Согласно Национальному плану, основными направлениями антикоррупционной деятельности государства на ближайшие 3 года станут:
- совершенствование системы ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
- формирование единообразных подходов к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере государственных закупок;
- совершенствование механизмов осуществления контроля за расходами и обращения в доход государства имущество, приобретенного на неподтвержденные доходы;
- проведение просветительской, образовательной и иной деятельности, направленной на профилактику коррупционных нарушений;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в бизнес-секторе;
- устранение существующих пробелов нормативного правового регулирования антикоррупционной деятельности;
- повышение эффективности международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции.
По каждому из указанных направлений Национальным планом предусмотрен ряд мероприятий, проведение которых намечено на 2018-2020 гг.
Так, в рамках первого направления запланировано, в том числе:
- распространение антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов и органами местного самоуправления, и на работников ДЗО государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний (в настоящее время антикоррупционные стандарты уже установлены для работников внебюджетных фондов, организаций, созданных на основании законов Российской Федерации, и организаций, созданных для выполнения задачи, поставленных перед федеральными государственными органами, а также для работников государственных корпораций (компаний), публично правовых компаний);
- разработка критериев применения тех или иных мер ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов (подготовка соответствующих методических рекомендаций была предусмотрена и в предыдущем Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг., однако они так и не были выпущены);
- разработка методики оценки планов противодействия коррупции, принимаемых федеральными государственными органами, и эффективности их реализации.
В контексте регулирования конфликта интересов, среди прочего, запланированы:
- разработка предложений по внесению изменений в анкету, заполняемую при поступлении на государственную службу, предусматривающих необходимость представления сведений о супругах братьев и сестер, а также о братьях и сестрах супругов кандидатов на замещение должности (в настоящее время в анкете указывается информация, включая место работы, только в отношении близких родственников (отец, мать, братья, сестры и дети), а также бывших и нынешних супругов);
- установление ответственности за неприятие мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов и иные нарушения антикоррупционного законодательства для членов Совета Федерации и депутатов федерального уровня;
- подготовку каждый полгода обзора практики применения законодательства о регулировании конфликта интересов.
Мероприятия, направленные на совершенствование противодействия коррупции при осуществлении государственных закупок, также во многом ориентированы на принятие мер по недопущению конфликта интересов. В частности, запланировано:
- установить обязанность участников закупок представлять декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности по статье 19.28 – незаконное вознаграждение от имени юридического лица (напомним, в 2017 году в России был установлен запрет на участие в закупках для организаций, привлеченных к ответственности по указанной статье); полномочиями по ведению Реестра таких юридических лиц планируется наделить Генеральную прокуратуру Российской Федерации (которая уже начинала ведение указанного Реестра в 2018 г. во исполнение своих ведомственных поручений, однако без официального установления подобных функций);
- установить запрет на привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков из числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика, контрактному управляющему, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам;
- подготовить методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников, а также по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок.
В части совершенствования контроля за расходами предусмотрены:
- переход всех лиц, представляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на использование специального программного обеспечения «Справки БК»;
- рассмотрение вопроса о целесообразности расширения перечня представляемых сведений о доходах, расходах;
- подготовка предложений об осуществлении контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении коррупционных преступлений (в настоящее время основанием для инициирования контроля за расходами является несоответствие декларируемых расходов доходам должностного лица), а также возможности последующего обращения их расходов в доход государства.
Предусмотренная Национальным планом просветительская, образовательная и иная деятельность, направленная, в первую очередь, на предупреждение коррупционных нарушений, в том числе включает:
- разработку типовых дополнительных образовательных программ по противодействию коррупции;
- включение в образовательные программы организаций общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования антикоррупционных дисциплин, утверждение и реализацию программы антикоррупционного просвещения обучающихся;
- проведение ряда научных междисциплинарных исследований, например, посвященных теме повышения эффективности противодействия коррупции в бизнесе, а также теме унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах и организациях (напомним, что нашими экспертами недавно был подготовлен доклад, посвященный международному опыту регулирования института служебных разоблачений, в том числе в целях противодействия коррупции);
- повышение эффективности социальной рекламы и иных методов воздействия, способствующих формированию в обществе нетерпимости к коррупции;
- ежегодное повышение квалификации по антикоррупционной тематике государственных служащих, работников Банка России, муниципальных служащих (в рекомендательном порядке).
В рамках совершенствования противодействия коррупции в бизнес-секторе Национальный план предусматривает, в том числе:
- разработку механизмов и условий введения в организациях антикоррупционных стандартов;
- подготовку предложений по стимулированию организаций к участию в противодействии коррупции.
В целях осуществления мониторинга реализации Национального плана Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручено образовать специальный совет.
Национальный план противодействия коррупции является среднесрочным стратегическим документом, принимаемым в России каждые два года, и содержит перечень основных мероприятий, подлежащим реализации в течение указанного периода. Первый Национальный план в нашей стране был принят в 2008 г.