1. Сфера применения
Соответствующий Закон от 26 апреля 2023 года № 7089 «О режиме предупреждения, урегулирования и привлечения к ответственности за конфликт интересов на государственной службе» (Ley Nº 7089 Establece el Régimen de Prevención, Corrección y Sanción de Conflictos de Intereses en la Función Pública) распространяется на должностных лиц, выполняющих государственные функции (далее – ДЛ).
При этом под «государственными функциями» понимается:
- осуществление физическим лицом, временно или постоянно, с оплатой по договору или по гонорару, деятельности по выполнению законодательных, судебных, исполнительных или административных функций;
- осуществление деятельности в качестве служащего или от имени любого государственного органа или учреждения, органа власти департамента (административно-территориальная единица в Парагвае – прим.авт.) или муниципалитета, на любом иерархическом уровне и независимо от характера такой деятельности или наличия вознаграждения в связи с ее выполнением, а также того, осуществляется ли она на выборной основе или в результате назначения;
- деятельность руководителей и сотрудников, выполняющих функции на службе Парагвая в двунациональных образованиях, в многосторонних или международных государственных органах, включая органы МЕРКОСУР и другие органы региональной интеграции, участником которых является Парагвай.
2. Определение конфликта интересов
Конфликтом интересов, согласно Закону, является ситуация, при которой личные, трудовые, экономические, финансовые, профессиональные или иные интересы ДЛ или его близких родственников влияют или могут повлиять на исполнение им своих должностных обязанностей.
При этом близкими родственниками признаются супруги, партнеры, сожители, совершеннолетние дети, родственники по крови и по браку до второй степени родства, включая лиц, находящихся под опекой и/или попечительством.
3. Уведомление о конфликте интересов
Согласно Закону, ДЛ, не сообщившие о конфликте интересов, будут подвергнуты дисциплинарным взысканиям, предусмотренным за серьезные правонарушения в соответствии с применимым дисциплинарным режимом (например, Законом от 27 декабря 2000 года №1626 «О государственной службе» за совершение серьезных правонарушений предусмотрены такие санкции, как приостановление права продвижения по службе сроком на 1 год, отстранение от должности без сохранения содержания на срок до 30 дней, отстранение или увольнение с лишением права занимать государственные должности на срок от 2 до 5 лет).
Одновременно Законом закреплено право любого лица, обладающего достаточными доказательствами для подтверждения наличия у ДЛ конфликта интересов, в том числе потенциального, сообщить об этом в правоохранительные органы.
4. Декларирование интересов
Принятый нормативный акт устанавливает для ДЛ обязанность по раскрытию интересов как части единой декларации активов и интересов, которая представляется ими в течение 15 дней после вступления в должность, в течение 15 дней после увольнения с должности и в случае значимых изменений активов и интересов.
При этом декларация интересов должна включать сведения о:
- членстве ДЛ в советах директоров, административных, управляющих, надзорных или контрольных органах компаний, иных коллегиальных органах;
- замещении ДЛ государственных должностей, должностей государственной службы (в случае представления первичной декларации указываются сведения за 2 предшествующих года);
- выполнении ДЛ функций директора, консультанта, представителя или сотрудника коммерческих и/или некоммерческих организаций (в случае представления первичной декларации указываются сведения за 2 предшествующих года);
- лицах, которым ДЛ оказывало услуги в случае, если оно занималось независимой профессиональной деятельностью;
- трудовой деятельности близких родственников ДЛ, их семейном положении.
Декларации публикуются в открытом доступе на сайте Управления Генерального контролера Республики (Contraloría General de la República, далее – Генеральный контролер), а также на сайте государственного органа (организации), в котором ДЛ проходит службу (работу). Одновременно Генеральный контролер, согласно Закону, должен сформировать Публичный реестр интересов (Registro Público de Intereses), в котором будет публиковаться информация об исполнении ДЛ обязанности по представлению деклараций, а также о примененных санкциях в случае ее несоблюдения.
5. Ограничения и запреты для ДЛ
Закон также устанавливает для ДЛ ряд ограничений и запретов, связанных с конфликтом интересов.
В частности, ДЛ запрещается:
- выполнять любую трудовую деятельность в частной и/или негосударственной организации, входящую в сферу регулирования ДЛ, оказывать услуги любому лицу, работающему в такой организации;
- быть партнером или акционером, участвовать каким-либо иным образом в организациях, входящих в сферу регулирования ДЛ;
- быть поставщиком, лично или через третьих лиц, товаров, работ, услуг (ТРУ) для государственного органа (организации), в котором ДЛ замещает должность или который входит в сферу регулирования ДЛ.
Соответственно, до вступления или избрания на должность такое лицо обязано:
- если оно является владельцем, акционером или партнером организаций, и это может привести к конфликту интересов – принять меры по отчуждению долей в уставном капитале, акций и/или иных форм участия в соответствующих компаниях;
- если оно является директором, но не акционером или партнером компаний, и это может привести к конфликту интересов – подать в отставку.
Кроме того, ДЛ обязано отказаться от участия в принятии решения в случае, если такое решение касается:
- организаций, которые менее чем 3 года назад находились в собственности ДЛ;
- физических и/или юридических лиц, которым ДЛ оказывало профессиональные услуги или с которыми оно состояло в трудовых и/или иных профессиональных отношениях в течение 3 предшествующих лет;
- контрактов, проектов и иных вопросов, в которых ДЛ принимало участие до замещения должности в течение 3 предшествующих лет;
- дел, в которых у ДЛ и/или его близких родственников имеется личный, трудовой, экономический, финансовый, профессиональный или иной интерес;
- дел, с участниками, их представителями или адвокатами которых ДЛ состоит в супружеских отношениях, отношениях партнерства или сожительства, находится в близком родстве до четвертой степени родства по крови или до второй степени родства по браку;
- дел, в которых ДЛ и/или его близкий родственник состоит в партнерстве или ином взаимодействии через юридических лиц с любым из участников, их представителями или адвокатами;
- дел, в которых участвует лицо, находящееся в процессе судебного разбирательства с ДЛ и/или его близким родственником;
- дел, в которых участвует лицо, для которого ДЛ и/или его близкий родственник является кредитором, должником или поручителем;
- дел, в которых ДЛ и/или его близкий родственник является автором жалобы, претензии или иска против участника разбирательства;
- дел, в которых ДЛ и/или его близкий родственник получил какую-либо выгоду от участника разбирательства;
- дел, в которых принимают участие физические и/или юридические лица, с которыми ДЛ и/или его близкий родственник ведут переговоры о трудоустройстве.
6. Ограничения и запреты для бывших ДЛ
После увольнения бывшему ДЛ в течение года запрещается:
- быть поставщиком ТРУ, лично или через третьих лиц, для государственного органа (организации), в котором оно замещало должность, а также для подведомственных ему учреждений;
- являться представителем, поручителем, выполнять административные формальности для третьих лиц в государственном органе (организации), в котором оно замещало должность, если такое ДЛ имело определяющее влияние на вопросы, связанные с этими лицами или членами их семей, в период выполнения государственных функций;
- предоставлять консультационные и иные схожие услуги физическим и/или юридическим лицам, находящимся под контролем, надзором и/или регулированием государственного органа (организации), в котором ДЛ замещало должность, если такое ДЛ имело определяющее влияние на вопросы, связанные с этими лицами;
- быть партнером или акционером, участвовать каким-либо образом в организациях, входящих в сферу полномочий ДЛ.
7. Санкции
Закон также содержит положения об ответственности за несоблюдение установленных требований, в частности:
- непредставление декларации или представление неполных сведений влечет наложение штрафа в размере до 200 минимальных заработных плат (440 млн гуарани, около 4,9 млн рублей) и лишение права замещать государственные должности в течение 5 лет;
- представление заведомо недостоверной информации, нарушение ограничений, налагаемых на бывших ДЛ, влечет наложение штрафа в размере до 300 минимальных заработных плат (660 млн гуарани, около 7,3 млн рублей) и лишение права занимать государственные должности в течение 5 лет.
8. Меры по предупреждению конфликта интересов
Одновременно с установлением стандартов для ДЛ, Закон определяет меры по регулированию конфликта интересов, которые могут принимать государственные органы (организации):
- поощрять участие граждан в выявлении ситуаций конфликта интересов;
- публиковать проекты нормативных правовых актов, проводить их обсуждение, а также консультации по вопросам принятия иных решений, назначений ДЛ и т.д.;
- проводить общественные слушания;
- применять механизм пактов неподкупности;
- при необходимости в случае возникновения конфликта интересов перераспределять полномочия ДЛ;
- обеспечивать доступ к информации о соблюдении ДЛ установленных ограничений, запретов и обязанностей;
- публиковать ежедневную повестку дня ДЛ на официальном сайте государственного органа (организации), в частности, сведения о проведенных встречах, рассмотренных вопросах и т.п.
Контроль за соблюдением положений Закона будет осуществлять Генеральный контролер.