Соответствующий Закон от 20 апреля 2023 года №5 «О борьбе с коррупцией» (Anti-Corruption Act) закрепляет следующие положения:
Состав преступлений коррупционной направленности
Закон предусматривает две категории преступлений коррупционной направленности.
К первой отнесены «особые коррупционные преступления», а именно:
- злоупотребление служебным положением;
- активный подкуп государственных должностных лиц (далее – ДЛ), членов их семей или иных связанных лиц, а также пассивный подкуп со стороны ДЛ;
- активный и пассивный подкуп лиц, ответственных за избрание членов Национального собрания (National Assembly), лиц, ответственных за назначение на государственные должности и/или отставку с них;
- торговля влиянием в сфере назначения на государственные должности.
За совершение указанных преступлений Закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа в размере $100 тыс. (около 10 млн рублей).
Подстрекательство, пособничество, покушение на совершение преступления, а также сговор с целью совершения преступления наказываются так же, как и основное преступление.
Вторая категория – «деяния коррупционного характера» – включает:
1. преступления, рассматриваемые в упрощенном порядке, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года и/или штрафа в размере до $30 тыс. (около 3 млн рублей), а именно:
- совершение ДЛ действий или бездействие, подрывающие общественное доверие и наносящие материальный и/или иной ущерб любому лицу;
- незаконное использование или сокрытие ДЛ государственного имущества;
- допущение ДЛ того, чтобы его/ее личные интересы вступили в противоречие с должностными обязанностями или ненадлежащим образом повлияли на поведение ДЛ при исполнении должностных обязанностей;
- оказание ДЛ необоснованного предпочтения какому-либо лицу или группе лиц при исполнении должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий);
- злоупотребление ДЛ информацией, ставшей известной в ходе выполнения должностных обязанностей, с целью получения выгоды любого характера для себя, членов своей семьи или любых других связанных лиц;
- незаконное принуждение к передаче имущества;
- несоответствие расходов законным доходам ДЛ.
2. преступления, подлежащие рассмотрению в суде по обвинительному акту (triable on indictment), за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и/или штрафа в размере до $100 тыс., а именно:
- подкуп иностранных должностных лиц;
- использование ДЛ государственных ресурсов в личных целях;
- завышение ДЛ стоимости и/или объемов государственных закупок, получение «откатов» при осуществлении закупок;
- присвоение частного имущества, находящегося в распоряжении ДЛ в силу его должностного (служебного) положения, и т.д.
Если деяние коррупционного характера связано с незаконным приобретением имущества, в дополнение к лишению свободы и/или штрафу может быть предусмотрена его конфискация в пользу государства или, в случае нахождения такого имущества за пределами страны – выплата суммы, эквивалентной стоимости такого имущества.
Антикоррупционный орган
Одновременно Законом предусмотрено создание в стране Управления Специального прокурора (далее – Управление).
Управление будет выполнять такие функции, как:
- проведение расследований преступлений коррупционного характера и привлечение к ответственности за их совершение, в том числе во взаимодействии с Королевской полицией (Royal Saint Christopher and Nevis Police Force) и уполномоченными органами других стран;
- сбор, хранение и обработка сообщений, поступающих от разоблачителей, а также их передача Генеральному прокурору (Director of Public Prosecutions);
- ежегодное предоставление Генеральному прокурору отчетов о результатах деятельности Управления и иные.
Возглавит ведомство Специальный прокурор, назначаемый Генерал-губернатором (Governor-General) на основании совместных рекомендаций Комиссии по делам государственной службы (Public Service Commission) и Комиссии по судебным и юридическим услугам (Judicial and Legal Services Commission) сроком на 5 лет с возможностью переизбрания.
На должность Специального прокурора не могут быть назначены:
- ДЛ;
- супруги (партнеры, состоящие в фактически брачных отношениях в соответствии с нормами общего права), в том числе бывшие, ДЛ, в том числе бывших;
- близкие родственники ДЛ, в том числе бывшего, являющиеся таковыми по рождению или в результате усыновления/удочерения – мать, отец, ребенок, сестра, брат, тетя, дядя, племянница, племянник.
Сотрудники Управления будут назначаться Генерал-губернатором (прокуроры) или Комиссией по делам государственной службы (следователи, административный персонал и иные вспомогательные сотрудники, необходимые для эффективного выполнения функций Управления).
На Специального прокурора и всех сотрудников ведомства возлагается обязанность уведомлять Генерал-губернатора о возникновении у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на добросовестное выполнение ими своих обязанностей.
Раскрытие информации о коррупции
Кроме прочего, принятый Закон содержит нормы, касающиеся раскрытия информации о коррупционных нарушениях.
В частности, согласно нормативному акту, ДЛ, которым предлагали незаконное вознаграждение, а также лица, подвергшиеся вымогательству незаконного вознаграждения со стороны ДЛ, должны в течение 28 дней сообщить о факте обращения к ним в целях склонения к коррупции Специальному прокурору. В случае неуведомления указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 1 года и/или штрафа в размере до $30 тыс.
А любое лицо, имеющее разумные основания полагать, что ДЛ совершило коррупционное правонарушение, может сообщить об этом Специальному прокурору в письменной форме, указав сведения о правонарушении, о ДЛ, предположительно совершившем правонарушение, и иные релевантные данные.
*Закон вступит в силу в день опубликования соответствующего постановления Главного министра (Chief Minister) в Официальном бюллетене (Gazette).