1. Основания изъятия имущества
Согласно Закону от 12 июля 2023 года № 21-VIII «О возврате государству незаконно приобретенных активов» (Заңсыз иемденілген активтерді мемлекетке қайтару туралы), имущество может быть изъято в случае, если должностное лицо (далее – ДЛ) и/или его аффилированные лица получили (в том числе напрямую или через аффилированных лиц) активы и/или доходы (в том числе от ранее полученных активов) в результате использования (с использованием) административно-властных ресурсов (связей, влияния).
К ДЛ при этом относятся лица:
- занимающие ответственные государственные должности, должности, предполагающие выполнение управленческих функций в государственном юридическом лице или субъекте квазигосударственного сектора;
- имеющие (имевшие ранее) административно-властные ресурсы (связи, влияние) в отношении лиц, занимающих (занимавших) ответственные государственные должности;
- исполняющие (исполнявшие) управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора.
К аффилированным с ДЛ лицам относятся:
- лица, имеющие родственные отношения с ДЛ, – родители, дети и их супруги, усыновители (удочерители) и их супруги, усыновленные (удочеренные) и их супруги, полнородные и неполнородные братья и сестры и их супруги, дедушки, бабушки, внуки, правнуки и их супруги, прадедушки, прабабушки, а также супруги ДЛ, в том числе бывшие, лица, имеющие родственные отношения с супругами ДЛ, в том числе бывшими;
- родственники, родственники супругов, а также родственники бывших супругов;
- лица, находящиеся на иждивении ДЛ либо ведущие с ними совместное хозяйство;
- физические лица, юридические лица и объединения (организации) без образования юридического лица, в отношении которых ДЛ или иное аффилированное с ним физическое лицо имеют фактическую возможность определять действия, в том числе возможность давать указания таким лицам, лицам, которые уполномочены выступать от их имени, а также членам органов управления юридического лица или объединения (организации) без образования юридического лица;
- лица, иным образом действующие по поручению и/или в интересах ДЛ и аффилированных с ними лиц, в том числе лица, являющиеся доверительными управляющими их имущества;
- лица, которые владеют, пользуются или распоряжаются имуществом на основании соглашения и/или иной договоренности с ДЛ и аффилированными с ними лицами;
- лица, имеющие общую собственность с ДЛ и аффилированными с ними лицами;
- физические и юридические лица, связанные с ДЛ и аффилированными с ними лицами общими коммерческими и экономическими интересами;
- юридические лица, которые прямо и/или косвенно контролируются ДЛ и/или аффилированными с ними лицами;
- иные физические и/или юридические лица, признанные аффилированными.
Под «имуществом», которое может стать предметом конфискации, понимаются активы ДЛ и/или его аффилированных лиц, соответствие стоимости которых размеру законных доходов либо иных законных источников покрытия расходов на приобретение таких активов не доказано суду (далее – активы необъясненного происхождения). При этом конфискация может применяться только в случае, если совокупный размер таких активов, находящихся в собственности, пользовании, владении или под контролем ДЛ и/или его аффилированных лиц, равен или превышает размер месячного расчетного показателя в 13 млн раз (то есть составляет 44,85 млрд тенге или около 9 млрд рублей).
2. Институциональная среда
Для обеспечения возврата активов в стране создается:
- подведомственный Генеральной прокуратуре орган по возврату активов (далее – Уполномоченный орган),
- Комиссия во главе с премьер-министром, отвечающая за выработку предложений и рекомендаций по вопросам возврата активов (далее – Комиссия).
В задачи Уполномоченного органа входит:
- осуществление деятельности по возврату активов, в том числе по поиску, сбору, обработке, обобщению, оценке поступающей информации об активах, анализу сведений о происхождении активов;
- обеспечение межведомственного взаимодействия и координации деятельности правоохранительных органов, органов по вопросам возврата активов и иных государственных органов, а также международно-правового сотрудничества в уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой сферах в целях возврата активов, в сфере поиска (раскрытия), подтверждения происхождения, применения предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер и возврата государству незаконно приобретенных активов;
- ведение Реестра лиц, в отношении которых возникли разумные сомнения в законности источников приобретения (происхождения) их активов (далее – Реестр). В Реестр включаются сведения о ДЛ и/или их аффилированных лицах, а также о наследниках и правопреемниках ДЛ и/или их аффилированных лицах, в собственности, во владении или под контролем которых находятся (находились) или предположительно находятся (находились) активы, подлежащие подтверждению законности источников их приобретения (происхождения);
- заключение соглашений о добровольном возврате активов и иных аналогичных договоров;
- инициация административного, уголовного и гражданского судопроизводства по вопросам возврата активов;
- утверждение формы и порядка представления декларации о раскрытии активов совместно с Уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- ежегодная подготовка для публикации на сайте органа информации по противодействию незаконному приобретению и выводу активов, а также принятым системным мерам и иные функции.
К задачам Комиссии относится:
- выработка обязательных к рассмотрению Уполномоченным органом рекомендаций по принятию системных мер, направленных на устранение причин и условий незаконного приобретения активов, а также их вывода за пределы страны, по использованию различных способов и механизмов возврата активов государству и/или их включения в законный экономический оборот;
- рассмотрение информации об активах и иных сведений, подтверждающих законность источников приобретения (происхождения) задекларированных активов;
- формирование Реестра с учетом социально-экономических рисков и иных факторов.
3. Порядок конфискации
Уполномоченный орган на основании информации государственных органов и других не запрещенных законом источников проводит мониторинг и анализ информации и оценивает легитичность источников приобретения (происхождения) активов ДЛ и/или их аффилированных лиц, после чего в случае наличия разумных сомнений выявляет:
- круг лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, круг аффилированных с ними лиц;
- совокупный размер активов;
- признаки и обстоятельства незаконного приобретения активов, их вывода за пределы страны;
- иные релевантные сведения.
По итогам анализа Уполномоченный орган выносит на рассмотрение Комиссии вопрос о внесении лиц, в отношении которых возникли разумные сомнения в законности источников приобретения (происхождения) их активов, в Реестр.
В случае согласия Комиссии Уполномоченный орган уведомляет соответствующих лиц о включении информации о них в Реестр, после чего они могут представить декларации об активах с приложением сведений (документов), подтверждающих законность источников приобретения (происхождения) задекларированных активов. Если ДЛ и/или их аффилированные лица не подтверждают законность приобретения активов, то они признаются активами необъясненного происхождения.
При возникновении риска вывода активов из страны или их отчуждения Уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, в частности, о:
- наложении ареста на активы;
- запрете совершать определенные действия, в том числе заключать сделки, направленные на возникновение заемных и иных обязательств, обременять активы залоговыми и иными правами третьих лиц;
- запрете другим лицам передавать имущество ДЛ и/или их аффилированным лицам;
- приостановлении реализации активов;
- запрете пользования акциями финансовых организаций, а также акциями (долями участия в уставном капитале) лиц, прямо или косвенно владеющих акциями финансовых организаций, и т.д.
Согласно Закону, возврат активов может носить добровольный или принудительный характер. При этом принудительный возврат активов осуществляется на основании решений национальных судебных органов, судебных или иных компетентных органов иностранных государств или, в случае гражданского судопроизводства, признания их активами необъясненного происхождения вне зависимости от наличия обвинительного приговора, завершения производства по уголовному делу, наличия досудебного расследования, истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности и т.д.
4. Специальный государственный фонд и управляющая компания
Одновременно на базе Министерства финансов будет создан Специальный государственный фонд, в который будут перечисляться все денежные средства, полученные государством в результате изъятия активов необъясненного происхождения (далее – Фонд), которые впоследствии будут расходоваться на финансирование социальных и экономических проектов, а также на функционирование Уполномоченного органа.
Для управления Фондом будет учреждена Управляющая компания, в задачи которой войдет:
- принятие в собственность от имени государства возвращенных ему активов;
- обеспечение сохранности и содержание активов, обращенных в доход государства;
- распоряжение активами;
- обеспечение перечисления средств от реализации активов в Фонд.
Закон вступил в силу 24 июля 2023 года.