого государственного органа.

В своей декларации должностные лица обязаны также указывать информацию о супругах, экономически зависимых детях, иных иждивенцах, а также лицах, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство с декларантом в течение не менее 6 месяцев до момента подачи декларации.

Декларации будут публиковаться на сайте Комиссии.

Закон также устанавливает меры ответственности за несоблюдение требований, в частности:

  • в случае несвоевременной подачи декларации – ежедневный штраф в размере 1/30 последней начисленной месячной заработной платы декларанта за период, начиная с даты подачи декларации по 31 июля, и ежедневный штраф в размере 1/30 последней начисленной месячной заработной платы декларанта за предыдущие 6 месяцев за период с 1 по 31 августа;
  • в случае непредставления декларации до 1 сентября – лишение свободы сроком не более 1 года и/или штраф в размере последней начисленной заработной платы декларанта за предыдущие 12 месяцев;
  • в случае непредставления декларации – лишение свободы сроком не более 1 года и/или штраф в размере 100 тыс. шри-ланкийских рупий (около 30 тыс. рублей) или последней начисленной месячной заработной платы;
  • в случае представления заведомо недостоверных сведений, сокрытия имущества – лишение свободы сроком не более 1 года и/или штраф в размере не более 200 тыс. шри-ланкийских рупий (около 60 тыс. рублей);
  • в случае отказа от представления уточняющей декларацию информации – лишение свободы сроком не более 1 года и/или штраф в размере 100 тыс. шри-ланкийских рупий (около 30 тыс. рублей).

4. Защита заявителей

В соответствии с Законом, заявителем является физическое лицо, раскрывающее ставшую ему известной информацию о том, что было совершено, совершается или по разумному предположению может быть совершено коррупционное правонарушение в государственном органе, организации государственного или частного сектора, в деятельности лица, имеющего право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица.

Заявитель имеет право на защиту. Одновременно таким правом обладают:

  • лица, которые оказывали ту или иную помощь заявителю при раскрытии им информации о нарушении;
  • лица, связанные с заявителем, которые также могут подвергнуться репрессивным мерам воздействия, например, члены семьи и лица, находящиеся на иждивении у заявителя.

Защита заявителей и иных лиц предусматривает:

  • освобождение от дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности в случае, если заявитель, раскрывающий информацию в соответствии с установленной процедурой и обоснованно предполагающий, что такая информация является правдивой и требует расследования, идет при раскрытии информации на совершение правонарушения или преступления;
  • освобождение от ответственности за нарушение каких-либо ограничений на раскрытие информации, установленных законом или договором с работодателем, а также признание любых положений договоров в той мере, в которой они направлены на лишение разоблачителя права на защиту, недействительными;
  • ограждение от принятия в отношении заявителя репрессивных ответных мер – ухудшения условий труда, принуждения, запугивания, мести, преследования, нанесения вреда, угроз и т.п.

Меры по защите заявителей принимает Комиссия.


Закон вступит в силу в день опубликования соответствующего постановления Министра (Minister) в Официальном бюллетене (Gazette), но не позднее, чем через 18 месяцев с момента подписания Спикером (Speaker) свидетельства о вступлении в силу Закона в соответствии со статьей 79 Конституции.

Темы
Заявители о коррупции
Декларирование
Комплаенс
Антикоррупционные органы
Стандарты поведения
Меры ответственности
Уголовное преследование

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.