Антикоррупционный портал
В России появились рекомендательные стандарты антикоррупционной политики в организациях

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выпустило рекомендации по внедрению и развитию антикоррупционной политики в организациях. 

Рекомендации содержатся в трех основных документах: 

Новые документы, по сути, являются переизданием методических рекомендаций, выпущенных Минтрудом в 2013 году. Они содержат систематизированный и более подробный набор мер по противодействию коррупции в организациях, прежде всего - частного сектора, и задают единые стандарты построения системы антикоррупционных мер. В них, в частности, заявляется необходимость осуществления организациями комплексной и последовательной деятельности по предупреждению коррупции, для чего дается практическое руководство по разработке и внедрению таких элеменов антикоррупционной политики, как:

1. Определение антикоррупционных подразделений

В рекомендациях раскрываются особенности процесса определения должностных лиц или подразделений, ответственных за предупреждение коррупции в организации, перечисляются возможные подходы к распределению антикоррупционных функций в зависимости от размеров и ресурсов компании, а также указываются условия для эффективного функционирования таких подразделений.

2. Оценка коррупционных рисков

Документ определяет оценку коррупционных рисков организации как особенно важный элемент антикоррупционной политики. Прежде, чем разрабатывать и внедрять меры по предупреждению и противодействию коррупции, организациям рекомендуется провести детальный анализ бизнес-процессов для определения наиболее вероятных коррупционных схем и оценки последствий их использования. В дальнейшем такой анализ следует проводить на постоянной основе.

В рекомендациях предлагается примерный порядок проведения оценки рисков, предусматривающий три ключевых этапа:

  1. Идентификация коррупционных рисков – обнаружение бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов (“критических точек”), в ходе которых возможно совершение неправомерных действий;
  2. Анализ коррупционных рисков – определение способов совершения коррупционного правонарушения (“коррупционных схем”), круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, а также уязвимостей бизнес-процессов;
  3. Ранжирование коррупционных рисков – оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом.

Помимо этого, выделяются принципы, которые рекомендуется соблюдать при проведении оценки коррупционных рисков. Более подробное руководство по организации процесса оценки рисков представлено в отдельном документе.

3. Регулирование конфликта интересов

Особое внимание в рекомендациях уделяется ограничению влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции и принимаемые решения, то есть регулированию конфликта интересов. Проводится операционализация самого конфликта интересов: раскрываются его противоречивые стороны, а также возможные проявления и последствия.

Основное внимание в документе уделено механизму выявления конфликта интересов у сотрудников, а также способам его урегулирования. Для наиболее эффективной работы по устранению случаев возникновения конфликта интересов предлагается закрепить правила его регулирования в локальных нормативных актах.

4. Стандарты и кодексы поведения

Среди рекомендованных мер также выделяется внедрение системы антикоррупционных стандартов, которые призваны предотвратить возникновение коррупциогенных ситуаций среди работников организации. Внедрение антикоррупционных стандартов предполагает введение широкого спектра правил поведения работников и создание системы корпоративной этики, направленной на формирование добросовестного поведения работников и организации в целом. 

Подобный набор правил предлагается разрабатывать индивидуально для каждой организации, отталкиваясь от ее специфики, и также закреплять в локальном нормативном акте - кодексе деловой этики. Он может содержать как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. 

Организациям рекомендуется, в первую очередь, предусмотреть специальные антикоррупционные стандарты в сферах:

  • получения и дарения подарков, незаконного вознаграждения; 
  • иной оплачиваемой деятельности и владения ценными бумагами;
  • спонсорской, благотворительной деятельности, взносов на политические цели и пожертвований политическим партиям;
  • использования информации ограниченного доступа.

5. Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка

Отдельный раздел в документе посвящен созданию системы антикоррупционных мер в процессе взаимодействия с внешними акторами - контрагентами. Для этого организациям предлагается внедрение системы оценки добросовестности контрагентов – процедуры, которая в специальной литературе получила название дью-дилидженс. Такая оценка необходима для того, чтобы определить коррупционные риски, которые могут возникнуть при взаимодействии с проверяемой организацией. 

Базовая процедура дью-дилидженс предусматривает мониторинг и анализ всей доступной информации о контрагенте в бесплатных и платных базах данных. Оценка позволяет установить: 

  • деловую репутацию контрагента;
  • финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого делового партнерства / заключаемого контракта;
  • связи организации с должностными лицами, в том числе иностранными;
  • принятые контрагентом меры по предупреждению нарушений, в том числе коррупционной направленности.

Организациям также рекомендуется включать в договоры и контракты с любыми контрагентами антикоррупционную оговорку.

6. Антикоррупционное обучение работников

Несмотря на то, что основные функции по предупреждению коррупции возлагаются на конкретные подразделения или сотрудников, об антикоррупционных мерах, принятых в организации, должен быть информирован широкий круг работников. Для этого предлагается проводить антикоррупционное обучение сотрудников, и даются практические рекомендации по его организации.

7. Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции

Согласно документу, важнейшим инструментом для внедрения и реализации антикоррупционных мер в организации является проведение регулярного мониторинга их эффективности. Это позволяет оптимизировать существующую систему мер и обеспечить их актуалиацию в условиях изменяющихся стандартов и требований.

Помимо вышеперечисленных мер, в документе уделяется внимание необходимости проведения антикоррупционного аудита отдельных сделок, настраиванию каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях, ведению бухгалтерского учета, а также взаимодействию организаций с правоохранительными и государственными органами в целях противодействия коррупции.

 

*Стоит отметить, что в России существуют иные инструменты, направленные на обеспечение противодействия коррупции в бизнес-секторе, например, общественные инициативы. Так, в 2012 году Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно была разработана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Хартия представляет собой свод правил и принципов, направленных на выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса. 

Выпущенные Минтрудом методические рекомендации призваны помочь организациям в реализации норм, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции", которая обязывает организации принимать меры по предупреждению коррупции. 

Темы
Стандарты поведения
Обучение
Конфликт интересов
Комплаенс

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.