Антикоррупционный портал НИУ ВШЭ
В Саудовской Аравии изменится статус антикоррупционного ведомства

В Саудовской Аравии принят нормативный правовой акт, изменяющий порядок функционирования антикоррупционного органа.

Ранее деятельность ведомства регулировалась Законом от 2 мая 2011 года «О функционировании Национального управления по надзору и противодействию коррупции». Закон от 29 июля 2024 года «Об Управлении по надзору и противодействию коррупции», утвержденный Королевским указом № M/25 (نظام هيئة الرقابة ومكافحة الفساد, далее – Закон) и вступающий в силу 7 ноября 2024 года, отменил действие предыдущего нормативного акта.

Согласно Закону, антикоррупционный орган переименован в Управление по надзору и противодействию коррупции (هيئة الرقابة ومكافحة الفساد, далее –Управление).

Как и ранее, Управление является автономным органом, обладающим финансовой и административной независимостью, контроль за которым осуществляет Король.

На Управление возлагаются следующие функции:

  • проведение расследований коррупционных правонарушений административного и уголовного характера, а также финансовых правонарушений и последующее принятие необходимых мер по результатам расследований;
  • сбор, хранение и обработка сообщений, поступающих от разоблачителей, а также принятие мер по защите разоблачителей;
  • контроль за возвратом активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;
  • разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих продвижение принципов добросовестности, повышение уровня прозрачности и борьбу с коррупцией, а также общей антикоррупционной политики;
  • контроль за реализацией Национальной стратегии продвижения добросовестности и борьбы с коррупцией;
  • проведение оценки коррупционных рисков в государственных органах и совместная с оцениваемыми ведомствами разработка мер по их минимизации;
  • поощрение усилий организаций государственного и частного секторов, организаций гражданского общества по принятию программ, направленных на продвижение принципов добросовестности, повышение уровня прозрачности и борьбу с коррупцией;
  • содействие повышению информированности граждан по вопросам борьбы с коррупцией;
  • проведение обучающих мероприятий по вопросам противодействия коррупции;
  • анализ отчетов региональных и международных организаций, организаций гражданского общества по вопросам борьбы с коррупцией и последующая разработка необходимых мер;
  • проведение исследований, связанных с продвижением принципов добросовестности, повышением уровня прозрачности и борьбой с коррупцией, а также содействие соответствующей деятельности иных органов и/или организаций;
  • создание информационных систем, содержащих сведения о коррупционных правонарушениях;
  • контроль за выполнением обязательств по борьбе с коррупцией, возложенных на страну в связи с принятием международных антикоррупционных конвенций;
  • представление страны на международных антикоррупционных мероприятиях;
  • сотрудничество с международными и региональными организациями по борьбе с коррупцией;
  • ежегодное представление Королю отчетов о деятельности Управления;
  • иные функции, возложенные на Управление нормативными правовыми актами.

Руководитель ведомства (Председатель), согласно Закону, функционально приравнивается к Генеральному прокурору, а сотрудники Управления – к сотрудникам органов прокуратуры. В целях предупреждения коррупции на Председателя и сотрудников Управления возлагается обязанность по подаче деклараций об активах.


Кроме общих положений о деятельности Управления, принятый Закон содержит нормы, касающиеся уголовного преследования за совершение коррупционных преступлений:

  • теперь бремя доказывания законности приобретения активов, в том числе супругами, детьми и иными родственниками первой степени родства, в случае наличия признаков незаконного обогащения, связанного с совершением коррупционного преступления, возлагается на государственное должностное лицо (ДЛ); при этом отсутствие соответствующих доказательств повлечет за собой начало уголовного разбирательства;
  • принятый Закон определяет факт вынесения в отношении ДЛ обвинительного приговора за коррупционное преступление как основание для увольнения ДЛ;
  • ДЛ, обвиненное в совершении коррупционного преступления, может воспользоваться правом на урегулирование во внесудебном порядке, предусматривающее возмещение нанесенного правонарушением ущерба.
Темы
Антикоррупционные органы

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.